Почва как среда обитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:16, методичка

Описание работы

Согласно требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 180403.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования дисциплина «Экология» относится к циклу естественнонаучных дисциплин. В стандарте указаны разделы курса и его объем.

Основными разделами курса являются общая и прикладная экология. В разделе общей экологии изложены главные положения современной экологии, строение и эволюция биосферы, роль живого вещества в биосфере, рассматриваются основные среды жизни и адаптации к ним организмов, экологии особей, популяций, сообществ и экосистем, дается концепция ноосферы. Знание принципов и концепций общей экологии служит основой для решения любых вопросов прикладной экологии, в которой отражаются экологические проблемы современности и пути их решения; приводятся виды и источники загрязнения природной среды, типы загрязняющих веществ, особенности их распространения, трансформации и накопления, экологические критерии оценки качества окружающей среды; освящаются методы защиты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира; рассматриваются виды и масштабы использования природных ресурсов, проблема их истощения, способы их восстановления и мероприятия по их охране; характеризуются природоохранное законодательство и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Содержание

1. Рабочая программа 5

1.1. Цель и задачи дисциплины «Экология»..……………….5

1.2. Взаимосвязь с другими дисциплинами…………………7

1.3. Содержание дисциплины 8

1.3.1. Лекционные занятия……………………………….8

1.3.2. Формы контроля знаний, используемые

в процессе изучения дисциплины…………………12

2. Методические рекомендации

по изучению дисциплины…………………………………..13

2.1. Задачи работы студентов по самостоятельному

изучению дисциплины «Экология»………………………13

2.2. Тест для самоконтроля……………………………………..22
Примерный перечень вопросов итогового контроля

знаний по всему курсу……………………………………….33
Варианты контрольных работ……………………………...35

4.1. Методические рекомендации

по подготовке контрольной работы…………………….35

4.2. Задания для выполнения контрольных работ…………..36

Литература……………………………………………………......38

Работа содержит 1 файл

Экология -заочникам 11-СМ.doc

— 272.00 Кб (Скачать)
 

1.3.2. Формы контроля знаний, используемые в процессе изучения дисциплины 

Обозначение Наименование  формы контроля Примечание
З Зачет  
К Контрольная  

   2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 

   2.1. Задачи работы  студентов по самостоятельному  изучению дисциплины  «Экология» 

     У студентов заочного отделения большой  объем часов отводится на самостоятельное  изучение курса, поэтому ниже приводится тест для самопроверки дисциплины.

     Процесс изучения дисциплины «Экология» предусматривает ряд функционально связанных этапов, включающих проведение лекционных аудиторных занятий, самостоятельную работу студентов, отчет о самостоятельной работе и сдачу зачета по дисциплине.

     Самостоятельная работа студентов предполагает активное, последовательное и подробное освоение ими соответствующих учебных материалов дисциплины по всем ее структурным разделам с использованием рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

     Освоение  учебных материалов по основной и  дополнительной литературе следует осуществлять строго системно и последовательно с учетом нижеизложенных заданий и рекомендаций, касающихся самостоятельного изучения и самоконтроля усвоения различных разделов дисциплины.

     Самостоятельная работа требует от студента творческой активности, умения найти и переработать информацию, необходимую для усвоения вопросов, предложенных для самостоятельного изучения. Самостоятельная работа для студентов является составной частью профессиональной образовательной программы. Ее целью является укрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекционных, практических занятиях, приобретение необходимых навыков работы с учебной и научной литературой, проработка лекционного материала в области экологии. 

     Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа может выполняться студентом  в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах. Организация самостоятельной работы студента предусматривает контролируемый доступ к литературным источникам, базам данных, к ресурсу Интернет. Студент может получать профессиональные консультации или помощь со стороны преподавателя.

     Самостоятельная работа студентов подкрепляется  учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций.

     Для успешного усвоения изучаемого материала  студентам рекомендуется:

    – составить конспекты основных положений, понятий, определений, отдельных наиболее сложных вопросов;

    – составить ответы на основные вопросы по изучаемым темам.

     Основные виды деятельности самостоятельной работы студентов по данному курсу предполагают прежде всего работу с книгой. Изучение необходимых разделов книги рекомендуется проводить в два этапа. При первом чтении создается общее представление о содержании и выясняются трудные места. При повторном изучении темы легче понять сущность вопроса, теоретические положения, их применение. Прочитанное легче усваивается, если параллельно с чтением книги вести конспект. Работа над конспектом помогает пониманию прочитанного и является средством контроля. Лучшая форма конспектирования учебника – тезисная. Тезис, сформулированный самостоятельно при чтении учебника, передает не только содержание книги, но и отношение к изучаемому материалу. Наиболее важные положения и определения целесообразно выписывать дословно. Рекомендуется заносить в конспекты основные законы и понятия,  незнакомые термины, названия и определения. Для проверки усвоения полезно восстановить по памяти основные положения прочитанного, а затем снова вернуться к тому, что оказалось непонятным. Не следует переходить к дальнейшему изучению материала, не усвоив предыдущий.

     В ходе самостоятельной работы студент  должен систематически осуществлять самостоятельный контроль хода и результатов своей работы, постоянно корректировать и совершенствовать способы ее выполнения.

     Преподаватель контролирует ход и результаты самостоятельной работы в виде рецензирования выполненной студентом в письменной форме контрольной работы и в виде зачета.

     Курс  экологии начинается с изучения темы «Введение», в которой необходимо рассмотреть предмет, задачи, объекты, разделы экологии, этапы ее становления и развития, место экологии среди других наук и ее связь с другими науками, основные направления современной экологии, значение экологических знаний в настоящее время, а также уровни организации живой материи и свойства живых систем.

     Изучая  тему «Биосфера» следует обратить внимание на общие закономерности организации  биосферы и на то, что важнейшим свойством биосферы является взаимодействие живого и неживого, нашедшего отражение  в биогенной миграции атомов и что эта свойство дает человеку возможность сознательно управлять биогеохимическими процессами, как на Земле, так и в ее регионах, что экосистема (ячейка биосферы) не сумма отдельностей, а единое целое, части которой, обладая известной автономией, тесно связаны и функционируют в непосредственном взаимодействии друг с другом. Биогеопотоки, переносящие вещество и энергию из одних экосистем в другие, исключают возможность их изолированного существования и создают своеобразную непрерывность (континуум) всей биосферы.

     В теме «Экосистемы» важно учитывать, что сложный процесс взаимодействия организмов и среды протекает в форме биологического круговорота при участии разных компонентов в различных экосистемах и что функциональная значимость среди компонентов биогеоценоза принадлежит растениям, которые обусловливают характер биоценоза, его облик, структуру, границы, но особенности круговорота веществ и потоки энергии в биогеоценозе определяется, прежде всего, консументами и редуцентами. При рассмотрении популяций следует обратить внимание на то, что популяция как элементарная единица эволюционного процесса, способна реагировать на изменение среды перестройкой своего генофонда, что основными показателями структуры популяции является статические (численность, плотность, половая, возрастная, пространственная и этологическая структуры) и динамические (рождаемость, смертность, скорость роста) характеристики. Кроме этого необходимо рассмотреть кривые выживания, их три основных типа, две модели роста численности популяции, экологические стратегии выживания. Изучая биотические сообщества, необходимо не только рассмотреть различные структуры биоценоза (видовую, пространственную, экологическую), но и уяснить, что понимается под биоразнообразием и какова его роль в природе.

     При изучении темы «Взаимоотношения организма  и среды» необходимо обратить внимание на то, что экологические факторы влияют на все процессы жизнедеятельности организмов и, прежде всего, на их обмен веществ. При рассмотрении этой темы следует учесть, что экологические факторы имеют разную природу и специфику действия и что пределы выносливости различных организмов к действию того или иного фактора неодинаковы. При рассмотрении основных сред жизни следует обратить внимание на то, что среда жизни это физическое окружение организмов и что в процессе развития органического мира  и возникновения все более совершенных форм живых существ жизнь распространилась на все верхние оболочки Земли – гидросферу, литосферу, атмосферу, приспособившись к существованию в сильно различающихся условиях. Изучать биотические отношения следует начать с раздела «Внутривидовые отношения», где в первую очередь необходимо учитывать, что внутривидовые отношения направлены на размножение и расселение вида, а межвидовые отношения представляют собой конкуренцию, антагонизм, отношения хищник-жертва, паразит-хозяин или носят симбиотический характер и т.п.

     Рассматривая  тему «Экология человека», следует обратить внимание на методологические основы экологии человека, предмет и объекты экологии человека, положение экологии человека в системе экологического комплекса знаний, необходимо понять экологические подходы к системе понятий в экологии человека (окружающая среда, качество условий жизни, здоровье, болезнь и т.п.). Усвоить, что такое биологические и социальные потребности человека, показатели состояния здоровья населения, а также причины глобальных экологических потрясений, катастроф и эпидемий, загрязнение окружающей среды как экологический процесс, методы оценки, контроля и управления в области экологии человека, следует уяснить, как воспроизведение человеческой популяции воздействует на природную среду, каковы уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества, что такое генофонд человека и как на него влияют агрессивные факторы среды. Знать какие заболевания называются природно-эндемичными. Усвоить, что такое учение о природном очаге болезни; каковы географические закономерности распространения природно-очаговых болезней; влияние климата на состояние здоровья человека; экстремальные условия природной среды. При изучении воздействия антропогенных факторов окружающей среды на человека необходимо знать эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы, пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы, как влияет загрязнение окружающей среды и здоровье человека, а именно антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Изучить проблемы качества жизни и экологической безопасности, методы оценки экологического риска, проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека, загрязнение космического пространства, проблемы космической и авиационной экологии. При изучении адаптаций человека к условиям окружающей среды следует обратить внимание на то, что такое экологическая ниша вида Homo sapiens, что такое экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции, биопродуктивность и ресурсы биосферы. Усвоить, что такое морфофизиологическая изменчивость человеческого организма, экологическая дифференциация человечества, адаптация и акклиматизация человека. Знать общие закономерности адаптивного процесса, специфическую и неспецифическую адаптацию, механизмы адаптации, условия, влияющие на адаптацию, типы адаптации, врожденные аномалии. Рассматривая региональные проблемы экологии человека следует понять, для чего необходимо знать региональные закономерности распространения болезней, роль генотипических и фенотипических особенностей в распространении патологий. Каковы задачи оптимизации окружающей среды в конкретных природоохранных проектах, и для чего необходимо сохранять природную среду при любых видах человеческой деятельности. Усвоить, что является элементами социальной адаптации, направленными на оптимизацию процессов жизнедеятельности населения, какова роль экологии человека при освоении новых регионов, а также программа изучения конкретной территории с позиций экологии человека, прогнозы и возможные сценарии будущего человечества.

     Изучая  тему «Глобальные проблемы окружающей среды» необходимо разбираться в вопросах глобальных изменений и стратегии человечества для его выживания. Необходимо знать о понятии устойчивого развития и методах его приближения. Следует усвоить каково влияние человека на атмосферу, гидросферу, литосферу и ее плодородного слоя педосферу. Необходимо понять, что изменения, происходящие в атмосфере, приводят к глобальному изменению климата на планете в связи с деградацией озонового слоя и созданием парникового эффекта за счет влияния газов и тропосферных аэрозолей, появления кислотных осадков. Каковы природные и социально-экономические последствия изменения климата, вызванного деятельностью человека. Каково влияние деятельности человека на водные ресурсы, как на суше, так и на море. Как осуществляется управление водопотреблением, каково качество вод суши. В чем основные глобальные проблемы морских побережий и внутренних морей. В чем основные геоэкологические проблемы использования почвенных и земельных ресурсов: антропогенная деградация почв, водная и ветровая эрозия почв, геоэкологические последствия применения удобрений и пестицидов, уплотнение почвы, проблемы орошения. Геоэкологическая устойчивость сельского хозяйства. Как нарушается большой круговорот вещества в природе, и какова роль человека в этом процессе. Антропогенные воздействия на неблагоприятные экзогенные процессы. Основные глобальные проблемы литосферы: обезлесение, опустынивание, изменение биологического разнообразия Земли. Надо усвоить, что такое природно-техногенные системы и каковы геоэкологические аспекты урбанизации, энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Следует знать о проблеме деградации систем жизнеобеспечения экосферы (геоэкологический кризис), дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества, демографической проблеме, а также энергетической, продовольственной, минерально-ресурсной.

     При рассмотрении темы «Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охрана природы» следует особое внимание обратить на то, как складываются взаимоотношения общества и природы в эпоху научно-технической революции; что такое природные ресурсы и как их классифицируют; определить, что такое природно-ресурсный потенциал территории; определить  объект, субъект, задачи и виды природопользования; как происходило становление и развитие природопользования; проследить тенденции в изменении отношения человека к природе, путь от покорения природы к сотворчеству с ней. Необходимо уделить достаточное внимание биосфере как экологической среде жизни и хозяйственной деятельности человека, экологическому мониторингу как системе регулярных наблюдений за изменениями в биосфере под влиянием человеческой деятельности. Усвоить понятия «экосфера», «природная среда» и «окружающая среда». Выяснить, как происходит изменение природных систем под воздействием человека. Определить связь видов и величин техногенных нагрузок с направлением и степенью изменения природных систем и последствия антропогенных изменений природы. Выделить основные источники загрязнения окружающей среды; причины истощения природных ресурсов. Рассмотреть концепцию коэволюционного развития общества и природ; экологическую безопасность и возможные стратегии развития. Изучить концепция устойчивого развития; принципы рационального природопользования. Важно усвоить определения: ресурсопотребление, ресурсопользование и воспроизводство природных ресурсов как составные части природопользования. Уяснить, что представляют собой производственные связи природных ресурсов в процессе их использования. Рассмотреть с особым вниманием концепцию ресурсных циклов и определить ее значение для оптимизации природопользования.

Информация о работе Почва как среда обитания