Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:53, реферат
Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда. Такое определение основано на представлении о мировом хозяйстве как сумме национальных экономик;
Мировое хозяйство – мировая система производственных и финансовых отношений. В таком подходе нашли отражение основные составные части мирового хозяйства – сфера реального производства и сфера обращения;
Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов. В данной трактовке мировое хозяйство представляет собой единое экономическое пространство (мегаэкономику), в котором субъектами хозяйственных отношений выступают: национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.
1. Мировое
хозяйство и этапы его
Мировое хозяйство
стало складываться давно. Все началось
с мировой торговли, которая представляет
собой совокупность внешней торговли
всех стран мира. На древнейших этапах
человеческой истории целые народы
могли непосредственно
Жители первого в мире государства (Египта)
еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними
племенами, покупая у них древесину, металлы,
скот в обмен на продукты ремесла и земледелия.
Они также организовывали экспедиции
для хозяйственного освоения новых земель.
В это же время жившие на территории России
племена обменивались товарами с соседними
племенами.
К международной торговле товарами стали
подключаться торговцы услугами. Финикийские
и греческие купцы не только торговали
по всему Средиземноморью товарами, но
и оказывали услуги по перевозке грузов
и иноземных пассажиров. Район Средиземноморья
и Черного моря вместе с прилегающими
странами Западной Азии стал тем регионом
мира, где еще в глубокой древности зародилось
ядро мирового хозяйства. Постепенно к
нему присоединялись другие хозяйственные
регионы мира – вначале Южная Азия, затем
Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия,
Америка, Австралия и Океания, районы Тропической
Африки.
Большой вклад в становление мировой торговли
товарами и услугами внесло активное распространение
рыночных отношений, великие географические
открытия XV – XVII веков, появление в XIX веке
машинной индустрии и современных средств
транспорта и связи.
Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана,
Ермака раздвинули пределы мирового рынка
во много раз, присоединив к нему новые
регионы. Хозяйственные связи с этими
регионами упрочились после начала массового
фабричного производства готовых изделий
в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем
в северной Америке, России и Японии. Это
были простые и дешевые потребительские
товары. Их сбыту способствовали пароходы,
железные дороги, телеграф. В результате
к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров
и услуг.
Одновременно в мире усиливалось движение
факторов производства (капитала, рабочей
силы, предпринимательских способностей,
технологии). Потоки экономических ресурсов
шли в одном направлении – из наиболее
развитых стран в менее развитые. Британский,
французский, бельгийский, голландский
и немецкий капиталы были заметным элементом
накопления капитала в Америке и России,
эмигранты из Европы освоили просторы
Северной Америки, Южной Африки, Австралии.
Затем процесс перемещения экономических
ресурсов стал более комплексным: капитал,
предпринимательские способности и технологию
стали не только импортировать, но и экспортировать
среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей
силы активно участвовали и слаборазвитые
страны. В результате международное движение
факторов производства становится взаимным.
После того как мировая экономика сложилась
на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные
изменения. В процессе эволюции современной
мировой экономики выделяют несколько
этапов:
1) конец ХIХ – до Первой мировой войны.
Это этап усиления открытости мировой
экономики. Сырьевая направленность мировой
торговли преобладала. Однако доля экспорта
постоянно росла;
2) период между Первой и Второй мировыми
войнами. Он характеризовался неустойчивостью
и кризисами, сопровождавшими развитие
мировой экономики. Усилилась тенденция
к автaркии национальных хозяйств и протекционизму,
а также к снижению роли экспорта;
3) период 1950–70-х годов ХХ века. Этап характеризуется
возникновением интеграционных группировок
(ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации,
активное перемещение технологий, предпринимательских
способностей и капитала, восстановился
мировой рынок ссудного капитала. На особую
роль в мировом хозяйстве стали претендовать
социалистические и развивающиеся государства.
4) период – 1980-90-е гг. Развитые страны переходят
в эру постиндустриализации, многие развивающиеся
страны преодолевают экономическое отставание
(Китай и НИСы), бывшие социалистические
страны переходят к рыночной экономике.
5) конец ХХ – начало ХХI века – современный
этап формирования мирового хозяйства.
Его отличают возросшая степень освоения
географического пространства, формирование
международных производительных сил,
усиление экономического взаимодействия
и взаимозависимости. Вступление мирового
хозяйства в новый этап развития сопровождается
активизацией сотрудничества между странами
в хозяйственной сфере.
2. Современная структура мирового хозяйства.
В начале ХХI столетия
мировое хозяйство обретает новое
качество, важнейшей формой и одновременно новым этапом
интернационализации хозяйственной жизни
которого становится глобализация. По
определению экспертов МВФ, этот феномен
представляет собой растущую экономическую
взаимозависимость стран всего мира в
результате возрастающего объема и многообразия
международных сделок с товарами, услугами
и мировых потоков капитала, а также благодаря
все более быстрой и широкой диффузии
технологий. Таким образом, глобализация
представляет собой процесс движения
к мировому экономическому, финансовому,
информационному и гуманитарному пространству,
обусловливающему преодоление государственных
барьеров на пути движения информации,
капиталов, товаров, услуг и возрастание
роли наднациональных институтов регулирования
экономики.
Основными движущими силами процесса
глобализации являются углубление международного
разделения труда и информационная революция.
Резко возрастает степень открытости
и взаимозависимости национальных хозяйств.
Глобальные экономические процессы становятся
доминирующими, а центр тяжести предпринимательской
стратегии пе- ремещается с национального
на наднациональный уровень. Национальное
государство постепенно теряет возможность
эффективно использовать традиционные
рычаги макроэкономического регулирования
(импортные барьеры, экспортные субсидии,
курс национальной валюты, ставка рефинансирования
центрального банка) и вынуждено ориентироваться
в своей экономической политике на мировые
тенденции.
В настоящее время логика эволюции привела
мировое хозяйство от интернационализации
обмена к интернационализации капитала
и производства. В ходе конкурентной борьбы
между странами сложилась система международного
разделения труда, которое находит свое
выражение в устойчивом производстве
товаров и услуг в отдельных странах сверх
внутренних потребностей в расчете на
международный рынок, и основывается на
международной специализации и международном
кооперировании.
Другой важной тенденцией в развитии современного
мирового хозяйства стало экономическое
сближение и взаимодействие стран на региональном
уровне. Международная экономическая
интеграция представляет собой процесс
хозяйственного и политического объединения
стран на основе развития глубоких устойчивых
взаимосвязей и разделения труда между
отдельными национальными хозяйствами.
Высшей формой межгосударственной экономической
интеграции является экономический и
валютный союз. Интеграционные процессы
получили наибольшее развитие в Западной
Европе (ЕС) и Северной Америке (Североамериканская
ассоциация свободной торговли – НАФТА).
Помимо интеграционных объединений довольно
заметное место в процессах взаимодействия
в хозяйственной сфере отдельных государств
занимают ассоциации стран-производителей
и экспортеров сырья, свободные экономические
зоны. Таким образом, мировые хозяйственные
взаимоотношения, проявляющиеся в интернационализации
производства и интеграции, привели к
усилению взаимосвязи отдельных национальных
экономик, формированию целостности мирового хозяйства.
3. Закономерности и тенденции развития современного мирового хозяйства: транснационализация, регионализация, интернационализация, глобализация
Развитие современного мирового хозяйства определяют:
Закон интернационализации производства
Закон стоимости
Закон международной конкуренции
Закон неравномерности экономического развития
Закон предложения и спроса
Закон соответствия уровня развития продуктивных сил характеру производственных отношений
Закон экономии времени
Определяющая тенденция к глобализации мирового хозяйства:
всепланетное воздействие национальных экономик, взаимопроникновение и взаимное переплетение
универсализация
или гомогенизация
Тенденция к углублению кризиса индустриальной цивилизации с такими признаками:
безграничная, бессистемная, бесконтрольная утилизация вещества природы, максимизация экономического возрастания, а не его оптимизация
подчинение живого труда прошедшему, то есть усиление зависимости человека от системы машин, доминирование технических подходов и ослабление антропогенного начала в социально-экономическом развитии
взаимное переплетение цивилизационных и формационных разногласий
4. Региональные хозяйственные комплексы: Европейский союз, НАФТА, СНГ, МЕРКОСУР.
Уже после первой
мировой войны европейская идея
присутствовала в политических дискуссиях,
но не привела к конкретным шагам.
Затем, после разрушений, которые
принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению,
что сотрудничество и общие усилия являются
лучшим способом обеспечения мира, стабильности
и процветания в Европе. Процесс начался
9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра
иностранных дел Франции, предложившего
объединить угольную и сталелитейную
промышленность Франции и Федеративной
Республики Германии.
Эта концепция была реализована в 1951 году
Парижском Договором, установившим Европейское
сообщество угля и стали с шестью странами-членами:
Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург
и Нидерланды. Успех Договора воодушевил
эти шесть стран расширить процесс на
другие сферы.
В 1957 году Римский Договор установил Европейское
экономическое сообщество и Европейское
сообщество по атомной энергии. Они, соответственно,
были нацелены на создание таможенного
союза и ломку внутренних торговых барьеров
внутри Сообщества, а также развитие ядерной
энергии в мирных целях.
В 1967 году произошло слияние исполнительных
органов трех Сообществ, в результате
чего была создана базовая структура,
признаваемая сегодня, с такими основными
институтами, как Европейская Комиссия,
Совет, Парламент и Суд.
Следующим краеугольным камнем в процессе
европейской интеграции стал Маастрихтский
Договор 1992 года, который определил три
столпа Европейского Союза: первый - это
Европейское Сообщество, два новых - это
межправительственное сотрудничество
в международной политике и в области
безопасности, а также в правосудии и внутренних
делах. Кроме того, Маастрихтский Договор
определил рамки для единой валюты и большей
политической интеграции.
Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной
конференции, которая началась в 1996 году
в Турине и завершилась подписанием Амстердамского
договора в июне 1997 года. Задачей следующего
века будет расширение Европейского Союза
и включение новых стран-членов - особенно
из Центральной и Восточной Европы.
Органы власти и политика Европейского союза
Европейский Союз
построен на единственной в своем
роде системе институтов.
Страны-члены ЕС передают полномочия в
решении некоторых вопросов независимым
институтам, которые представляют интересы
Европейского Союза в целом, его государств-членов
и граждан. По традиции Европейская Комиссия
защищает интересы Союза в целом, в то
время как каждое национальное правительство
представлено в Совете Министров, а члены
Европейского Парламента напрямую избираются
гражданами ЕС. Таким образом, демократия
и верховенство закона являются краеугольными
камнями этой структуры.
Европейский Союз основан на верховенстве
закона и демократии. Союз не является
новым государством взамен существующих,
его нельзя сравнить и с другими международными
организациями. Страны-члены ЕС делегируют
суверенитет общим институтам, представляющим
интересы Союза как единого целого в вопросах,
представляющих общий интерес. Все решения
и процедуры вытекают из основных договоров,
ратифицированных странами-членами.
Основными целями Союза являются:
· Создание европейского гражданства
· Обеспечение свободы, безопасности и
законности
· Содействие экономическому и социальному
прогрессу
· Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют
пять институтов, каждый из которых
играет свою конкретную роль:
· Европейский парламент (избираемый народами
стран-членов);
· Европейский Совет (состоящий из правительств
стран-членов);
· Европейская Комиссия (движущая сила
и исполнительный орган);
· Суд (соблюдение закона);
· Палата аудиторов (надлежащее и законное
управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют
часть институциональной
· Европейский Экономический и Социальный
Комитет (выражает мнения организованного
гражданского общества по экономическим
и социальным вопросам);
· Комитет регионов (выражает мнения региональных
и местных властей по региональной политике,
окружающей среде и образованию);
· Европейский омбудсмен (занимается жалобами
граждан относительно плохого управления
какого-либо института или органа ЕС);
· Европейский инвестиционный банк (содействует
целям ЕС путем финансирования государственных
и частных долгосрочных инвестиций);
· Европейский центральный банк (отвечает
за денежную политику и валютные операции).
Расширение Европейского Союза произойдет в 2004 году, когда в состав ЕС войдут новые страны из восточной и южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). Три другие страны - Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.
Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.
В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров
было подписано американо-канадское
соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение
десяти лет США и Канада должны были сформировать
зону свободной торговли.
В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных
процессов в Европе и Азии значение вопроса
о создании НАФТА возросло, так как стало
понятно, что ответом на объединение Европы
должно стать объединение Америки и, как
его части, — Северной Америки. Однако
с самого начала Мексика, Канада и США р
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке — снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне.
В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д.
Цели
Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА: