Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:41, доклад
Для России проблема различий в социально-экономическом положении регионов не нова. Опасно усиление межрегиональных диспропорций, наблюдаемое практически по всем статистическим показателям. Несмотря на то, что поддержка регионального паритета (равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам) является существенной статьей государственных расходов *, при профиците федерального бюджета все острее проявляется проблема дефицита финансирования региональных бюджетов, даже в пределах обязательств, не говоря уже об инвестиционных потребностях.
Региональная
экономическая конкуренция в
России: возможность достижения межрегионального
паритета или фактор углубления межрегионального
неравенства
Для России проблема различий в социально-экономическом положении регионов не нова. Опасно усиление межрегиональных диспропорций, наблюдаемое практически по всем статистическим показателям. Несмотря на то, что поддержка регионального паритета (равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам) является существенной статьей государственных расходов *, при профиците федерального бюджета все острее проявляется проблема дефицита финансирования региональных бюджетов, даже в пределах обязательств, не говоря уже об инвестиционных потребностях. Финансовая помощь из федерального бюджета на сокращение разрыва между максимальным и минимальным среднедушевым доходом бюджетов субъектов РФ не решает проблемы. Высокая дифференциация подушевого дохода консолидированных бюджетов субъектов РФ при этом сохраняется. К тому же ресурсы из федерального бюджета перераспределяются с помощью все более разветвленной системы специализированных фондов, что усложняет межбюджетные отношения и негативно сказывается на социально-экономическом развитии регионов.
Проводимая политика
не только не поощряет регионы стремиться
к увеличению ВРП, но и не оставляет
большинству из них такой возможности.
В условиях, когда до 70% всех налоговых
поступлений территорий уходит в
федеральный бюджет и в регионы
постоянно передаются необеспеченные
финансовыми ресурсами
Предложения Минрегиона по поводу «выравнивания социально-экономических различий» касаются лишь смены объектов непосредственного централизованного воздействия: от поддержки депрессивных (отсталых) территорий рекомендуется перейти к поддержке так называемых «локомотивов роста» *. Это, с одной стороны, оправданно, так как существует обратно пропорциональная зависимость между территориальной справедливостью (под которой на практике чаще всего подразумевается перераспределение средств в пользу наиболее проблемных регионов) и экономической эффективностью национальной экономики. Стимулирование экономического развития проблемных регионов ведет к уменьшению экономической эффективности. Из правительственного прогноза социально-экономического развития российской экономики на 2007–2009 гг. следует, что в течение ближайших трех лет добавленная стоимость в российской экономике, как и раньше, будет формироваться за счет нескольких регионов. В их число входят: города Москва и Санкт-Петербург; Тюменская, Липецкая, Московская, Самарская, Свердловская и Ленинградская области; республики Татарстан, Коми и Башкортостан; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Доля этих 13 регионов в совокупном валовом региональном продукте страны будет неуклонно возрастать – с 52,5% в 2005 г. до 54,6% в 2009 г. * Следовательно, переход от концепции региональной политики, направленной на уменьшение региональных диспропорций, к концепции территориальной конкуренции в некоторой степени целесообразен.
Однако существует
и другая точка зрения на проблему
соотношения территориальной
Для современной
государственной региональной политики
России характерно следующее противоречие:
с одной стороны, на уровне правительства
активно поддерживается подход к
выравниванию социальных условий за
счет не столько трансфертов, сколько
вовлечения территорий в экономическую
конкуренцию. С другой стороны, с
усилением централизации
Б. Зайдель и М. Шротен в работе «Бюджетный федерализм и финансовые ресурсы регионального развития – модели сотрудничества и конкуренции» сформулировали следующие условия для реализации модели федерализма, ориентированного на конкуренцию: разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам; наделение всех уровней управления фискальными ресурсами для выполнения своих полномочий; сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью вертикальных трансфертов, осуществляемых по четким правилам для достижения определенных стандартов потребления услуг на всей территории страны. Кроме того, авторы подчеркивают, что в системе не должны доминировать отдельные крупные экономически сильные регионы.
По нашему мнению, на современном этапе развития российского федерализма формирование региональной конкуренции сдерживается следующими факторами.
Во-первых, территориальная структура российской экономики во многом отражает волевые решения, принимавшиеся более полувека назад исходя из политических мотивов того времени и характерных для него способов действий. Сформировавшаяся пространственная структура экономики привела к тому, что затяжной экономический кризис, охвативший все регионы, по-разному отразился на их развитии. В лучшем положении оказались регионы, продукция которых изначально была конкурентоспособна на внешних рынках.
Во-вторых, в
условиях зависимости бюджетной
системы от платежей предприятий
топливно-энергетического
В-третьих, фактическое назначение глав регионов плохо сопоставимо с идеей конкуренции. Прямое президентское назначение губернаторов приводит к тому, что выборы кандидатуры обусловливаются персональной и политической лояльностью кандидатов, которая, как известно, не влияет напрямую на решение хозяйственных проблем. Возможно, что более талантливые и популярные губернаторы, которые с большей вероятностью могут иметь независимые политические взгляды, могут быть с меньшей вероятностью назначены президентом *. В случае отсутствия выборов губернаторы склонны в большей степени учитывать интересы президента – истинного нанимателя региональной исполнительной власти.
В-четвертых, исходный
уровень социально-
В-пятых, в России
отсутствует реальный федерализм. Концентрация
финансовых средств и полномочий
в сфере территориального развития
в руках федеральных властей
в последние годы стала доминирующим
началом государственной
Существует и
другая точка зрения о перспективах
формирования в России региональной
конкуренции. Так, по мнению Е.И. Тихомировой
*, в России уже сформировались политические,
экономические и правовые предпосылки,
позволяющие рассматривать
Конкурентоспособность региона как совокупность свойств имеет много особенного в сравнении с другими экономическими системами. Существует несколько точек зрения относительно формирования региональной конкуренции.
Одна из них
– региональная конкурентоспособность
может рассматриваться как
Однако такое определение региональной конкурентоспособности вступает в противоречие с критериями устойчивого экономического развития, так как не отвечает ни критерию роста благосостояния (например, низкая стоимость рабочей силы), ни справедливому распределению дохода, ни требованию воспроизводимости ресурсов. Полностью отвечает целям устойчивого роста модель конкурентных преимуществ инновационного порядка, в которой конкурентные преимущества носят долговременный характер.
Согласно трактовке, принятой в ЕС, экономика страны является конкурентоспособной, если ее население имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе. Традиционной мерой конкурентоспособности экономики и уровня жизни является расчет ВВП на душу населения и индикаторы учета параметров социальной сферы, здравоохранения, охраны окружающей среды, благосостояния населения, уровня занятости и производительности * Достижение конкурентного статуса в таком понимании отвечает и потребностям страны, и каждого региона в отдельности и могло бы стать основой для разработки адекватной государственной региональной политики.
На сегодняшний
день интерес к конкурентному
поведению регионов значительно
вырос. В зависимости от теоретического
направления указанные процессы
рассматриваются с различных
позиций. В экономике общественного
сектора межрегиональная
При всем разнообразии
подходов к исследованию региональной
конкуренции в рамках различных
теоретических течений
Как показывают
современные исследования, в мировой
экономике существуют две противоположные
концепции государственной