Почва как среда обитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, методичка

Описание работы

Согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 180403.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Экология» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. В стандарте указаны разделы курса и его объем.

Основными разделами курса являются общая и прикладная экология. В разделе общей экологии изложены главные положения современной экологии, строение и эволюция биосферы, роль живого вещества в биосфере, рассматриваются основные среды жизни и адаптации к ним организмов, экологии особей, популяций, сообществ и экосистем, дается концепция ноосферы. Знание принципов и концепций общей экологии служит основой для решения любых вопросов прикладной экологии, в которой отражаются экологические проблемы современности и пути их решения; приводятся виды и источники загрязнения природной среды, типы загрязняющих веществ, особенности их распространения, трансформации и накопления, экологические критерии оценки качества окружающей среды; освящаются методы защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира; рассматриваются виды и масштабы использования природных ресурсов, проблема их истощения, способы их восстановления и мероприятия по их охране; характеризуются природоохранное законодательство и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Содержание

1. Рабочая программа 5

1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология»..……………….5

1.2. Взаимосвязь с другими дисциплинами…………………7

1.3. Содержание дисциплины 8

1.3.1. Лекционные занятия……………………………….8

1.3.2. Формы контроля знаний, используемые

в процессе изучения дисциплины…………………12

2. Методические рекомендации

по изучению дисциплины…………………………………..13

2.1. Задачи работы студентов по самостоятельному

изучению дисциплины «Экология»………………………13

2.2. Тест для самоконтроля……………………………………..22
Примерный перечень вопросов итогового контроля

знаний по всему курсу……………………………………….33
Варианты контрольных работ……………………………...35

4.1. Методические рекомендации

по подготовке контрольной работы…………………….35

4.2. Задания для выполнения контрольных работ…………..36

Литература……………………………………………………......38

Работа содержит 1 файл

Экология -заочникам 11-СМ.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

б) условия для воспроизводства ресурсов;

в) максимальное удовлетворение потребностей человека;

г) защиту природы от загрязнения.

52. Охрана земельных ресурсов заключается в защите почв от…

а) мульчирования  и компостирования;

б) сукцессии, биоиндикации, аэрации;

в) эрозии, заболачивания, засоления;

г) рекультивации и мелиорации.

53. Функции  резерватов, эталонов природы и  пунктов мониторинга выполняют…

а) природные  парки;

б) биосферные заповедники;

в) дендрологические парки;

г) рекреационные зоны.

54. Одним  из основных направлений охраны атмосферного воздуха от антропогенного воздействия является…

а) отказ  от малоотходных технологий;

б) внедрение ресурсоемких технологий;

в) полная герметизация технологического оборудования;

г) очистка газопылевых выбросов от вредных примесей;

55. Для  выполнения мероприятий по охране  почв необходимо…

а) использование  альтернативных источников энергии;

б) снижение применения пестицидов;

в) использование газоулавливающих средств;

г) снижение выбросов фреонов и диоксинов.

56. Солнечная радиация относится к… природным ресурсам.

а) неисчерпаемым;

б) невозобновляемым;

в) исчерпаемым;

г) возобновляемым.

57. Размеры  санитарно-защитных зон  промышленных  предприятий устанавливаются, исходя из…

а) состояния земельных насаждений;

б) температуры окружающей среды;

в) класса санитарной классификации предприятий;

г) состава почвы.

58. Метод  мониторинга окружающей среды  с использованием в качестве индикаторов ее состояния живых организмов называется…

а) экспертизой;

б) биоиндикацией;

в) управлением;

г) аудитом.

59. Первая  международная конференция по  проблемам окружающей среды состоялась в…

а) Хельсинки;

б) Вене;

в) Стокгольме;

г) Рио-де-Жанейро.

60. Международные  природные ресурсы, являющиеся  всеобщим достоянием, – это …

    а) естественные космические объекты;

    б) Антарктида, Мировой океан, Космос;

    в) климат и погода;

    г) тропические леса как «легкие планеты». 

3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ  ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО ВСЕМУ КУРСУ 

  1. Предмет, задачи и разделы экологии.
  2. Уровни организации живой материи.
  3. Классификация живых организмов по типу питания.
  4. Представление о физико-химической среде обитания организмов; особенности водной, почвенной и наземно-воздушной сред.
  5. Среда обитания и экологический фактор. Классификация и характеристика экологических факторов.
  6. Адаптация организмов к условиям среды. Пути и типы адаптации.
  7. Лимитирующие факторы. Закон Либиха. Толерантность. Закон В. Шелфорда. Взаимодействие экологических факторов.
  8. Многообразие форм взаимодействия организмов как биотический фактор среды.
  9. Популяция Характеристики и структуры популяции.
  10. Биоценоз, биотоп. Структуры биоценоза (видовая, пространственная, экологическая).
  11. Экосистема и биогеоценоз. Классификация экосистем. Состав и функциональная структура биоценоза.
  12. Трофические связи и цепи в экосистеме.
  13. Экологические пирамиды.
  14. Биологическая продуктивность экосистем. Уровни производства органического вещества.
  15. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Строение и границы биосферы.
  16. Основные компоненты вещества биосферы.
  17. Свойства живого вещества биосферы.
  18. Основные функции живого вещества биосферы.
  19. Распределение жизни в биосфере.
  20. Круговорот веществ в биосфере. Типы круговоротов веществ.
  21. Ноосфера как стадия эволюции биосферы.
  22. Экологические проблемы народонаселения.
  23. Экологический кризис и экологическая катастрофа. История взаимоотношений общества и природы.
  24. Особо охраняемые природные территории. Биосферные заповедники. Их значение для поддержания экологического равновесия в природных экосистемах.
  25. Экологический мониторинг и контроль.
  26. Нормирование качества окружающей среды.
  27. Глобальное загрязнение биосферы, его масштабы, последствия и принципиальные пути борьбы с ним.
  28. Определение загрязнения. Классификация загрязнения.
  29. Загрязнение атмосферы и нарушение биогеохимических циклов. Последствия загрязнения атмосферы для видов и сообществ.
  30. Загрязнение почв современным сельскохозяйственным производством.
  31. Нарушение биогеохимических круговоротов в результате применения удобрений.
  32. Значение и экологическая роль пестицидов. Их воздействие на виды и сообщества.
  33. Природа и значение загрязнения вод. Биологическое, химическое и физическое загрязнение вод.
  34. Экологические последствия загрязнения природных водоемов.
  35. Радиоактивное загрязнение. Основные пути миграции и накопления в биосфере радиоактивных изотопов и других веществ, опасных для человека, животных и растений.
  36. Особенности охраны чистоты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира.
  37. Изменения видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека.
  38. Природные ресурсы и их классификация.
  39. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, его основные задачи.
  40. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Кадастры.
  41. Экономические методы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия, договор, лимиты на природопользование.
  42. Механизмы финансирования охраны окружающей среды. Плата за использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей среды, экологические фонды, экологическое страхование.
  43. Экозащитная техника и технологии.
  44. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды.
  45. Экологическое право и его основные источники.
  46. Государственные органы охраны окружающей среды.
  47. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
  48. Экологический менеджмент, аудит и сертификация.
  49. Понятие об экологическом риске.
  50. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
  51. Международные объекты охраны окружающей среды.
  52. Принципы международного экологического сотрудничества.
  53. Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем. Концепция устойчивого развития.
  54. Международные правительственные организации по охране окружающей среды. Неправительственные экологические организации.
  55. Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии.
 

   4. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 

   4.1. Методические рекомендации  по подготовке 

   контрольной работы 

   При изучении дисциплины «Экология» студенты заочного факультета выполняют одну контрольную работу в рукописном варианте в отдельной тетради (в ней листы должны быть написаны с двух сторон) или на компьютере. При этом листы должны быть напечатаны с одной стороны на листе форматом А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, через 1,5 интервала; расположение на странице: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2,5 см, снизу – 2 см. Каждый вариант содержит 4 задания.

   На  титульном листе в обязательном порядке должны быть указаны название дисциплины, фамилия студента и его шифр (вариант – последняя цифра номера зачетной книжки – 1, 2, 3  и т.д.; если последняя цифра – 0, то вариант – 10). Контрольная работа без указания шифра не проверяется, и если она выполнена не по своему варианту, не рецензируется и не засчитывается.

   После титульного листа в обязательном порядке должно быть содержание с перечнем заданий контрольной работы. Ответы на задания даются последовательно друг за другом. Они должны быть четкими и обоснованными, полностью соответствовать поставленной задаче. В тексте указывается номер задания, само задание и ответ на него. Задания, отсканированные с книг и дословно повторяющие их текст, не проверяются. В конце работы указывается использованная литература – автор книги, название книги, город, издательство, год издания и количество страниц.

   Если  работа не зачтена, то ее следует переделать. 

4.2. Задания для выполнения  контрольных работ 

Вариант 1

      1.  Содержание, предмет и задачи  экологии.

      2.  Внутривидовые взаимоотношения  в популяциях.

      3.  Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции.

      4.  Концепция устойчивого развития. 

Вариант 2

      1.  Понятие о среде обитания и  экологических факторах.

      2.  Межвидовые взаимоотношения.

      3.  Динамика экосистем.

      4.  Международное сотрудничество в  области экологии. 

Вариант 3

      1.  Факторы среды. Общие закономерности их действия  на  живые организмы.

      2.  Статические и динамические показатели  популяции.

      3.  Живое вещество и его функции  в биосфере.

      4.  Особо охраняемые природные территории. 

Вариант 4

      1.  Температурный режим и адаптация  к нему организмов.

      2.  Продолжительность жизни и динамика  численности популяции.

      3.  Продуктивность экосистем.

      4.  Антропогенное воздействие на  атмосферу. 

Вариант 5

      1.  Световой режим и адаптация  к нему организмов.

      2.  Экологические стратегии выживания  и регуляция плотности популяции.

      3.  Понятие о круговороте веществ  в природе. Типы круговоротов веществ. Круговорот воды.

      4.  Антропогенное воздействие на  гидросферу. 

Вариант 6

      1.  Влажность и адаптация к ней  организмов.

      2.  Взаимоотношения организмов в  биоценозах.

      3.  Поток энергии в экосистемах.

      4.  Антропогенное воздействие на  литосферу. 

Вариант 7

      1.  Водная среда обитания.

      2.  Экологическая ниша организма.

      3.  Понятие об экосистеме. Классификация и структура экосистем.

      4.  Экологические кризисы и катастрофы. Современный экологический кризис. 

Вариант 8

      1.  Наземно-воздушная среда обитания.

      2.   Ресурсы живых существ как  экологические факторы.

      3.  Учение В.И. Вернадского о биосфере.

      4.  Антропогенное воздействие на  биотические сообщества.

Вариант 9

      1.   Почва как среда обитания.

      2.   Жизненные формы организмов.

      3.   Видовая структура биоценоза.

      4.  Загрязнение среды отходами производства  и потребления. 

Вариант 10

      1.   Живые организмы как среда  обитания.

      2.  Пространственная структура биоценоза.

      3.  Основные экосистемы Земли и их особенности.

      4.  Воздействие на биосферу техногенных  экологических катастроф. 

Литература 

Основная 

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с.
  2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб.: ДЕАН, 2000. – 224 с.
  3. Валова В.Д. Основы экологии. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2001. – 212 с.
  4. Горелов А.А. Экология. – М.: Академия, 2007. – 400 с.
  5. Колесников С.И. Экология. – М., Ростов-на-Дону: Дашков и К, Академцентр, 2009. – 384 с.
  6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 576 с.
  7. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Основы общей экологии. – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с.
  8. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. – М.: Приор, 2001. – 304 с.
  9. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. – М.: Дрофа, 2008. – 622 с.
  10. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320 с.
  11. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. – СПб.: Химия, 1997. – 352 с.
  12. Потапов А.Д. Экология. – М.: Высшая школа, 2004. – 528 с.
  13. Розанов С.И. Общая экология. – СПб.: Лань, 2003. – 288 с.
  14. Степановских А.С. Общая экология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 510 с.
  15. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 559 с.
  16. Хван Т.А. Основы экологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 256 с.
  17. Христофорова Н.К. Основы экологии. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – 515 с.
  18. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. – М.: Дрофа, 2007. – 411 с.
  19. Шилов И.А. Экология. – М.: Высшая школа, 2001. – 512 с.
  20. Экология // Под ред. Денисова В.В. – М.-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2006. – 768 с.

Информация о работе Почва как среда обитания