Механизм охраны окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Охрана окружающей природной среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды……………...4
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды………………………………………………………………………………4
1.1.1 Законы и кодексы…………………………………………………………………..5
1.2 Экологический контроль…………………………………………………………….7
1.3 Ответственность за экологические правонарушения……………………………...8
2. Экономический механизм охраны окружающей среды…………………………….9
Вывод……………………………………………………………………………………14
Нормативно правовые акты……………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

экология контрольная.docx

— 44.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема: « Механизм охраны окружающей природной  среды» 

     Содержание:

     Введение………………………………………………………………………………….3

     1. Административно-Правовой механизм  охраны окружающей среды……………...4

     1.1 Источники экологического права  и государственные органы охраны окружающей среды………………………………………………………………………………4

     1.1.1 Законы и кодексы…………………………………………………………………..5

     1.2 Экологический контроль…………………………………………………………….7

     1.3 Ответственность за экологические правонарушения……………………………...8

     2. Экономический механизм охраны окружающей среды…………………………….9

     Вывод……………………………………………………………………………………14

     Нормативно  правовые акты……………………………………………………………15

     Список  литературы……………………………………………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время общество находится  на таком этапе антропогенного влияния  на биосферу, когда изменения, вызванные  человеком, широко затронули всю  оболочку планеты и приняли небывалые  по масштабам размеры. В целом - все  возрастающее антропогенное воздействие  на биосферу и как следствие - резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота, фосфора) и  нарушение их основных циклов; нарушение  экологической стабильности и нормального  функционирования основных систем жизнеобеспечения Земли.

     «В России, в связи со спадом промышленного производства в последние годы, отмечается некоторое сокращение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Однако, одновременно прослеживается и снижение капитальных вложений в объекты природоохранного назначения.» (1)

     Интенсивная эксплуатация природных богатств привела  к необходимости нового вида природоохранной  деятельности - рационального использования  природных ресурсов, при котором  требования охраны включаются в сам  процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

     Охрана  окружающей природной среды - новая  форма во взаимодействии человека и  природы, рожденная в современных  условиях, она представляет собой  систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное  взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих  экологических сообществ и природных  ресурсов во имя живущих и будущих  поколений.

      

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________________________________________________________________________

  1. Никитина А.Т. «Экология Охрана природы Экологическая безопасность» Учебник для вузов М.: МНЭПУ, 2010. С.156.
 

     1. Административно-Правовой  механизм охраны  окружающей среды

     Методы  административно-правового механизма  управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и  управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих  работников, должностных лиц и  населения страны по экономному использованию  и воспроизводству природных  ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно  воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

     1.1 Источники экологического  права и государственные  органы охраны  окружающей среды

     Система природоохранного законодательства в  России имеет четыре уровня: законы и кодексы; указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и  природопользования, правительственные  нормативные акты; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные  решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция  РФ, в которой декларируется право  человека на благоприятную окружающую среду и компенсация вреда, причиненного ему загрязнением (2), отражается положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности народов РФ.

     Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории (2). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

     Объявляя  человека, его права и свободы  высшей ценностью Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (3). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (4).

     С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы  в сфере охраны окружающей среды  должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно  Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области  экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (5). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (6).

_____________________________________________________________________________

  1. Конституция Российской Федерации ст. 42;
  2. Там же ч. 1 ст. 9;
  3. Там же ст. 42;
  4. Там же ст. 58;
  5. Там же ст. 71;
  6. Там же ст. 72.

     1.1.1 Законы и кодексы

     Систему экологического законодательства возглавляет  Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды". В этом главном федеральном законе отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории РФ. В главах закона четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные. (1)

       В главах закона устанавливается  компетенция государственных органов  в экологической области, нормируется  качество среды и порядок государственной  экспертизы, устанавливаются требования  в области охраны окружающей  среды при осуществлении хозяйственной  деятельности, введена ответственность  за нарушение законодательства.

     Действующий ныне Федеральный закон "Об охране окружающей среды" значительно расширяет  полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ предоставлено право разрабатывать  и издавать законы и иные нормативные  акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать  хозяйственную или иную антиэкологическую  деятельность на своих территориях  и др.В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая (1, 2) :

-Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об охране атмосферного воздуха";

-"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012);

-Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011) "О недрах";

-"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011);

-Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

-Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

- Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О животном мире";

-Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011);

-Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011)

_____________________________________________________________________________

  1. Доржиев Ж.Б. Хамнаев И.В, Учебно-методическое пособие для студентов специальности 030501 «Юриспруденция», Экологическое право, 2008. С. 97-103;
  2. Консультант Плюс / http://www.consultant.ru/.
 

     Наряду  с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:

-Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об использовании атомной энергии" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012);

-Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011)

-Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О техническом регулировании»

-Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";

-Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2011). (2)

     Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой «Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам». (1)

     Нормативные акты природоохранных министерств  и ведомств издаются по самым разнообразным  вопросам рационального использования  и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и  т.д.

     Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

     Государственные органы управления, контроля и надзора  в области охраны окружающей природной  среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

     К государственным органам общей  компетенции относятся Президент, Федеральное собрание, Государственная  Дума, Правительство, предстательные и  исполнительные органы власти субъектов  РФ, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной  политики, утверждают экологические  программы, обеспечивают экологическую  безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей  компетенции и др.

Информация о работе Механизм охраны окружающей природной среды