Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, методичка
Согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 180403.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Экология» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. В стандарте указаны разделы курса и его объем.
Основными разделами курса являются общая и прикладная экология. В разделе общей экологии изложены главные положения современной экологии, строение и эволюция биосферы, роль живого вещества в биосфере, рассматриваются основные среды жизни и адаптации к ним организмов, экологии особей, популяций, сообществ и экосистем, дается концепция ноосферы. Знание принципов и концепций общей экологии служит основой для решения любых вопросов прикладной экологии, в которой отражаются экологические проблемы современности и пути их решения; приводятся виды и источники загрязнения природной среды, типы загрязняющих веществ, особенности их распространения, трансформации и накопления, экологические критерии оценки качества окружающей среды; освящаются методы защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира; рассматриваются виды и масштабы использования природных ресурсов, проблема их истощения, способы их восстановления и мероприятия по их охране; характеризуются природоохранное законодательство и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
1. Рабочая программа 5
1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология»..……………….5
1.2. Взаимосвязь с другими дисциплинами…………………7
1.3. Содержание дисциплины 8
1.3.1. Лекционные занятия……………………………….8
1.3.2. Формы контроля знаний, используемые
в процессе изучения дисциплины…………………12
2. Методические рекомендации
по изучению дисциплины…………………………………..13
2.1. Задачи работы студентов по самостоятельному
изучению дисциплины «Экология»………………………13
2.2. Тест для самоконтроля……………………………………..22
Примерный перечень вопросов итогового контроля
знаний по всему курсу……………………………………….33
Варианты контрольных работ……………………………...35
4.1. Методические рекомендации
по подготовке контрольной работы…………………….35
4.2. Задания для выполнения контрольных работ…………..36
Литература……………………………………………………......38
б) условия для воспроизводства ресурсов;
в) максимальное удовлетворение потребностей человека;
г) защиту природы от загрязнения.
52. Охрана земельных ресурсов заключается в защите почв от…
а) мульчирования и компостирования;
б) сукцессии, биоиндикации, аэрации;
в) эрозии, заболачивания, засоления;
г) рекультивации и мелиорации.
53. Функции резерватов, эталонов природы и пунктов мониторинга выполняют…
а) природные парки;
б) биосферные заповедники;
в) дендрологические парки;
г) рекреационные зоны.
54. Одним из основных направлений охраны атмосферного воздуха от антропогенного воздействия является…
а) отказ от малоотходных технологий;
б) внедрение ресурсоемких технологий;
в) полная герметизация технологического оборудования;
г) очистка газопылевых выбросов от вредных примесей;
55. Для
выполнения мероприятий по
а) использование альтернативных источников энергии;
б) снижение применения пестицидов;
в) использование газоулавливающих средств;
г) снижение выбросов фреонов и диоксинов.
56. Солнечная радиация относится к… природным ресурсам.
а) неисчерпаемым;
б) невозобновляемым;
в) исчерпаемым;
г) возобновляемым.
57. Размеры
санитарно-защитных зон
а) состояния земельных насаждений;
б) температуры окружающей среды;
в) класса санитарной классификации предприятий;
г) состава почвы.
58. Метод мониторинга окружающей среды с использованием в качестве индикаторов ее состояния живых организмов называется…
а) экспертизой;
б) биоиндикацией;
в) управлением;
г) аудитом.
59. Первая международная конференция по проблемам окружающей среды состоялась в…
а) Хельсинки;
б) Вене;
в) Стокгольме;
г) Рио-де-Жанейро.
60. Международные природные ресурсы, являющиеся всеобщим достоянием, – это …
а) естественные космические объекты;
б) Антарктида, Мировой океан, Космос;
в) климат и погода;
г) тропические
леса как «легкие планеты».
3.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ
КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО
ВСЕМУ КУРСУ
4.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ
4.1. Методические рекомендации по подготовке
контрольной
работы
При изучении дисциплины «Экология» студенты заочного факультета выполняют одну контрольную работу в рукописном варианте в отдельной тетради (в ней листы должны быть написаны с двух сторон) или на компьютере. При этом листы должны быть напечатаны с одной стороны на листе форматом А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, через 1,5 интервала; расположение на странице: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2,5 см, снизу – 2 см. Каждый вариант содержит 4 задания.
На титульном листе в обязательном порядке должны быть указаны название дисциплины, фамилия студента и его шифр (вариант – последняя цифра номера зачетной книжки – 1, 2, 3 и т.д.; если последняя цифра – 0, то вариант – 10). Контрольная работа без указания шифра не проверяется, и если она выполнена не по своему варианту, не рецензируется и не засчитывается.
После титульного листа в обязательном порядке должно быть содержание с перечнем заданий контрольной работы. Ответы на задания даются последовательно друг за другом. Они должны быть четкими и обоснованными, полностью соответствовать поставленной задаче. В тексте указывается номер задания, само задание и ответ на него. Задания, отсканированные с книг и дословно повторяющие их текст, не проверяются. В конце работы указывается использованная литература – автор книги, название книги, город, издательство, год издания и количество страниц.
Если
работа не зачтена, то ее следует переделать.
4.2.
Задания для выполнения
контрольных работ
Вариант 1
1. Содержание, предмет и задачи экологии.
2. Внутривидовые взаимоотношения в популяциях.
3. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции.
4.
Концепция устойчивого
Вариант 2
1. Понятие о среде обитания и экологических факторах.
2. Межвидовые взаимоотношения.
3. Динамика экосистем.
4.
Международное сотрудничество
Вариант 3
1. Факторы среды. Общие закономерности их действия на живые организмы.
2.
Статические и динамические
3. Живое вещество и его функции в биосфере.
4.
Особо охраняемые природные
Вариант 4
1.
Температурный режим и
2.
Продолжительность жизни и
3. Продуктивность экосистем.
4.
Антропогенное воздействие на
атмосферу.
Вариант 5
1. Световой режим и адаптация к нему организмов.
2.
Экологические стратегии
3. Понятие о круговороте веществ в природе. Типы круговоротов веществ. Круговорот воды.
4.
Антропогенное воздействие на
гидросферу.
Вариант 6
1. Влажность и адаптация к ней организмов.
2. Взаимоотношения организмов в биоценозах.
3. Поток энергии в экосистемах.
4.
Антропогенное воздействие на
литосферу.
Вариант 7
1. Водная среда обитания.
2. Экологическая ниша организма.
3. Понятие об экосистеме. Классификация и структура экосистем.
4.
Экологические кризисы и
Вариант 8
1.
Наземно-воздушная среда
2. Ресурсы живых существ как экологические факторы.
3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
4. Антропогенное воздействие на биотические сообщества.
Вариант 9
1. Почва как среда обитания.
2. Жизненные формы организмов.
3. Видовая структура биоценоза.
4.
Загрязнение среды отходами
Вариант 10
1. Живые организмы как среда обитания.
2.
Пространственная структура
3. Основные экосистемы Земли и их особенности.
4.
Воздействие на биосферу
Литература
Основная