Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, методичка
Согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 180403.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Экология» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. В стандарте указаны разделы курса и его объем.
Основными разделами курса являются общая и прикладная экология. В разделе общей экологии изложены главные положения современной экологии, строение и эволюция биосферы, роль живого вещества в биосфере, рассматриваются основные среды жизни и адаптации к ним организмов, экологии особей, популяций, сообществ и экосистем, дается концепция ноосферы. Знание принципов и концепций общей экологии служит основой для решения любых вопросов прикладной экологии, в которой отражаются экологические проблемы современности и пути их решения; приводятся виды и источники загрязнения природной среды, типы загрязняющих веществ, особенности их распространения, трансформации и накопления, экологические критерии оценки качества окружающей среды; освящаются методы защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира; рассматриваются виды и масштабы использования природных ресурсов, проблема их истощения, способы их восстановления и мероприятия по их охране; характеризуются природоохранное законодательство и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
1. Рабочая программа 5
1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология»..……………….5
1.2. Взаимосвязь с другими дисциплинами…………………7
1.3. Содержание дисциплины 8
1.3.1. Лекционные занятия……………………………….8
1.3.2. Формы контроля знаний, используемые
в процессе изучения дисциплины…………………12
2. Методические рекомендации
по изучению дисциплины…………………………………..13
2.1. Задачи работы студентов по самостоятельному
изучению дисциплины «Экология»………………………13
2.2. Тест для самоконтроля……………………………………..22
Примерный перечень вопросов итогового контроля
знаний по всему курсу……………………………………….33
Варианты контрольных работ……………………………...35
4.1. Методические рекомендации
по подготовке контрольной работы…………………….35
4.2. Задания для выполнения контрольных работ…………..36
Литература……………………………………………………......38
Выяснить эколого-географические и социально-экономические требования к использованию природных ресурсов; что означает комплексный подход к изучению ресурсов, почему так важно нормировать нагрузку на природу. Рассмотреть пути рационального использования природных ресурсов: инвентаризация и создание кадастров ресурсов, экологизация технологий (комплексное использование ресурсов, экономное расходование сырья и энергии, внедрение ресурсосберегающих и малоотходных производств, утилизация отходов, совершенствование способов очистки загрязнений и др.), расширение воспроизводства возобновимых ресурсов, устранение или смягчение негативных последствий ресурсопользования. Необходимо подробно остановиться на определениях: охрана природы, объекты охраны, принципы охраны природы, комплексность, повсеместность, профилактичность, территориальная дифференцированность и т.д. Изучить механизмы защиты от негативных природно-антропогенных процессов (эрозия, вторичное засоление, подтопление и др.) и меры по поддержанию экологического равновесия в природные и природно-антропогенных системах. Понять значение заповедников и их назначение, важность биоразнообразия и его сохранение, охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
В теме «Основы экономики природопользования» обратить внимание на задачи экономики природопользования, на проблему экономической оценки природных ресурсов, на функции, которые выполняет оценка природных ресурсов, а также на две основные концепции оценки природных ресурсов: затратная и рентная. Необходимо рассмотреть ущербы при нерациональном природопользовании, которые классифицируют на исчислимые и условно-исчислимые, эффективность природопользования и природоохранных мероприятий. Знать экономические методы природопользования и охраны окружающей среды, такие как: лимиты на природопользование, лицензия на комплексное природопользование, договор о комплексном природопользовании, платность природопользования, финансирование природоохранных мероприятий, создание экологических фондов, экологическое страхование, материальное стимулирование природоохранной деятельности, которое предполагает не только меры поощрения, но и меры наказания.
При изучении темы «Экозащитная техника и технологии» следует обратить внимание на то, что относится к экобиозащитным средствам для снижения вредных воздействий окружающей среды. Необходимо рассмотреть как различное очистное оборудование (аппараты и системы очистки пылевых и газовых выбросов, сточных вод), так и специальные технические устройства для уменьшения интенсивности различных энергетических воздействий техногенного происхождения. Знать методы очистки газовых выбросов от газо- и парообразных загрязнителей (метод абсорбции, метод хемосорбции, адсорбционный метод, термическая нейтрализация, прямое сжигание, термическое окисление, каталитический метод), методы очистки промышленных и бытовых стоков (механическая очистка, химическая очистка, физико-химическая очистка, биологическая очистка), при этом следует обратить внимание на проблему обработки и утилизации твердой фазы сточных вод.
В теме «Основы экологического права, профессиональная ответственность» необходимо выделить основные этапы развития экологического законодательства. Требуется изучить закон и подзаконные нормативные акты как источники экологического права. Необходимо уделить достаточное внимание конституционным основам экологического права. Важно понять функции объектов экологического права. Изучить природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы. Рассмотреть объекты международно-правовой охраны окружающей природной среды. Следует обратить внимание на понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы, на право частной собственности. Уметь различать право государственной и муниципальной собственности. Понимать основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы. Следует обратить внимание на понятие эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Рассмотреть виды нормирования качества окружающей природной среды, экологическую экспертизу, ее принципы, виды, формы, экологический контроль, его виды и содержание. При изучении экологической ответственности обратить внимание на концепцию экологической ответственности, на понятие и состав экологического правонарушения. Необходимо рассмотреть административно-правовую ответственность за экологические правонарушения, уголовную ответственность за нарушение норм экологического законодательства, гражданско-правовую ответственность за нарушение эколого-правовых предписаний, дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. При рассмотрении правовых форм возмещения вреда природной среде следует определиться с понятием и видами вреда природной среде, при этом изучить вред экономический и вред экологический, механизм возмещения вреда природной среде, возмещение вреда, причиненного имуществу и здоровью человека.
По
теме «Международное сотрудничество в
области охраны окружающей среды» следует
учесть возрастание значения международного
сотрудничества в решении глобальных
проблем взаимодействия общества и природы.
Знать международные объекты охраны окружающей
среды, принципы международного экологического
сотрудничества, стратегию ООН в области
решения глобальных экологических проблем.
Определить роль Международного союза
охраны природы и природных ресурсов,
деятельность неправительственных организаций,
международных конференций, программ,
комиссий, как инструментов сотрудничества.
Знать основные направления участия России
в международном сотрудничестве в области
охраны окружающей среды и суть проблемы
экологического суверенитета России,
национальные цели России в сфере экологической
безопасности.
2.2.
Тест для самоконтроля
а) осуществляющая анализ эффектов воздействия различных факторов на окружающую среду;
б) о взаимодействии между видами;
в)об отрицательном воздействии человека на окружающую среду;
г)о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания.
а) Аристотель;
б) В.И. Вернадский;
в) Г.Н. Сукачев;
г) Э. Геккель.
а) состояние окружающей среды по видовому составу растений и животных;
б) геологические изменения в биосфере;
в) состояние популяции в окружающей среде;
г) взаимоотношения организма (особи) с окружающей его средой.
а) питаются органическими веществами живых организмов;
б) питаются неорганическими веществами и создают органические вещества;
в) питаются готовыми органическими веществами;
г) питаются органическими веществами отмерших организмов или продуктами их жизнедеятельности.
5. К
абиотическим экологическим
а) хищничество;
б) конкуренция;
в) температура;
г) вырубка лесных массивов.
6. К
антропогенным экологическим
а) температура;
б) влажность;
в) свет;
г) распашка целинных земель.
7. Адаптация организмов образуется…
а) как приспособление к изменяющимся условиям среды;
б) вследствие наследственной изменчивости;
в) в течение жизни одной особи;
г) только при жизни в постоянных условиях.
8. Ограничивающий (лимитирующий) фактор – это фактор…
а) находящийся за пределами выносливости организма;
б) определяющий приспособленность организмов друг к другу;
в) обостряющий действие других факторов;
г) делающий невозможным существование организма, даже при оптимуме других факторов.
9. К
морфологическому типу
а) густой меховой покров;
б) перьевой покров;
в) уменьшение площади выступающих частей тела;
г) сезонная миграция.
10. Организмы, способные жить в узком диапазоне экологической валентности, называются…
а) эврибионтными;
б) космополитами;
в) полукосмополитами;
г) стенобионтными.
11. Симбиотические
отношения – это
а) вступают в полезные отношения особи одного вида;
б) тесно сожительствуют разноименные организмы;
в) оба вида приносят пользу друг другу;
г) оба вида используют одинаковые жизненные ресурсы (пищу, свет, территорию и т.д.).
12. Конкуренция
– это взаимоотношения
а) два вида;
б) особи одного вида;
в) особи одного вида или разных видов.
13. Биотические факторы среды включают…
а) растения и животных;
б) бактерии, грибы, растения, животных;
в) весь органический мир.
14. Закон оптимума гласит, что…
а) любой экологический фактор может действовать на несколько функций организма неодинаково;
б) зона толерантности каждого вида индивидуальна;
в) любой фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;
г) все факторы взаимодействуют и могут изменять выносливость организмов.
15. Популяция – это…
а) совокупность
взаимосвязанных и
б) группа особей разного вида, занимающих одну экологическую нишу;
в) группа особей одного вида организмов, населяющих одну территорию и способных обмениваться генетической информацией;
г) различные группы особей, имеющие одну среду обитания.
16. Биоценоз – это…
а) виды организмов, занимающие одну экологическую нишу;
б) организмы, занимающие одинаковые ниши в разных географических областях;
в) совокупность организмов одного вида;
г) совокупность совместно обитающих организмов разных видов, представляющая собой определенное экологическое единство.
17. Экологическая ниша вида…
а) составляет весь комплекс факторов, которые требуются для существования вида;
б) представлена определенным ареалом;
в) может быстро изменяться под влиянием условий среды;
г) может полностью перекрываться экологической нишей другого вида.
18. Экосистема – это…
а) система, образуемая биотическим сообществом и абиотической средой, в которой может осуществляться круговорот веществ;
б) совокупность живых и неживых организмов;
в) система взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов;
г) совокупность популяций особей разных видов, обитающих на определенной территории.
19. Продуценты – это…
а) автотрофные организмы, создающие с помощью фотосинтеза или хемосинтеза органические вещества из неорганических;
б) организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и подвергающие его разрушению до неорганических соединений;