Мировое хозяйство и этапы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда. Такое определение основано на представлении о мировом хозяйстве как сумме национальных экономик;
Мировое хозяйство – мировая система производственных и финансовых отношений. В таком подходе нашли отражение основные составные части мирового хозяйства – сфера реального производства и сфера обращения;
Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов. В данной трактовке мировое хозяйство представляет собой единое экономическое пространство (мегаэкономику), в котором субъектами хозяйственных отношений выступают: национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

Участие в международной  торговле и специализация страны на производстве капиталоемких товаров приводят к переливу капитала в экспортные отрасли. Спрос на избыточный в данной стране фактор производства превосходит предложение последнего и его цена (процентная ставка) повышается. Напротив, спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране фактором, относительно сокращается, что приводит к снижению его цены — заработной платы.

В другой же стране, относительно лучше наделенной трудовыми  ресурсами, специализация на производстве трудоемких товаров приводит к значительному  перемещению трудовых ресурсов в соответствующие экспортные отрасли. Возрастание спроса на труд ведет к росту заработной платы. Спрос на капитал относительно уменьшается, что обусловливает уменьшение его цены — процентной ставки.

21. Этапы создания и

состояние сферы ВЭД в РФ. Необходимость ВЭД и мотивы для участия в ВЭД.

Этап I (1986-1988) Ликвидация монополии в осуществлении ВЭД; 
расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий; 
расширение прав отраслевых министерств. Минхимпрому, Минавиапрому, Минсельхозмашу и др. переданы из состава Минвнешторговли 12 внешнеторговых объединений с персоналом Этап II (1989-1991) Развитие ВЭД и нетарифных методов регулирования (регистрация участников, лицензирование, квотирование); 
создание подразделений ВЭД в отраслях, регионах, на крупных предприятиях (Автоваз, Московский часовой завод); 
разрешение выхода на внешний рынок изготовителям (с 1989 г.), но после обязательной регистрации в Министерстве внешнеэкономических связей СССР Этап III (с 1992 г.) Распад СССР, хаос, отсутствие таможенных границ, ослабление роли государства, затем - наведение порядка.

Необходимость ВЭД связана с тем, что сложность, нестабильность и изменчивость конъюнктуры  национального и мировых рынков, ужесточение конкуренции заставляют искать новые сферы и способы получения прибыли предприятий, развивать ВЭД, которая для России всегда имела большое значение. Расширение экспорта приводит к повышению прибыльности и объемов производства, заработной платы на предприятии, а в национальной экономике - к росту национального дохода, занятости, потребления и инвестиций через действие мультипликатора внешней торговли. Более полное использование производственных мощностей предприятия Мотивы производителей для участия в ВЭД 
Ожидание более высокой деловой активности на международном рынке по сравнению с активностью на национальном рынке 
Улучшение финансового положения и условий для модернизации 
Имидж экспортера внутри страны (для конкуренции внутри страны) Более низкая конкуренция за рубежом, чем в своей стране.

22. Функции,  место и значение ВЭД, изменение  в концептиях и практике современной  ВЭД. Разграничение полномочий  по управлению ВЭД между центром  и регионами. Проблемы зарубежных  и российских партнеров.

Необходимость участия государства в управлении ВЭД следует из теории рыночной (смешанной) экономики. Оно должно обеспечить условия устойчивой и эффективной ВЭД большого числа предприятий. Полномочия государства и субъектов определены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Там же определена роль Президента, Правительства, Министерства экономического развития и торговли, МИД, торговых представительств, государственного таможенного комитета, ЦБ и других (подробнее не рассматриваем в данной дисциплине). Полномочия государства по управлению ВЭД: Формирование концепций и стратегий 
Обеспечение экономической безопасности 
Государственное регулирование внешней торговли (финансовое, валютное, таможенное, сертификация) 
Защита внутреннего рынка и др. Проблемы 
- нехватка квалифицированных экспертов по МЭО; 
зарубежных 
- нестабильность банковской системы; 
партнеров 
- ценовая конкуренция блокируется антидемпинговым законодательством и расследованием; 
необходимость выигрывать тендеры (на строительство, модернизацию); 
сложность кредитования и страхования экспорта; низкое качество продукции; 
снижение импортных таможенных тарифов при всту-плении в ВТО; 
Проблемы российских предпринима-телей 
согласованность действий партнеров разных стран в отношении российских товаров, например в ЕС; 
несмотря на провозглашенный «национальный режим» в отношении иностранных фирм, имеются во многих государствах ограничения на прямые произ-водственные инвестиции по размеру, по направлениям, например, в большинстве развитых стран запрещено функционирование зарубежныхкомпаний в отраслях: почта, телеграф, радиовещание, транспорт, энергетика, табачная и вино-водочная промышленность); наличие требования «взаимности», например, при прямых производственных инвестициях в отрасль; 
компенсационные пошлины (на субсидируемый товар); 
количественные ограничения (в ЕС).

23. Классификация  субъектов и видов их деятельности. Малые предприятия РФ в ВЭД.

Субъекты - независимые  участники. Общее число участников ВЭД в РФ: 670 тысяч - по записи о  сфере деятельности организации (учитывает федеральная служба по валютному и экспортному контролю); 70 тысяч - по оценке ГТК. Но экспортируют «свою» продукцию лишь около 10%.  
Большинство крупных участников ВЭД специализируется только на экспорте или только на импорте. Исключения: сохранившиеся объединения в Министерстве экономического развития и торговли, Центросоюзе, Рос- контракте, а также ТПП, внешнеторговые фирмы при крупных предприятиях, ФПГ, холдингах. Их число меньше 20 тысяч. 
Значительное место в ВЭД принадлежит малым предприятиям (МП). Особое место занимают предприниматели без образования юридических лиц, которые специализируются только на внешней торговле (челноки). Критерии классификации участников ВЭД По месту в цепи международного обмена: 
производители - экспортеры, импортеры; рганизации-посредники; 
содействующие организации (в частности, Торговые палаты, Союзы предпринимателей) По характеру внешнеторговых операций: 
экспортеры, импортеры (государство, регион, хозяйствующие организации); 
специализированные посредники (комиссионеры, таможенные брокеры - декларанты); 
многопрофильные организации (торговые дома, хол-динги) По организационно-правовым формам (по принадлежности капитала, порядку распределения прибыли, целям): 
коммерческие; 
некоммерческие; 
ХТ, ОАО, ЗАО, ОООПо характеру и периодичности операций ВЭД: 
эпизодически экспортируют (свою и не свою продукцию) и импортируют продукцию; 
экспортируют материалы или полуфабрикаты по кооперации в составе конечной (не своей) продукции; 
постоянно экспортируют свою продукцию, участвуют в других формах МРТКритерии классификацииучастников ВЭД 
По месту в цепи международного обмена: производители - экспортеры, импортеры; 
организации-посредники; 
содействующие организации (в частности, Торговые палаты, Союзы предпринимателей) 
По характеру внешнеторговых операций: 
экспортеры, импортеры (государство, регион, хозяй-ствующие организации); 
специализированные посредники (комиссионеры, таможенные брокеры - декларанты); 
многопрофильные организации (торговые дома, холдинги) 
По организационно-правовым формам (по принадлежности капитала, порядку распределения прибыли, целям): 
коммерческие; 
некоммерческие; 
ХТ, ОАО, ЗАО, ООО 
По характеру и периодичности операций ВЭД: 
эпизодически экспортируют (свою и не свою продукцию) и импортируют продукцию; 
экспортируют материалы или полуфабрикаты по кооперации в составе конечной (не своей) продукции; 
постоянно экспортируют свою продукцию, участвуют в других формах МРТ.

Малые предприятия  РФ в ВЭД.

Состояние малого Подав-ляющая часть использует «двойную»  бухгалтерию МП-участники ВЭД  Среди МП - ЮЛ примерно 50 тыс. участников ВЭД, в том числе 10 тыс. - экспортная торговля; 40 тыс. - импортная торговля Рекомендации по развитию ВЭД МП - Улучшить взаимодействие государства и малого бизнеса; 
ввести статистическую отчетность ВЭД отдельно по МП; 
стимулировать ВЭД (законодательно); 
содействовать новым формам: лизинг, франчайзинг, Интернет-торговля; поддерживать МП (финансово, информационно, административно). Заметно участие МП в ВЭД в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям Причины малого объема экспорта - Повышенные требование к сертификации; 
повышенные требования к сервису (послепродажное обслуживание, нужны специальные подразделения); 
отсутствие специалистов по маркетингу и технике; 
жесткие условия по срокам поставки Недостатки в работе МП Зачастую МП «привязаны» к одному крупному изготови-телю, созданному администрацией этого предприятия, цель - укрытие части экспортной выручки и личное обо-гащение. 
Нередко создаются фирмы-однодневки, их аферы подрывают престиж страны. Они забираются в карман государству. 
Часто ВЭД МП носит эпизодический характер, т.к. для устойчивости нужны инвестиции, а с этим - проблема в МП 2.3 Участие МП в импорте Направления - Обеспечение собственных нужд (импортеры-промышленники): оборудование, сырье и полуфабрикаты, упаковка; 
перепродажа (импортеры-коммерсанты): потребительские товары и продовольствие, конторское и офисное оборудование, мебель, табачные изделия и т.д. Методы торговли Коммерсанты используют принадлежащие им торговые дома, оптовые рынки, магазины Мелкая торговля Обеспечивается челноками. В импорте на челноков приходится четвертая часть общего импорта страны  
Недостатки - В импорте в большей степени используются фирмы- однодневки: ввозят несертифицированную продукцию, контрабанду, табачные изделия, алкоголь. Они ввозят 70% потребительских товаров (по данным таможни); 
широко используются также схемы «серого» импорта, когда при расчетах используются счета банков в оффшорных зонах для сокращения расходов по налогам и таможенным сборам Объем «серого» 
импорта 20-25% от общего объема импорта.

24. Характеристика  и роль союзов предпринимателей, торгово – промышленных палат  в развитии экспорта.

Критерии классификации  участников ВЭД 
По месту в цепи международного обмена: 
производители - экспортеры, импортеры; 
организации-посредники; 
содействующие организации (в частности, Торговые палаты, Союзы предпринимателей) 
По характеру внешнеторговых операций: 
экспортеры, импортеры (государство, регион, хозяй-ствующие организации); 
специализированные посредники (комиссионеры, таможенные брокеры - декларанты); 
многопрофильные организации (торговые дома, хол-динги) 
По организационно-правовым формам (по принадлежности капитала, порядку распределения прибыли, целям): 
коммерческие; 
некоммерческие; 
ХТ, ОАО, ЗАО, ООО 
По характеру и периодичности операций ВЭД: 
эпизодически экспортируют (свою и не свою продукцию) и импортируют продукцию; 
экспортируют материалы или полуфабрикаты по кооперации в составе конечной (не своей) продукции; 
постоянно экспортируют свою продукцию, участвуют в других формах МРТ3.2 Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ 
Основана 
На добровольном союзе предпринимателей, промышленников, представителей других секторов экономики 
Статус 
Негосударственная некоммерческая организация. Правовая основа 
Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ», был принят в 1993 г. 
Цель 
Содействовать развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему 
Место в МТП 
Принята в Международную торговую палату, участвует в работе Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, Международной организации труда 
Организационная структура 
Включает: 
155 торгово-промышленных палат; 
около 20000 предприятий и организаций - членов палаты; 
119 союзов, ассоциаций, действующих на федеральном уровне, и около 300 объединений-членов, действующих на региональном уровне; комитеты; 
негосударственный Реестр надежных партнеров ТПП РФ; 
6 учебных центров и 1 Региональный центр качества; 
Третейский суд при ТПП РФ; 
систему стандартизации ТПП РФ 
Вклад в развитие ВЭД 
Учредила 8 смешанных торговых палат: Болгаро-Российскую, Российско-Американскую, Русско-Британскую, Итало-Российскую, Финско-Российскую, Франко-Российскую, Польско-Российскую и Российско-Арабскую; 
открыла 17 представительств на территории других стран: Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Индии, Италии, Китая, Латвии, Турции, Финляндии, Чехии, Югославии, Японии; оказывает помощь: 
аналитическую, методологическую, информационную, консультационную и ресурсную палатам на местах; 
в обмене опытом между палатами3.3 Пензенская областная торгово-промышленная палата (ПТПП) 
Создана 
В 1993 г. 
Цель 
Содействовать созданию инфраструктуры развития бизнеса, ВЭД, обеспечению диалога бизнеса и власти 
Место в ТПП РФ 
Является членом ТПП РФ 
Направления деятельности 
Поддержка местных товаропроизводителей, координация деятельности и лоббирование интересов бизнеса; 
участие в законотворческом процессе важных документов поддержки предпринимательства; 
оказание услуг оценочных, сертификации товаров, экспертизы товаров, информационных; 
выставочно-ярмарочная деятельность; 
работа по землеустройству, юридический и финансовый консалтинг.

25. Виды  международного бизнеса. Классификация  операций ВЭД.

Международный бизнес - любые хозяйственные экономические операции, которые проводятся двумя и более сторонами и ее отдельными представителями, направленные на повышение благосостояния каждой из сторон и получение прибыли Экономическая сущность международного бизнеса Ориентация на прибыль составляет его отличие от того, что у нас длительное время называлось внешнеэконо-мическими связями, при которых мотивы, формы осу-ществления, включая создание и распределение дохода, были далеки от предпринимательства, составляющего душу бизнеса Виды 
международного бизнеса Внешнеторговый бизнес - внешнеторговая деятельность (ВТД) • Производственная кооперация (ПК), отличается множеством особенностей: кооперация на лицензионной основе - передача ли-цензии; 
передача лицензии и поставка комплектующих; 
передача лицензии и оборудования по лизингу; 
совместное производство (включая полностью иностранные предприятия); 
совместное проведение НИОКР; 
подрядная кооперация - подрядчик поставляет продукцию по документации или ноу-хау заказчика; 
сотрудничество на основе раздела продукции; сотрудничество на компенсационной основе; переработка давальческого сырья (толлинг); лизинг; 
свободные экономические зоны 
Инвестиционный бизнес, обмен инвестициями, осуществляется в форме прямых инвестиций, портфельных и пр. Виды международного бизнеса Научно-техническое сотрудничество 
Бизнес в сфере предоставления услуг (техническое обслуживание, в том числе целых заводов, и на станциях технического обслуживания) Валютно-финансовый бизнес (рынки ссудных капиталов, оффшоры, кредитные рынки) - содействие, сопровождение сделки или самостоятельные операции в банковской сфере 
Бизнес в сфере экспорта и импорта рабочей силы, т.е. обмен трудовыми ресурсами между странами на постоянной и временной основе 
В Российской Федерации ВЭД реализуется преимущественно через ВТД. 

26. Структура внешнеторговой деятельности. Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности России и Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Структура втд 
Обмен товарами в вещной форме 
Торговля услугами 
Торговля товарами, представляющими собой интеллектуальную собственность• прочие виды продукции - соль, сера, глины, цемент, руды и концентраты черных и цветных металлов, взрывчатые вещества, книги, газеты, ткани, одежда, обувь, часы, мебель, игрушки и др.). 
Торговля услугами 
Услуги насчитывают свыше 160 обобщенных видов по классификации ВТО. Полезный эффект услуги экспортируется посредством передачи материального носителя (документ, обзор, обученный специалист), непосредственно услуги (транспорт, связь и т.п.) или временным перемещением производителя или потребителя данной услуги. Виды услуг: деловые, связи, строительные, дистрибью-торские, образовательные, связанные с защитой окружающей среды, финансовые, услуги в области здравоохранения и социального обеспечения, туристические, услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий, транспортные и прочие услуги Торговля товарами интеллектуальной собственности 
Патенты; лицензии; инжиниринг; 
ноу-хау и др. 
Многие из рассмотренных выше видов международного бизнеса могут быть дополнительно классифицированы. Критерии дополнительной классификации видов международного бизнеса По стадиям Разработка, производство, коммерция По методам реализации Совместные программы, совместные предприятия По структуре связей Межфирменные, межотраслевые, горизонтальные, вертикальные По территории Между двумя и более предприятиями, региональные, мировые По числу субъектов Двусторонние, многосторонние По числу объектов Однопредметные и многопредметные По способу осуществления По прямым контактам, через посредников Следует заметить, что в чистом виде та или иная форма ВЭД применяется редко. Обычно она на практике встречается в сложном сочетании с другими формами, причем характер этих сочетаний меняется в зависимости от времени, пространства, конкретных условий торговли. Рынок находится в непредсказуемом движении, и это не может не сказываться на конкретных формах экономического взаимодействия. Описание ТН ВЭД 
Предназначена 
Для сбора и анализа статистических данных о ВЭД предприятий и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, к числу которых относятся: 
декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; 
нетарифное регулирование экспорта и импорта; 
тарифное регулирование 
Разработана 
На базе номенклатуры  Гармонизированной системы (ГС) описания и кодирования товаров, которая является Приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе (Конвенция по ГС), вступила в силу с 1 января 1988 г. Унификация кода 
Код товара на уровне шести знаков в странах, подписавших Конвенцию по ГС, должен быть одинаков 
Основной принцип 
Однозначное отнесение товаров к классификационным группировкам 
Ведение ТН ВЭД 
Осуществляется таможенными органами РФ Кодовая система ТН ВЭД России 
Длина кодового обозначения 
Десять цифровых знаков 
Обозначение классификационной группировки товара по ГС 
Шесть первых цифровых знаков 
Детализация номенклатуры товаров в России 
Последние четыре цифровых знака из десятизначного кода Распределение информации по уровням 
Раздел - 1-й уровень (не отражается в коде товара, ну-меруются римскими цифрами I.. .XXI) Группа - 2-й уровень (первые две цифры кода) Товарная позиция - 3-й уровень (первые четыре цифры кода) 
Субпозиция - 4-й уровень (первые шесть цифр кода) Подсубпозиция - 5-й уровень (10-значный код) 
В некоторых группах между товарными позициями и субпозициями существует еще один дополнительный уровень - подпозиция (первые пять цифр кода).

27. Подготовка российской  фирмы к ВЭД. Основные препятствия  международной деятельности фирмы  за рубежом. Функции предприятий  по развитию ВЭД. Формы финансирования ВЭД.

Внутренние источники финансирования предприятия 
• Инвестиции (прямые, портфельные) (см. закон «Об иностранных инвестициях в РФ») • ЛизингДоговор аренды, предусматривающий предоставление лизингодателем (арендодателем) лизингополучателю (арендатору) принадлежащих ему оборудования, машин, ЭВМ, оргтехники, транспортных средств, сооружений производственного, торгового и складского назначения в исключительное пользование на установ-ленный срок за определенное вознаграждение - арендную плату, которая включает процентную ставку, покрывающую стоимость привлечения средств арендодателем на денежном рынке с учетом необходимой прибыли банка и амортизацию имущества ленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, прав получения платежа по ним, т.е. инкассированием дебиторской задолженности клиента (получением средств по платежным документам) Коммерческий (фирменный) кредит - это кредит в товарной форме иностранному импортеру от экспортера (вид отсрочки платежа при продаже товара). ВЭД сопровождается значительным числом сопутствующих операций по продвижению товара, по предоставлению услуг (транспортных, страховых, банковских, ...), по изучению коммерческой информации, по прохождению таможенных процедур. 
Функции предприятий по заключению и осуществлению международных сделок выполняют внешнеторговые фирмы (ВТФ), действующие в составепредприятий, или специально создаваемые отделы ВЭД предприятий. ВТФ могут функционировать также в составе отраслевых внешнеэкономических организаций. 
Основные отличия функций ВТФ и отделов ВЭД в том, что последние должны находиться «ближе к производству», заниматься исследованиями и анализом не только рынков, но и возможностей предприятия, участвовать в разработке и осуществлении стратегических решений Функциональные подразделения ВТФ: ? маркетинга ? оперативно-коммерческое ? планово-экономических расчетов ? валютно-финансовых расчетов ? учета ? юридическое ? инженерно-техническое Функции отдела ВЭД предприятия: ? научно-техническое сотрудничество ? выбор экспортной стратегии ? аналитические исследования (конкурентоспособности, конъюнктуры, цен, прогноза сбыта, .) ? поиск клиентов (ярмарки, письма, звонки, реклама, газеты, ...) ? поиск ресурсов ? протокол (мероприятия по приему делегаций, оформлению документов) ? заключение договоров (работа с дилерами, агентами, оформление контрактов, картотек, переговоры) ? выполнение (или контроль выполнения) контракта Для успешной деятельности на внешних рынках нужна оптимальная организация работы. Критерии выбора оптимальной организационной структуры: s 
• размер фирмы s 
• характер специализации s 
• форма управления s 
• внешние условия функционирования s 
• уровень развития экспорта (импорта) этой фирмы Собственный внешнеэкономический аппарат - система служб - может быть частью структуры предприятия или относительно самостоятель-ным подразделением, в стране или за границей. 
Простейший случай - встроенный экспортный отдел (отдел ВЭД) - 2-3 человека заключают сделки, ведут контроль, учет, работают с международными торговыми посредниками. 
При больших оборотах создается специальный экспортный отдел, он проводит аналитическую, рекламную, кредитно-расчетную, транспортную работу и подготовку сбыта. 
Дальнейшее развитие внешнеэкономического аппарата: 
налаживание собственной сбытовой сети, сервиса 
создание и развитие заграничных филиалов (юридически и финансово зависимых) или дочерних компаний (львиная доля акций - у материнской компании) сотрудничество с зарубежными фирмами - дистрибьюторами 
использование торговой сети зарубежных партнеров (последние доукомплектовывают, маркируют, упаковывают продукцию) 
^-N создание ТНК с применением многообразных структур и схем сбыта и с открытием стратегических коммерческих центров 
формирование долгосрочных отношений.

Информация о работе Мировое хозяйство и этапы его развития