Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, методичка
Согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 180403.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Экология» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. В стандарте указаны разделы курса и его объем.
Основными разделами курса являются общая и прикладная экология. В разделе общей экологии изложены главные положения современной экологии, строение и эволюция биосферы, роль живого вещества в биосфере, рассматриваются основные среды жизни и адаптации к ним организмов, экологии особей, популяций, сообществ и экосистем, дается концепция ноосферы. Знание принципов и концепций общей экологии служит основой для решения любых вопросов прикладной экологии, в которой отражаются экологические проблемы современности и пути их решения; приводятся виды и источники загрязнения природной среды, типы загрязняющих веществ, особенности их распространения, трансформации и накопления, экологические критерии оценки качества окружающей среды; освящаются методы защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира; рассматриваются виды и масштабы использования природных ресурсов, проблема их истощения, способы их восстановления и мероприятия по их охране; характеризуются природоохранное законодательство и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
1. Рабочая программа 5
1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология»..……………….5
1.2. Взаимосвязь с другими дисциплинами…………………7
1.3. Содержание дисциплины 8
1.3.1. Лекционные занятия……………………………….8
1.3.2. Формы контроля знаний, используемые
в процессе изучения дисциплины…………………12
2. Методические рекомендации
по изучению дисциплины…………………………………..13
2.1. Задачи работы студентов по самостоятельному
изучению дисциплины «Экология»………………………13
2.2. Тест для самоконтроля……………………………………..22
Примерный перечень вопросов итогового контроля
знаний по всему курсу……………………………………….33
Варианты контрольных работ……………………………...35
4.1. Методические рекомендации
по подготовке контрольной работы…………………….35
4.2. Задания для выполнения контрольных работ…………..36
Литература……………………………………………………......38
в) восстановители, являющиеся живыми организмами, способными поглощать некоторые продукты разложения, высвобождая неорганические и органические соединения;
г) потребители-автотрофы, к которым относятся в основном животные.
20. Организмы, осуществляющие в экосистеме перераспределение поглощенного органического вещества и образующие вторичную продукцию, называются…
а) редуцентами;
б) продуцентами;
в) суккулентами;
г) консументами.
21. Трофическая цепь – это пищевая цепь, которая…
а) образована микроорганизмами, способными фиксировать солнечную энергию;
б) образована организмами, через которых происходит трансформация вещества и энергии;
в) начинается с зеленого растения и идет далее к пасущимся растительноядным животным и к хищникам, поедающим этих животных;
г) идет от мертвого органического вещества к микроорганизмам, а затем к детритофагам и к их хищникам.
22. Первичная продукция – это…
а) накопление органического вещества консументами;
б) скорость размножения второго поколения в популяции;
в) скорость накопления энергии на уровнях консументов;
г) накопление органического вещества продуцентами в процессе фото и хемосинтеза.
23. Пастбищная цепь – это пищевая цепь…
а) образованная живыми организмами, которые осуществляют перенос энергии пищи от ее источника к целому ряду потребителей этой энергии;
б) которая начинается с зеленого растения и идет далее к пасущимся растительноядным животным и к хищникам, поедающим этих животных;
в) образованная микроорганизмами, способными фиксировать солнечную энергию;
г) которая идет от мертвого органического вещества к микроорганизмам, а затем к детритофагам и к их хищникам.
24. Экологической
пирамидой, всегда
а) пирамида чисел;
б) пирамида биомасс;
в) пирамида энергии (продукции);
г) пирамида организмов.
25. Цепи разложения (детритные) преобладают в …
а) наземных экосистемах;
б) водных экосистемах;
в) агроэкосистемах;
г) урбоэкосистемах (городских экосистемах).
26. Биологическая
продуктивность наземных
а) пирамид;
б) оптимума;
в) конкурентного исключения;
г) К. Бергмана.
27. Число звеньев, из которых состоят трофические цепи, равно…
а) 4-5;
б) 20-30;
в) 10-20;
г) 50 и более.
28. При
переходе с одного
а) 10 % энергии;
б) 20 % энергии;
в) 50 % энергии;
г) 90 % энергии.
29. Биосфера – это…
а) структурная оболочка Земли, населенная живыми организмами и связанная непосредственно с их жизнедеятельностью;
б) сфера возможного существования биотических и абиотических компонентов среды;
в) обособленная единица экосистемы, все компоненты которой тесно связаны друг с другом;
г) совокупность на земной поверхности однородных природных явлений.
30. В развитие учения о биосфере наибольший вклад внес…
а) В.И. Вернадский;
б) В.Н. Сукачев;
в) А. Тенсли;
г) Э. Зюсс.
31. Биокосное вещество биосферы – это…
а) вся совокупность организмов на планете;
б) вещество, создаваемое одновременно живыми организмами и процессами неорганической природы;
в) вещество, создаваемое и перерабатываемое живыми организмами;
г) вещество, образуемое процессами, в которых живые организмы не участвуют.
32. В состав биогенного вещества биосферы входит…
а) почва;
б) атмосферный кислород;
в) инертные газы биосферы;
г) растения и животные.
33. Средообразующая функция живого вещества в биосфере проявляется в…
а) активном выбирании из окружающей среды нужных для организма химических элементов;
б) разложении живыми организмами органического и неорганического вещества;
в) изменении физико-химических параметров внешней среды в результате процессов жизнедеятельности организмов;
г) ассимиляции организмами энергии и передаче ее по трофической цепи.
34. Максимальная концентрация жизни в биосфере наблюдается на границах соприкосновения …
а) атмосферы и литосферы (поверхность суши);
б) атмосферы и гидросферы (поверхность океана);
в) гидросферы и литосферы (дно океана);
г) атмосферы, гидросферы и литосферы (прибрежная зона).
35. Оболочка
Земли, в которой основной
а) ионосфера;
б) ноосфера;
в) тропосфера;
г) астеносфера.
36. Свойство
биосферы возвращаться в
а) устойчивостью и саморегуляцией;
б) централизованностью;
в) ритмичностью;
г) целостностью и дискрентностью.
37. К
разрушению костных тканей
а) железа;
б) кальция;
в) озона;
г) свинца.
38. При
оценке воздействия внешней
а) качество медицинской помощи;
б) употребление алкоголя;
в) загрязнение воздуха;
г) магнитные излучения.
39. Основным фактором, лимитирующим продолжительность человеческой жизни в развивающихся странах, является…
а) голод;
б) температура;
в) затопление;
г) урбанизация.
40. Демографические проблемы человечества вызваны…
а) накоплением парниковых газов в атмосфере;
б) экспоненциальным ростом численности населения;
в) выпадением кислотных осадков и образованием смога;
г) истощением энергетических ресурсов планеты.
41. У детей, проживающих в регионах России с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается…
а) ускорение физического развития;
б) низкий уровень физического развития;
в) высокий уровень физического развития;
г) гармоничное физическое развитие.
42. Мобилизация кислотными осадками алюминия приводит к его попаданию в поверхностные и грунтовые воды, что, в свою очередь, может влиять на здоровье человека, вызывая…
а) болезнь Альцгеймера (преждевременное старение);
б) гепатит С (болезнь печени);
в) лейкоз (рак крови);
г) болезнь Минамата (поражение нервной системы).
43. Истощение озонового слоя приводит к такому заболеванию человека, как…
а) остеохондроз;
б) астма;
в) рак кожи;
г) авитаминоз.
44. Уничтожение лесов сокращает их способность поглощать углекислый газ и приводит к…
а) кислотным дождям;
б) снижению температуры на планете;
в) повышению температуры на планете;
г) более частым смогам.
45. Накопление диоксида углерода в атмосфере обостряет проблему…
а) парникового эффекта;
б) разрушения озонового слоя;
в) выпадения кислотных дождей;
г) загрязнения атмосферы.
46. Повышенное
содержание нитратов и
а) кристаллизации фосфатов и нитратов;
б) высыханию водоема;
в) эвтрофикации;
г) недостатку питательных веществ для растительности водоема.
47. Разрушение
озонового слоя происходит из-
а) фреонов;
б) углекислого газа;
в) сернистого газа;
г) тяжелых металлов.
48. Кислотные осадки возникают в результате нарушения круговорота…
а) фосфора;
б) калия;
в) серы;
г) натрия.
49. Поглощение листовым аппаратом растений кислотных осадков и газов вызывает…
а) усиленное образование плодов и семян;
б) увеличение облиственности ветвей;
в) увеличение площади листовых пластинок;
г) ожоги и некроз тканей листьев.
50. Экологический кризис – это…
а) качество окружающей среды, соответствующее требованиям человеческого организма;
б) обратимое состояние, в котором человек выступает активно действующей стороной;
в) необратимое явление, которое человек не может изменить;
г) реакция человека, на его разрушительную деятельность в окружающей природной среде.
51. Рациональное природопользование – это система деятельности, обеспечивающая…
а) рациональное использование всех ресурсов;