Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 13:58, реферат
Государственное управление природопользованием иохраной окружающей среды – одна из важных функций Российского государства. Суть ее заключается в организационной деятельности государства, его органов, а также общественных формирований по разроботке и выполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны природной среды.
Понятие управления природопользованием
и охраной окружающей среды.
Государственное управление природопользованием иохраной окружающей среды – одна из важных функций Российского государства. Суть ее заключается в организационной деятельности государства, его органов, а также общественных формирований по разроботке и выполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны природной среды.
Под управлением понимается многогранная деятельность различных государственных органов. Оно представляет собой систему принципов и норм, регулирующих охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений. Среди них можно выделить:
Определение основных напровлений политики в области природопользования.
Обеспечение экологической безопасности, как на ближайшие годы, еак и на перспективу.
Утверждение разного рода экологических программ, планов, их финансирование и материально-техническое обеспечение.
Учет природных ресурсов, ведение кадастров.
Осуществление мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов.
Оценка природных ресурсов и пргнозирование состояния окружающей природной среды.
Установление лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения.
Формирование и расходование экологических фондов, осуществление государственного экологического контроля.
Принятие решений об ограничении, приостановке или прекрашении работы экологически вредных производств и иной деятельности.
Применении санкций к нарушителям экологического законодательства и принятие мер по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушителями.
Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной Книги.
Осуществление экологического образования и воспитания.
Международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Таким образом, управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано способствовать обеспечению выполнения планов, прграмм, мероприятий в сфере охраны окружающей среды.Иначе говоря , следкет неукоснительно соблюдать требования экологического законодательства всеми органами,независимо от форм собственности и подчиненности, так как от качества управления во многом зависит состояние природной среды.
Компетенция Российской Федерации в области
природопользования
В настоящее время уделяется внимание двум главным направлениям правового регулирования. Во-первых, это относится к предотвращению и ограничению вредных воздействий на окружающую среду. И, во-вторых, правовое регулирование направлено на обеспечение рационального использования природных ресурсов. Всоответствии с Конституцией РФ и законом об «Охране окружающей природной среды» природные ресурсы находятся в федеральной государственной собственности. Загрязнение биосферы поставило все человечество на грань экологической катастрофы поэтому неизмеримо возрастает роль международного сотрудничества.В Российской Федерации перспективу выхода из экологического кризиса видят в изменении производстенной деятельности человека, его сознания и образа жизни. Здесь говорится о наиболее прогрессивных природосберегающих и безотходных технологиях, которые предотвратят негативные воздействия на окружающкю среду и создадут возможность для экологически чистого производства.
Экологический кризис и связанные с ним угрозы для государств и международного сотрудничества в целом по-новому ставят вопрос не только о международной безопасности, но и национальной. Как отмечалось в докладе Всемирной комиссии по охране окружающей среды и развитию, вся идея безопасности должна быть расширена, чтобы включить возрастающее воздействие экологического стресса на локальном, региональном и глобальном уровнях.В Российской федерации и ее субъектах вопросом владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами придается первостепенное значение. Осуществляются меры по борьбе с экологическими катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидации их последствий.Установлены общие принципы налогообложения, сборов в области природопользования. К ним относятся защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, подготовка и повышение квалификации кадров специальных уполномоченных государственных органов. Достижение международной экологической безопасности предполагает установление отношений обеспечивающих сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды. К тому же экологическая безопасность невозможна без обеспечения устойчивого развития всех государств и народов мира, без интегрирования экологических начал в систему экологической политики.
Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды реализуют органы представительной и исполнительной власти разных уровней и органы специальной компетенции.Государственная Дума Российской федерации принимает федеральные законы и постановления по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Она организует контроль за их исполнением, утверждает федеральный бюджет, в котором предусматриваются расходы и на охрану окружающей среды. Кроме того ,Госдума ратифицирует международные соглашения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует их исполнение. Он может утверждать программы оздоровления окружающей природной среды, как на всей территории России, так и в отдельных регионах. На Совете Безопасности Российской Федерации обсуждается состояние экологической обстановки в стрвне. Президент вправе вносить в Государственную Думу проекты законов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Правительство Российской Федерации организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию и развитию минерально-сырьевой базы, а также уоординирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Органы представительной и исполнительной власти периодически издают законы, Постановления и Распоряжения по вопросам природопользования, охраны окружаюшей среды и обеспечения экологической безопасности, организуют и контролируют их исполнение. Областные и районные органы власти координируют действия государственных и негосударственных органов, а также общественных экологических объединений по оздоровлению окружающей природной среды.
Находящиеся на территории региона предприятия, учреждения и организациив обязательном порядке согласовывают с представительными и исполнительными органами проекты текущих и долговременных планов в области оздоровления окружающей среды. Утверждаемые руководителями промышленных предприятий экологические паспорта согласуются с местными представительными и исполнительными органами.
Представительные органы выделяют из бюджета средства на охрану окружающей среды и контролируют их расходование, образуют краевые, областные, районные экологические фонды. Администрация в соответствии с решениями представительного органа и по соглосованию с территориальным комитетом по охране окружающей среды использует денежные средства фонда на природоохранные мероприятия.
Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды (специально уполномоченных органов).
Вредное воздействие на окружающую среду связано, главным образом, со всевозможными видами ее загрязнения, которые различаются как по видам (химическое, радиоактивное, «шумовое» и т.д.), так и по объектам воздействия (океаническая и морская среды, атмосфера, пресноводные водоемы, почва).Органы специальной компетенции в области природопользования должны учитывать ту или иную специфику загрязнений. В их компетенцию входит выдача лицензий на осуществление самых разных видов деятельности, связанных с работами экологического назначения.К ней также относятся выдача разрешений на захоронение прмышленных и других отходов. Организация и проведение государственной экологической экспертизы, применеие административного воздействия к нарушителям экологического законодательства и многое другое.
Система органов специальной компетенции приводится в соответствие с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти». По объекту и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.
Полномочия комплексных органов специальной
компетенции.
Министерство природных ресурсов РФ по охране окружающей среды, министерства (комитеты) по охране окружающей среды субъектов Федерации и районные (городские) комитеты по охране окружающей среды обеспечивают комплексное управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе сочетания экологических и экономических интересов общества. Ведь эти прблемы взаимосвязаны. Одноко вопросы охраны окружающей среды невозможно решить без экономических механизмов. Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усиливают воздействие на природу, приводят к нарушению экологического равновесия на планете.
Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверсностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства и учет вредных воздействий на них, а также наблюдения за уровнями радиации (радиационным фоном) осуществляют Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), комитеты или управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды республик, входящих в состав России: региональные и территориальные центры; гидрометеорологические обсерватории; наблюдательные станции и посты. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий,способных вызвать резкое повышение уровня загрязнения вод, воздуха и соответствующую информацию доводят до предприятий-источников загрязнения.
Таким образом, при управлении административно-правовыми
методами определяется необходимый объем
снижения загрязнения или ограничения
вредного воздействия на окружающую среду,
которым все должны руководствоваться
в своей деятельности.
Органы экологического управления Российской
Федерации.
Функции экологического управления в
Российской Федерации осуществляются:
Федеральным Собранием РФ, Президентом
РФ,Правительством РФ, правительствами
субъектов Российской Федерации, а также
специально уполномоченными органами
Российской Федерации и республик в составе
РФ в области охраны окружающей природной
среды и санитарно-эпидемиологического
надзора.
Экологические функции правоохранительных
органов РФ.
Это деятельность по применению природоохранительрого законодательства,выявлению причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению.
1.Конституционный суд РФ
а)Комиссия по правам человека при Президенте России
2.Арбитражные суды
а)Возмещение вреда по договорам
б)Возмещение вреда вне договора
в)Управленческие споры
г)Руководяшие разъяснения, частные определения
д)Негативные иски.
3.Суды
а)Возмещение экологического вреда гражданам.
б)Возмещение экономического вреда имуществу граждан.
в)Рассмотрение негативного риска.
г)Частные определения.
д)Протест, представления.
4.Прокуратура
а)Возбуждение уголовного дела, административного производства.
б)Предъявления иска о возмещении вреда природной среде.
5.Органы милиции МВД РФ
а)Охранительно-карательная.
б)Охранительно-содействующая.
в)Охранительно-договорная.
г)Регулятивная.
Информация о работе Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды