Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:27, контрольная работа
Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.
1. Введение.
2. Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды.
3. Принципы международного права окружающей среды.
4. Концепция экологической безопасности.
5. Экологические природоохранные организации:
- международные организации системы ООН;
- межправительственные, не правительственные организации занимающиеся вопросами защиты окружающей среды.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Брянская государственная
инженерно-технологическая академия
Контрольная работа №1
по дисциплине «Экология»
на тему:
Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды.
Основные принципы экологического международного сотрудничества.
Международные экологические и природоохранные организации.
Автор работы:_______________________
Группа: ПГС - 202 (уск.) Номер зачётной книжки: 10 – 8.089
Допуск к защите: «____»______________2012 г.___________________Цублова Е.Г.
Дата защиты: «____»_______________2012 г. Оценка:
Преподаватель: кандидат исторических наук, доцент_______________Цублова Е.Г.
Брянск 2012
Оглавление:
1. Введение.
2. Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды.
3. Принципы международного
права окружающей среды.
4. Концепция экологической безопасности.
5. Экологические природоохранные организации:
- международные организации системы ООН;
- межправительственные, не правительственные организации занимающиеся вопросами защиты окружающей среды.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
1. Введение
Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества.
Главной целью охраны окружающей среды является установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как: 1) насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества; 2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса; 3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды.
Ученые утверждают, что решение проблем сохранения окружающей среды требует создания некой «единой мировой власти», или «всемирного правительства». Обеспечить коллективное международное сотрудничество всех государств, независимо от их социального строя, в деле охраны природы можно только на основе международных соглашений между ними, заключенных в соответствии с основными принципами современного международного права, прежде всего принципами уважения суверенитета и равноправия государств и невмешательства в их внутренние дела.
С помощью экологически ориентированного
права, основанного на знаниях законов
развития природы и общества, люди
надеются дисциплинировать собственное
поведение и жизнедеятельность,
чтобы стихийный процесс
2. Правовое обеспечение
охраны окружающей природной среды.
Международно-правовая охрана окружающей
среды - совокупность принципов и норм
международного права, составляющих специфическую
отрасль этой системы права и регулирующих
действия его субъектов (в первую очередь
государств) по предотвращению, ограничению
и устранению ущерба окружающей среде
из различных источников, а также по рациональному,
экологически обоснованному использованию
природных ресурсов.
Понятие "окружающая среда" охватывает
широкий круг элементов, связанных с условиями
существования человека. Они распределяются
по трем группам объектов: объекты естественной
(живой) среды (флора, фауна); объекты неживой
среды (морские и пресноводные бассейны
- гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера),
почва (литосфера), околоземное космическое
пространство; объекты "искусственной"
среды, созданной человеком в процессе
его взаимодействия с природой. В совокупности
все это составляет систему окружающей
среды, которая в зависимости от территориальной
сферы может быть подразделена на глобальную,
региональную и национальную. Таким образом,
защита (охрана) окружающей среды не адекватна
защите (охране) природы. Возникнув в начале
50-х годов как охрана природы и ее ресурсов
от истощения и преследуя не столько охранные,
сколько экономические цели, в 70-е годы
эта задача под воздействием объективных
факторов трансформировалась в защиту
окружающей человека среды, более точно
отражающую сложившуюся комплексную глобальную
проблему.
Понятие "окружающая среда" неравнозначно
по содержанию и понятию "экология",
так как последнее обозначает науку об
отношениях живых организмов и образуемых
ими сообществ между собой и окружающей
средой.
Несмотря на то что основополагающее значение
природного, естественного фактора в процессе
общественного развития было обозначено
почти два века назад, до середины 60-х годов
нынешнего столетия защита окружающей
среды не выдвигалась как самостоятельная
политическая проблема, а ее научное обоснование
в качестве многоотраслевой, комплексной,
глобальной проблемы не было достаточно
разработано. Только динамичное развитие
в 70 - 80-е годы научных основ глобальных
проблем в зарубежной и отечественной
научной литературе позволило неоспоримо
выделить правовые нормы, относящиеся
к защите окружающей среды, в особую группу.
Международно-правовая защита окружающей
среды четко выделилась в настоящее время
в системе общего международного права
как самостоятельная, специфическая сфера
регулирования. Возникновение все новых
видов и областей взаимодействия человека
с окружающей его средой расширяет предмет
международно правового регулирования
по защите окружающей среды. На современном
этапе главными и устоявшимися можно считать:
предотвращение, сокращение и устранение
ущерба окружающей среде из различных
источников (в первую очередь посредством
загрязнения); обеспечение экологически
обоснованного режима рационального использования
природных ресурсов; обеспечение комплексного
режима охраны исторических памятников
и природных резерватов; научно-техническое
сотрудничество государств в связи с защитой
окружающей среды.
Система международно-правового регулирования
защиты окружающей среды обладает внутренней
структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями,
а также собственной нормативной основой
и источниками. В отечественной правовой
науке высказывалось авторитетное мнение,
что она обладает и собственными институтами.
Практически устоялся термин "международное
право окружающей среды" (МПОС).
Однако структурное формирование МПОС
пока не завершено. Свидетельство тому
- сохраняющееся тяготение некоторых принципов
и норм, касающихся защиты окружающей
среды, к другим отраслям международного
права, особенно к морскому и воздушному.
Речь идет о тех тесно связанных с ресурсопользованием
отраслях и институтах международного
права, в рамках которых начинало формироваться
МПОС. Кроме этого формирующиеся специальные
принципы и нормы по защите окружающей
среды недостаточно конкретны.
Окончательному завершению формирования
МПОС как самостоятельной отрасли международного
права в значительной степени способствовала
бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно
выдвигался в рамках Программы ООН по
окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный
кодификационный акт по аналогии с другими
отраслями международного права позволил
бы систематизировать сложившиеся в данной
сфере принципы и нормы, закрепив тем самым
правовую основу равноправного и взаимовыгодного
сотрудничества государств в целях обеспечения
экологической безопасности.
По состоянию на сегодняшний
день практика государств выработала
три основных подхода к решению
экологических проблем
Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая, хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.
Все три подхода обладают своими привлекательными чертами в глазах различных групп государств.
Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.
Второй - требует принятия
юридически обязательных правил и норм
поведения государств, но не должен
рассматриваться как своего рода
ограничение государственного суверенитета.
При этой процедуре государства,
осуществляя на практике свои суверенные
права, делегируют часть своей суверенной
компетенции наднациональному органу,
как они это часто делают при
вступлении в Международные
Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения.
Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.
Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться неурегулированными с помощью международных договоров. При этом следует помнить, что международное экологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образом как обычное право. Начало этому процессу было положено решением международного арбитража по делу "Трайл-Смелтер" (США против Канады), в соответствии с которым одно государство в результате деятельности в пределах своей территории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Это положение в последствии легло в основу принципа запрещения трансграничного загрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств.
Примерами источников "мягкого"
права могут служить
3. Принципы международного
права окружающей среды
Основные принципы. Каждое государство,
осуществляя право на проведение в отношении
национальной системы окружающей среды
необходимой ему политики, должно соблюдать
при этом общепризнанные принципы и нормы
современного международного права. С
обострением проблемы переноса загрязнения
за пределы территории одного государства
на большие расстояния (трансграничное
загрязнение) важное значение приобретает
соблюдение таких фундаментальных принципов,
как уважение государственного суверенитета,
суверенное равенство государств, территориальная
неприкосновенность и целостность, сотрудничество,
мирное разрешение международных споров,
международно-правовая ответственность.
Из них исходят все договоры по защите
окружающей среды.
Специальные принципы. Защита окружающей
среды на благо нынешнего и будущих поколений
- обобщающий принцип в отношении всей
совокупности специальных принципов и
норм МПОС. Его суть сводится к обязанности
государств в духе сотрудничества на благо
настоящего и будущих поколений предпринимать
все необходимые действия по сохранению
и поддержанию качества окружающей среды,
включая устранение отрицательных для
нее последствий, а также по рациональному
и научно обоснованному управлению природными
ресурсами.
Недопустимость нанесения трансграничного
ущерба. Данный принцип запрещает такие
действия государств в пределах своей
юрисдикции или контроля, которые наносили
бы ущерб иностранным национальным системам
окружающей среды и районам общего пользования.
Вытекая из фундаментального принципа
уважения государственного суверенитета,
этот специальный принцип МПОС налагает
определенные ограничения на действия
государств на своей территории, а также
подразумевает ответственность государств
за нанесение экологического ущерба системам
окружающей среды других государств и
районов общего пользования. Впервые этот
принцип был сформулирован в стокгольмской
Декларации ООН по проблемам окружающей
среды 1972 года. В последующем он был широко
подтвержден международной практикой
и получил практически универсальное
признание.
Экологически обоснованное рациональное
использование при родных ресурсов было
провозглашено в качестве политического
требования в данной Декларации ООН и
на протяжении последу ющих лет внедрялось
в международно-правовую практику. Но
несмотря на достаточно широкое договорное
применение, этот принцип обладает пока
слишком общим содержанием, нуждающимся
в четком единообразном толковании. Его
характеризуют следующие элементы: рациональное
планирование и управление возобновляемыми
и невозобновляемыми ресурсами Земли
в интересах нынешнего и будущих поколений;
долгосрочное планирование экологической
деятельности с обеспечением экологической
перспективы; оценка возможных последствий
деятельности государств в пределах своей
территории, зон юрисдикции или контроля
для систем окружающей среды за этими
пределами; поддержание используемых
природных ресурсов на оптимально допустимом
уровне, то есть уровне, при котором возможна
максимально чистая продуктивность и
не может наблюдаться тенденция к ее снижению;
научно обоснованное управление живыми
ресурсами.
Принцип недопустимости радиоактивного
заражения окружающей среды охватывает
как военную, так и мирную область использования
ядерной энергетики. Формирование и утверждение
этого специального принципа МПОС идет
как договорным, так и обычным путем, с
соблюдением государствами существующей
международной практики. В этой связи
в отечественной правовой литературе
обоснованно подчеркивалось, что одной
из сторон процесса становления в современном
международном праве принципа недопустимости
радиоактивного заражения планеты является
соблюдение правила, исключающего "мирное"
вредоносное заражение биосферы отходами
атомной промышленности, транспорта и
т.д. Элементы принципа недопустимости
радиоактивно го заражения окружающей
среды (например, действующая норма о запрещении
радиоактивного заражения атмосферы,
космического пространства и дна Мирового
океана в результате испытательных ядерных
взрывов, а также некоторые еще формируюшиеся
нормы) должны составить одно из важнейших
звеньев механизма защиты окружающей
среды.
Принцип защиты экологических систем
Мирового океана обязывает государства:
принимать все необходимые меры по предотвращению,
сокращению и сохранению под контролем
загрязнения морской среды из всех возможных
источников; не переносить, прямо или косвенно,
ущерб или опасность загрязнения из одного
рай она в другой и не превращать один
вид загрязнения в другой; обеспечивать,
чтобы деятельность государств и лиц,
находящихся под их юрисдикцией или контролем,
не наносила ущерба другим государствам
и их морской среде путем загрязнения,
а также чтобы загрязнение, являющееся
результатом инцидентов или деятельности
под юрисдикцией или контролем государств,
не распространялось за пределы районов,
где эти государства осуществляют свои
суверенные права. Наиболее полно этот
принцип отражен в Конвенции ООН по морскому
праву 1982 года (ст. 192 - 195).
Принцип запрета военного или любого иного
враждебного использования средств воздействия
на природную среду в концентрированном
виде выражает обязанность государств
принимать все необходимые меры по эффективному
запрещению такого использования средств
воздействия на природную среду, которые
имеют широкие, долгосрочные или серьезные
последствия в качестве способов разрушения,
нанесения ущерба или причинения вреда
любому государству. Как норма он закреплен
в Конвенции о запрещении военного или
любого иного враждебного использования
средств воздействия на природную среду
1977 года, а также в Дополнительном протоколе
1 1977 года к Женевским конвенциям о защите
жертв войны 1949 года.
Обеспечение экологической безопасности
как принцип начинает складываться в последние
годы. Он отражает прежде всего глобальный
и чрезвычайно острый характер международных
проблем в области защиты окружающей среды.
Элементами этого принципа можно считать
обязанность государств осуществлять
военно-политическую и экономическую
деятельность таким образом, чтобы обеспечивать
сохранение и поддержание адекватного
состояния окружающей среды.
Принцип контроля за соблюдением международных
договоров по' охране окружающей среды
предусматривает создание помимо национальной
также разветвленной системы международного
контроля и мониторинга качества окружающей
среды. Они должны осуществляться на глобальном,
региональном и национальном уровнях
на основе международно признанных критериев
и пара метров.
Принцип международно-правовой ответственности
государств за ущерб окружающей среде
предусматривает ответственность за существенный
ущерб экологическим системам за пределами
национальной юрисдикции или контроля.
Пока этот принцип окончательно не сложился,
но его признание постепенно расширяется.
Развитие МПОС характеризуется также
внедрением в международно-правовую практику
договоренностей о консультациях, контроле
за качеством и изменениями в окружающей
среде, раннем уведомлении о прогнозируемых
существенных изменениях в состоянии
окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию
системы превентивных действий, направленных
на предотвращение ущерба окружающей
среде.
4. Концепция экологической безопасности.
Новой концепцией, которая предлагает
изменение традиционных подходов к охране
окружающей среды, стала концепция эко
логической безопасности, которая призвана
содействовать устойчивому и безопасному
развитию всех государств. Она не может
быть достигнута в одностороннем порядке
и требует сотрудничества между государствами.
Экологическая безопасность - это сложная
взаимосвязанная и взаимозависимая система
экологических составляющих плане ты,
а также сохранение и поддержание существующего
естествен ного природного баланса между
ними.
Принцип экологической безопасности из
всего комплекса воп росов охраны окружающей
среды выделяет главное: недопущение экоспазма
как условие выживаемости человечества.
Этот принцип устанавливает прямую связь
между охраной окружающей среды и международной
безопасностью. При этом защита и улучшение
охраны окружающей среды, рациональное
использование всех природных ресурсов
тесно увязываются с обеспечением всех
аспектов международной безопасности,
в том числе с разоружением.
Юридическое содержание принципа экологической
безопасности состоит в обязанности государств
осуществлять свою деятельность таким
образом, чтобы исключить усиливающееся
воз действие экологических стрессов
на местном, национальном, региональном
и глобальном уровнях. Любая деятельность
должна осуществляться таким образом,
чтобы исключить нанесение ущер ба не
только другим государствам, но и всему
международному сообществу в целом.
Международная экологическая безопасность
предполагает та кое состояние международных
отношений, при котором обеспечивается
сохранение, рациональное использование,
воспроизводство и повышение качества
окружающей среды. Правовыми средства
ми обеспечения экологической безопасности
являются как региональные, так и универсальные
международные договоры. Речь идет также
о необходимости формирования своего
рода "экологического правового пространства"
и необходимости разработки единого правового
документа в области защиты окружающей
среды, который стал бы одной из важнейших
составляющих экологической безопасности.
5. Экологические природоохранные организации:
-международные организации системы ООН:
ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ