Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить эффективность применения комплекса дидактических игр природоведческого содержания на уровень экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы исследуемой проблеме.
2. Разработать комплекс дидактических игр природоведческого содержания для повышения уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы экологического развития детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр природоведческого содержания
1.1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
1.2. Дидактические игры природоведческого содержания. Их значение и классификация.
Глава II. Проверка эффективности применения дидактических игр природоведческого содержания в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Применение дидактических игр природоведческого содержания для экологического развития старших дошкольников
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Роль дидактических игр.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Игровые упражнения и игры-занятия. Наряду с  перечисленными играми в работе с  детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу  дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное  содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.

     Дидактические игры природоведческого содержания, которые использовались на занятиях в старшей группе при ознакомлении дошкольников с растениями:

1.Найди  по описанию

Цель: закрепить  представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности  того или иного растения, не называя  его. Дети отыскивают его изображение  среди карточек. Побеждает тот, кто  быстро и правильно найдет или  назовет отгадку.

2. Горячо-холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой  персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика 

и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время  стоят, закрыв глаза. После условного  сигнала играющие ходят между  карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото  «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать  внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля-луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий  перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют  их игровому полю. Выигрывает тот, кто  быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая  помощь (экологическая игра на  природе)

Цель: воспитывать  заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать  наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» -деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада-«делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные  художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ-нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать  познавательный интерес к живой  природе, наблюдательность, учить детей  делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это  могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

     Для проверки эффективности разработанного комплекса дидактических игр по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников нами был проведен контрольный эксперимент. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в приложении 2 (см. таблицы 4-5).

     По  результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте (табл. 1-2, 4-5) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (таблица 6).  

     Качественные  изменения сформированности экологических  знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 7.

     Анализ  результатов диагностики экологической  воспитанности старших школьников экспериментальной и контрольной  групп в контрольном эксперименте показывает:

     1. Уровень сформированности экологических  знаний и экологически правильного  отношения к миру природы повысился  в обеих группах, однако динамика  его повышения в экспериментальной  группе выше, чем в контрольной  по всем пяти показателям - и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы (гистограмма 3, таблица 6) .

     2. Значительно возрос уровень сформированности  экологических знаний и экологически  правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты.

     3. Данные таблицы 7 показывают, что в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной группы, во-первых, стали менее "разбросаны", во-вторых, улучшились более значительно, чем у дошкольников контрольной группы.

     Кроме того, заметно изменилось отношение  детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

 

      Заключение

     На  этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

     Игра  — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем  меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

     Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: дидактические игры природоведческого содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

     Исходя  из этого, можно предположить, что дидактические игры природоведческого содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

     Таким образом, разработанный нами комплекс дидактических игр по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

 

     Список  литературы 

     1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г.  Семицветик: Программа и руководство  по культурно-экологическому воспитанию  и развитию детей дошкольного  возраста. - М, 1997.

     2. Ашиков В., Ашикова С. Природа,  Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – 2005, №7. С. 2-5; № 11. - с. 51-54.

     3. Балаценко Л. Работа с родителями  по экологическому воспитанию  детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с. 80-82.

     4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе  экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 36-42.

     5. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное  воспитание. - 2004. - № 7. - с. 38-46.

     6. Большакова М., Морева Н. Народные  названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 12-20.

     7. Букин А. П. В дружбе с  людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. – с. 111-113.

     8. Васильева А. И. Учите детей  наблюдать природу. – М, 2002. –  с. 56.

     9. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7. - с. 45-49.

     10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - с. 31-34.

     11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - ? 7. - с. 3-9 12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

     13. Иванова Г., Курашова В. Об организации  работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. - с. 10-12.

     14. Йозова О. Наглядные пособия  в экологическом воспитании // Дошкольное  воспитание. - 2005. - № 5. - с. 70-73.

     15. Коломина Н. В. Воспитание основ  экологической культуры в детском  саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. 

     16. Королева А. Земля - наш дом  // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10. - с. 34-36.

     17. Кочергина В. Наш дом - Земля  // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - с. 50-53.

Информация о работе Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста