Право природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 17:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение права природопользования.
Поставленная цель определила следующие главные задачи:
- изучить понятие и виды права природопользования;
-определить объект и субъект права природопользования;
-определить лицензируемые виды экологической деятельности;
-рассмотреть основания возникновения и прекращения природопользования.
-изучить международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание

Введение
1.1 Понятие и виды права природопользования 4
1.2 Основания возникновения права природопользования 6
1.3 Основания прекращения права природопользования 7
1.4 Права и обязанности природопользователей 7
1.5 Субъекты права природопользования, их правовой статус 8
1.6 Объекты права природопользования 9
2.Лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды 11
2.1 Лицензируемые виды экологически значимой деятельности 14
2.2 Договорные формы природопользования 17
3.Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды 23
Заключение
Список используемых литературных источников

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 58.28 Кб (Скачать)

Комплексное природопользование является одним  из принципов охраны окружающей среды (ст. 3 Закона), а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.

     Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом охраны окружающей среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных

ресурсов.

     Договорные  обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов.

     Например, лицензии на разработку недр с целью  добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёртывании добычи полезных ископаемых, иначе хозяйственная деятельность такого рода неизбежно приведёт к разрушению природной среды.

     Поэтому заключение и исполнение договора по комплексному природопользованию позволит устранить этот пробел. Такому заключению должно предшествовать решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и конечными последствиями такой эксплуатации. И только завершающим этапом может служить выдача лицензии.

     На  основе лицензии природопользователь  ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологиигорода, района, области, края, республики изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

     Таким образом, лицензия и положительное  заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые  требуются по Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) для заключения договора о комплексном  природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью  города, района, края, республики в зависимости  от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых  он выполняет полномочия собственника, либо владельца.

     Договор возлагает на природопользователя  обязанности по рациональному использованию  природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а  также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

     Договор на комплексное природопользование является пока ещё новым видом  договорных связей в области природопользования. К сожалению, ещё не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.

3.Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

 

  Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками национального экологического права. Более того, это - особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. В каждом законе РФ содержится формула: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

     Кроме того, Конституция РФ - это весьма существенный шаг в направлении  распространения юридической силы международного права на регулирование  общественных отношений в пределах государства. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции источниками национального  права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права.

     Что касается международных актов в  области прав человека и гражданина, то в соответствии с Конституцией РФ, а также в связи со вступлением  России в Совет Европы они стали  источниками национального права  в части признания, регулирования  в целях обеспечения и защиты экологических прав личности в России. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции в  России признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. Поэтому  к источникам национального права  относятся Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о  гражданских и политических правах, принятые Генеральной Ассамблеей ООН  в 1966 г.; Европейская конвенция о  защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.) и  Европейская социальная хартия (вступила в силу 26 февраля 1965 г.).

Заключение

 

     Правовая  регуляция природопользования осуществляется через систему руководящих, обязывающих  и запретительных норм права.

     Руководящие нормы устанавливают условия  и порядок возникновения права  пользования природными ресурсами, определяют границы поведения природокористувачів, предоставляют им необходимые гарантии реализации и охраны их прав и эффективного выполнения возложенных на них обязанностей.

     Обязывающие нормы направленные на регуляцию  выполнения природокористувачами правил использования естественного богатства, планов и мероприятий, в отрасли  использования и возобновления  природных ресурсов, сохранения и  улучшения естественной среды.

     Цель  данного исследования была достигнута – были изучено право природопользования. 

 

Список  используемых литературных источников

 

1. Колесников  С.И. «Экологические основы природопользования».  Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с. 

2.  Трушина  Т.П. Экологические основы природопользования. Учебник для колледжей и средне-специальных  учебных заведений. 5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2009- 408 с.  

3.  Константинов  В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное  пособие для студентов учреждения  среднего профессионального образования.  М.: Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2006-208 с.  

4.  Гальперин  М.В. Экологические основы природопользования. Учебник – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2005-256с. 

5. Э.А.Арустамов,  И.В.Левакова, Н.В.Баркалова «Экологические  основы природопользования»: 5-е  изд. перераб. и доп., М.: Издательский  Дом «Дашков и К», 2008-320с. 
 

Информация о работе Право природопользования