Мировое хозяйство и этапы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда. Такое определение основано на представлении о мировом хозяйстве как сумме национальных экономик;
Мировое хозяйство – мировая система производственных и финансовых отношений. В таком подходе нашли отражение основные составные части мирового хозяйства – сфера реального производства и сфера обращения;
Мировое хозяйство – совокупность национально-государственных и негосударственных структур, а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов. В данной трактовке мировое хозяйство представляет собой единое экономическое пространство (мегаэкономику), в котором субъектами хозяйственных отношений выступают: национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические организации.

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 393.50 Кб (Скачать)

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание  условия для справедливой конкуренции  в зоне свободной торговли;

— привлечение  инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение  должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных  механизмов внедрения и использования  Соглашения, совместного решения  споров и управления;

— создание базы для будущей  трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.Основные характеристики НАФТА

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических  связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Экономическая интеграция в  Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие  от ЕС и АТЭС, есть только один центр  экономической силы — США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Центральным организационным  институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров  торговли, которая следит за выполнением  соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при  его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. При формировании объема компетенции комиссии использован следующий принцип: в пределы компетенции этой комиссии включены полномочия, которыми страны обычно наделяют министров торговли.

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется  тем, что 70 % внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

Содру́жество  Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в составСССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях(Беловежская пуща) под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.[1]

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря —Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7[2], тем самым он нарушил ст. 104 конституции РСФСР. Потому что для ратификации беловежского соглашения необходимо было созвать высший 

орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики и влекло за собой изменения в конституцию[3]. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ставить на голосование ратификацию беловежского соглашения[4], вплоть до своего роспуска в октябре 1993 года он так и не ратифицировал документ[5][6][7]. 13 декабря 1991 в городе Ашхабадсостоялась встреча президентов пяти центральноазиатскихгосударств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии,Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.[8] Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться вАлма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли  участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана,Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии,России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины(из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва,Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ.[9]

Алма-Атинская встреча стала  важной вехой в государственном  строительстве на постсоветском  пространстве, так как она завершила  процесс преобразования бывших республик  СССР в суверенные государства (ССГ).[8] Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.[10]

Первые годы существования  организации в большей степени  были посвящены организационным  вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основеконсенсуса.[11] Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.[12]

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.[13]

Крупнейшие города СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Ташкент, Баку, Минск, Новосибирск, Харьков, Алма-Ата.

МЕРКОСУР (MERCOSUR) — общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.

Название организации  происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.

Основными административными  органами объединения являются Совет  общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Основной принцип  деятельности высших органов Меркосур — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

18 Декабря 2007 года Меркосур подписал торговое  соглашение о свободной торговле  с Израилем.

20 декабря 2011 во время встречи в верхах  в Монтевидео, министры иностранных  дел четырех полных стран-членов, совместно с министром иностранных  дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной  торговле с Палестиной.

В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс[1], который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

5. Хозяйственные  комплексы 

развитых  стран.

Развитые страны занимают господствующее положение  в мировой экономике. Они производят 3/4 валового мирового продукта (ВМП) и  используют основную часть ресурсов мира. В этих странах проживает менее 16% населения мира, которое тем не менее создает основную часть экономического и научно-технического потенциала мира. 
Влияние развитых стран на мировую экономику огромно. Они определяют состояние экономики, ее стратегию и характер изменений. 
Все развитые страны за исключением Японии являются западноевропейскими или производными от Западной Европы. В эту небольшую группу стран входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. 
Во второй половине XX в. развитые страны начали принципиальную перестройку своих хозяйств, направленную на сохранение и укрепление преимуществ в мировом хозяйстве. Перестройка опиралась на воззрения Дж.М.КеЙнса, согласно которым рыночная экономика не может находиться в состоянии постоянного роста без государственной поддержки. 
Усиление роли государства в экономическом развитии - важнейшее направление перестройки национальных хозяйств, осуществляющейся в тот период. 
Одним из способов, с помощью которого до сих пор устанавливаются государственные приоритеты в экономике, служит планирование. Его опыт позаимствован у бывшего СССР. Но развитые страны не делают обязательными показатели экономических планов. Государство стимулирует их выполнение не директивными (командными), а рыночными мерами. Взамен предоставляются гарантированные заказы и закупки, оказывается содействие в сбыте продукции, переоснащении производства, получении кредитов. 
Государственное планирование экономики - разработка государством заданий по развитию экономики и указание путей их выполнения. 
Благодаря активной государственной позиции развитые страны не только сохранили ведущие места в мировой экономике, но и намного опередили оставшийся мир. 
Однако в конце XX в. роль государства в экономике развитых стран изменилась. Рыночные процессы стали освобождаться от чрезмерного государственного регулирования. Была повышена свобода хозяйствующих субъектов, сокращена государственная собственность, снижены расходы государства. 
С этого времени начали преобладать идеи экономического либерализма, пришедшие на смену господству кейнсианской теории. Идеи либерализма сводятся к тому, что активное вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред. 
Сторонники этих идей считают, что индивиды лучше государства знают о своих предпочтениях и возможностях, потому эффективное государственное управление частной собственностью, другими элементами рыночной экономики невозможно. Кроме того доказывается, что государственное планирование - излишне жесткая структура, уступающая в гибкости частным решениям, порождающая борьбу за распределение ресурсов, коррупцию и незаслуженные привилегии. 
В современных условиях главным направлением государственного воздействия на экономику выступает ускорение научно-технического прогресса. 
Государствами развитых стран приняты меры, поощряющие техническое и технологическое обновление производства, введены льготы при внедрении новых видов оборудования, оказывается помощь в организации и финансировании научных исследований, стимулируются предприятия, осваивающие передовые научно-технические достижения. Созданы государственные лаборатории и научно-исследовательские институты для оказания помощи в освоении этих достижений. В США, Японии и Германии государство осуществляет полный контроль за движением финансовых потоков, следит за всеми инвестициями в производство, заинтересовывает в инвестировании инновационных проектов. 
В большинстве развитых стран доля государства составляет 1/3 всех национальных расходов на научно-исследовательскую работу и практическое внедрение разработок. 
Прямая государственная поддержка высоких темпов научно-технического прогресса все чаще дополняется косвенной помощью: например, выполнением программ и проектов по ускоренному развитию отдельных отраслей экономики; организацией сотрудничества между университетами, научно-исследовательскими центрами и промышленными предприятиями. Создание комплексов «образование-наука-производство» является типичным для развитых стран. 
В развитых странах начали создаваться специальные города науки, которые получили название технополисов. В Японии для них отобраны наиболее наукоемкие производства: создание авиакосмической техники, роботостроение, электроника, вычислительная техника. В США подобный технополис — Силиконовая (Кремниевая) долина в Калифорнии, где расположено множество компьютерных фирм, оказывающих значительное влияние на развитие вычислительной техники. 
С помощью государства развитые страны достигли самых высоких в мире темпов научно-технического прогресса. Они владеют наиболее крупным научно-техническим потенциалом. Это главная особенность развитых стран. 
Важнейшим показателем научно-технического прогресса принято считать затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (сокращенно НИОКР). Развитые страны осуществляют подавляющую часть этих расходов в мире (около 90%). Например, в США они настолько велики, что соответствуют совокупным расходам всех стран Западной Европы и Японии вместе взятых. 
Показателем научно-технического прогресса считается также доля наукоемкой продукции в промышленном производстве (т.е. доля продукции, производство которой требует особенно больших затрат на НИОКР). Основными производителями такой продукции являются развитые страны, прежде всего США, Япония и Германия. 
Производство наукоемкой продукции наибольшими темпами растет в Германии. Здесь достигнута самая большая величина стоимости, создаваемой наукоемкими производствами в ВВП, — более 12% (в Японии - 11%, США - 9%). Специалисты предполагают, что в ближайшее время Германия может стать лидером научно-технического прогресса в мире. 
Ускорению научно-технического прогресса способствует современная система образования развитых стран. Например, в Японии насчитывается 450 университетов, занимающихся разработками передовых технологий. 
Хозяйства развитых стран тяготеют не только к образовательным и научно-исследовательским центрам, но и к источникам квалифицированной рабочей силы. Эти страны больше остальных нуждаются в образованных и высококвалифицированных работниках. В то же время они перемещают начальные ступени промышленного производства в страны Третьего мира с тем, чтобы использовать дешевую рабочую силу. Металлургические, химические и текстильные компании открыли филиалы в Индии, Пакистане, Индонезии, Малайзии. 
Научно-технический прогресс преобразует экономику развитых стран. В ее структуре сокращается доля отраслей материально-вещественного производства (при сохранении абсолютного роста этих отраслей). В общем объеме валового внутреннего продукта удельный вес продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства снизился до 1/3, а доля занятых в этих отраслях - до 40% (рис.69). 
Одновременно происходит расширение сферы услуг. Сейчас в ней аккумулируются огромные производственные и трудовые ресурсы: создается основная часть ВВП (примерно 2/3) и занято большинство работающих (свыше 60%). 
Перелив ресурсов в сферу услуг ускоряет развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны природы. Это способствует также стремительному росту объема работ, связанных с обслуживанием туризма, отдыха, развлечений. Но в наибольшей мере - развитию комплекса работ по обслуживанию компьютерной техники и информационной сети Интернет. 
Изменение отраслевой структуры экономики под воздействием научно-технического прогресса — важная особенность современных развитых стран. 
Одна из основных отраслей экономики этих стран — автомобилестроение. ' Оно служит своеобразным барометром экономического состояния. От его 
успехов зависит множество предприятий, поставляющих резину, стекло, пла-* стмассу, кожу, радиоаппаратуру, детали и узлы для автомобилей, дл Развитые страны производят около 50 млн. легковых и грузовых автомобилей в год. «Законодателями мод» в мировом автомобилестроении выступают у США и Япония. Крупнейшие автомобильные фирмы мира — «Дженерал Мо-ьн торс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тоёта», «Ниссан», «Хонда» (Япония), 
«Мерседес-Бенц», «Фольксваген» (Германия), «Фиат» (Италия). 
Еще одна характерная черта этой группы стран - самый высокий в мире уровень жизни населения. Величина ВВП (ВНП) на душу населения в этой группе в 5 раз превосходит среднемировой уровень. Первые места в мире по данному показателю занимают западноевропейские страны: Швейцария, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания. 
Стабильное общество - условие устойчивого экономического роста. Общественной стабилизации способствует улучшение условий жизни всех членов общества. В этой связи повышение благосостояния населения превращено в приоритетное направление экономической деятельности государств развитых стран. Приняты меры по сокращению неравенства в доходах: например, введены налоги на наследуемое имущество, установлена прогрессивная шкала налогообложения, принят закон о фиксированном минимуме заработной млаты. Значительно возросли расходы государства на пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и помощь безработным. К концу XX в. они достигли 1/4 ВВП. 
В результате эти страны приобрели новый статус - государств «всеобщего благополучия» (иногда называемых государствами «всеобщего благоденствия»). 
Государство «всеобщего благополучия» («всеобщего благоденствия») — государство, основной деятельностью которого является повышение уровня жизни всех слоев общества. 
В последнее время в развитых странах происходит отход от политики создания государств «всеобщего благополучия», в этой связи снижаются расходы на социальные цели. Тем не менее такая политика ни в одной стране не свернута полностью. Социальные расходы остановились на 1/5 ВВП. Специалисты считают, что на этом уровне они сохранятся и в ближайшем будущем. 
Страны Первого мира определяют характер мировых экономических связей. Их национальные экономики являются самыми открытыми: в наибольшей мере взаимодействующими с экономиками других стран.

6. Хозяйственные  комплексы развивающихся стран.

Развивающиеся страны в мировой экономике.

Подсистема развивающихся  стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает более 80% населения  Земли. Экономическое состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторические корни.

Один из важнейших  критериев выделения развивающихся  стран в отдельную мировую  подсистему — их слаборазвитость  и отсталость.

Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности  общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также переходных промежуточных институтов.

Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое характеризуется низким уровнем развития производительных сил. Исторически отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уровень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10—20% выше.

Отсталость привела  к расширению первоначального разрыва  в уровнях экономического развития. В середине 90-х годов текущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1.

Следовательно, отсталость развивающихся стран  имеет два аспекта — общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития. Общеэкономическое отставание дополняется диспропорциональностью всего воспроизводственного процесса, проявляется в дезинтегрированности хозяйственных секторов, в конкретных формах отставания.

Отсталость развивающихся  стран порождает специфику их социальных и экономических проблем. Решение каждой из них — обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. — предполагает особые подходы, которые отличны от используемых в промышленно развитых странах.

Информация о работе Мировое хозяйство и этапы его развития