Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:47, реферат
Извлечение из недр огромных количеств углеводородов, откачка подземных вод, сооружение подземных хранилищ и коммуникаций, закачка в недра промышленных отходов, большое количество искусственных отложений на поверхности земли — всё это вызывает необратимые процессы в недрах и на поверхности территорий.
Одним из источников загрязнения недр являются предприятия НГК. Газо- и нефтепромысловое бурение скважин, изменение естественного газо-, гидро- и термодинамического режимов месторождений в процессе их эксплуатации, а также их преждевременное истощение могут быть причиной нарушения инженерно-геологического баланса.
Основной проблемой для повышения эффективности использования отработанных масел является организация их сбора, расширение строительства и совершенствование действующих установок по их регенерации. Ресурсы отработанных масел различного назначения в РФ оцениваются в 3,0—3,5 млн т/год.
В настоящее время в России большая часть собранных отработанных масел используется как компонент топочного мазута и не более 3,0% — как сырьё для регенерации. В то же время ресурсы отработанных масел значительно выше их фактического сбора. Сжигание отработанных горюче-смазочных материалов является известным способом и довольно широко применяется.
Отработанные масла можно рационально использовать, одновременно решая экологические и технико-экономические задачи.
Основные направления использования отработанных масел
Использование в качестве компонентов котельных топлив (до 70—90% от объёма собранных масел). Из-за повышенной зольности отработанных масел их можно использовать в котельных топливах в количестве не более 20—25%.
Совместная переработка с нефтью. Количество добавляемых отработанных масел не должно превышать 1%, т.к. наличие загрязнений и не сработавших присадок в них отрицательно влияет на работу электрообессоливающих установок.
Регенерация на специализированных установках. Это наиболее рациональный и перспективный путь использования отработанных масел. Переработка отработанных масел по существующим технологиям позволяет получить качественные компоненты масел при значительно меньших эксплуатационных и капитальных затратах, чем при производстве свежих масел из нефти.
При рассмотрении вопросов восстановления качества отработанных масел используются термины очистка, регенерация, вторичная переработка. Под термином очистка понимается непрерывная или периодическая очистка смазочного материала в действующем оборудовании, осуществляемая с помощью отстойников, центрифуг и адсорберов; при этом сам процесс направлен на продление срока службы смазочных материалов.
Термин регенерация относится к восстановлению качества индивидуального, полностью отработанного смазочного материала до уровня свежего. Для проведения регенерации используют более сложные физические и химические процессы — коагуляцию, сернокислотную и адсорбционную очистку.
Вторичная переработка используется в случаях переработки смесей различных масел, собираемых централизованно с разных предприятий. Из такого сырья возможно получение базовых масел различного состава и назначения. В процессе используется комплекс методов, таких как вакуумная перегонка, экстракция, гидроочистка и др.
Согласно ГОСТ 21046—86, отработанными маслами считаются жидкие или полужидкие смазочные вещества, представляющие собой смеси, состоящие из масла, органических загрязнений, механических примесей, водомасляных эмульсий, включающие в некоторых случаях следы мазута, жирных кислот, хлорсодержащих соединений.
Правилами отбора предусматривается степень загрязнения отработанных масел до 12,0%.
В табл. 3.8 представлены показатели качества отобранных масел, используемых как сырьё для вторичной переработки.
Таблица 3.8
Качество отработанных масел (ГОСТ 21046-86, РФ)
| Масло | |
Показатель | ММО | МИО |
Вязкость кинематическая, мм2/с, не менее: |
|
|
при 50 °С | 2,5 | 5 |
при 100 "С | 5,0 | — |
Вязкость условная, С, | 29 | 13 |
при 20 °С, не менее |
|
|
Температура вспышки в открытом тигле, °С, | 100 | 120 |
не ниже |
|
|
Содержание посторонних веществ, % масс., |
|
|
не более: |
|
|
механических загрязнений | 2 | 2 |
воды | 4 | 4 |
горючего | 6 | 6 |
В России качество отработанных масел регламентируется в основном по уровням вязкости и содержанию загрязнений.
За рубежом, в зависимости от законодательства отдельных стран, различают следующие группы отработанных масел:
— масла моторные отработанные (ММО);
— масла индустриальные отработанные (МИО);
— прочие масла.
В РФ на большинстве действующих объектов не разграничивают отработанные масла по составу, загрязнённости и обводнённости. Все образующиеся отходы масел направляют в общие сборные резервуары, где они разделяются на всплывшее масло, замасленный шлам и воду. Продолжительность пребывания собранных масел в этих резервуарах составляет не менее трёх суток. Обезвоженные масла перекачивают в резервуар, выпавший в осадок масляный шлам направляют на механическое обезвоживание или на обжиг, а водный отстой пускают на очистные сооружения.
Собранные отходы масел можно регенерировать на маслорегенерационных установках. Переработка отработанных масел осуществляется путём отстоя, центрифугирования, термической обработки масла для отделения воды, топливных фракций, присадок, а также с использованием других процессов.
Регенерация моторных масел представляет собой более сложную задачу из-за наличия в них большого количества присадок (до шести наименований, составляющих 15—20% от массы масла).
В настоящее время в промышленности используется свыше 20% вторичной переработки смазочных материалов, основанных на самых различных способах очистки (сернокислотная, адсорбционная, гидроочистка, экстракция, крекинг, тонкоплёночное вакуумное испарение, ультрафильтрация, экстракция газами в сверхкритическом состоянии и др.).
Из названных методов регенерации наиболее распространены кислотно-контактная очистка и кислотно-контактная, совмещённая с атмосферно-вакуумной перегонкой, дающая значительное количество экологически опасных отходов. Иногда эти процессы включают также стадии предварительной термической обработки сырья.
Достаточно широко распространены процессы адсорбционной очистки (контактным или перколяционным методом). В качестве сорбентов используют активированные глины. Расход сорбента составляет 120—360 кг/м3 сырья, то есть достигает 40%. Процессы позволяют получать базовые масла достаточно стабильного и высокого качества. Однако при этом возникают трудности, связанные с необходимостью утилизации больших количеств отработанного сорбента. Недостатки этого метода частично устраняются включением в схему вакуумной перегонки сырья.
На рис. 3.14 представлена принципиальная схема установки регенерации отработанных индустриальных масел.
Основными по своей значимости направлениями рационального использования отработанных масел являются вторичная переработка и регенерация масел отдельно по маркам, а также переработка их смесей с получением базовых масел и топлив.
Некоторые существующие технологии вторичной переработки отработанных моторных масел и их смесей с индустриальными маслами включают следующие основные операции:
1) предварительную очистку, при которой осуществляется разбавление отработанного масла бензином, его последующая обработка раствором коагулянта и центрифугирование;
2) отгонку бензина-растворителя и топливных фракций, содержащихся в масле;
3) вакуумную перегонку масла с получением дистиллятных фракций заданного уровня вязкости и остатка перегонки;
4) деасфальтизацию остатка вакуумной перегонки пропаном;
5) гидроочистку полученных дистиллятных фракций и диасфальтизата;
6) компаундирование гидроочищенных продуктов с присадками и получение товарных масел.
Особенностью большинства технологий является включение в схему стадии термической обработки и повторной очистки пропаном остатков от глубоковакуумной перегонки с использованием тонкоплёночных испарителей, гидроочистки дистиллятных фракций и их фракционирования.
Последние технологии имеют существенные преимущества:
— высокую гибкость в регулировании условий процесса и со
става сырья (отработанных масел);
— отсутствие загрязняющих окружающую среду отходов;
— высокий выход масел, хорошие экономические показатели процессов;
— высокое качество регенерированных масел (на уровне свежих).
Однако такие технологии требуют создания высокого вакуума (остаточное давление 2 мм рт. ст.). Отмечаются повышенная закоксованность оборудования и трудности поддержания технологических параметров, обеспечивающих высокий уровень качества регенерированных масел.
В качестве примера на рис. 3.15 приведена технология процесса «Entra» вторичной переработки отработанных масел.
В таких процессах образуется значительное количество «новых» загрязнителей окружающей среды — трудноутилизируемых и опасных отходов, зачастую представляющих ещё большую экологическую опасность, чем сами отработанные масла. Утилизация таких отходов является важной проблемой. Отходы переработки (кислый гудрон, отработанная отбеливающая глина, шламы — остатки от перегонки) формируются на стадиях отстоя, сернокислотной очистки, контактной доочистки и др.
Водогрязевые шламы обычно сжигают в специальных печах. Щелочной шлам используется при нейтрализации сточных вод, содержащиеся в них нефтепродукты экстрагируются и используются в качестве котельного топлива; отходы отбеливающей глины — на кирпичных заводах, в производстве цемента, строительных материалов, дорожных покрытий; полученные топливные фракции — как компоненты котельных топлив; отходящие газы — в качестве технологического топлива.
Значительная часть образующихся отходов вывозится в отвалы, загрязняя окружающую среду. Наиболее трудно утилизируемый продукт — кислый гудрон. Он может быть нейтрализован гашёной известью с получением гранулята, используемого в производстве цемента. Возможно сжигание кислого гудрона в роторных печах цементной промышленности, печах для обжига медной руды и др. Обрабатывая кислый гудрон известью и алкоголятами, получают гидрофобный продукт, используемый в качестве наполнителя в битумном и кирпичном производстве.
Образующиеся в процессах регенерации масел сточные воды содержат соединения фенола и другие вредные вещества, их подвергают окислению в жидкой фазе и используют биологическую очистку.
Переработка отработанных масел в топлива является важным направлением их утилизации. Возможно их непосредственное использование в качестве котельного топлива или предварительная очистка с применением отстаивания, фильтрации, центрифугирования.
Известны промышленные процессы получения из отработанных масел высококачественных топлив путём отгона воды, лёгких фракций, а также отделения твёрдых примесей.
Промышленное применение получили и некоторые другие пути рационального использования отработанных масел — смазка пресс-форм в процессе флотационной очистки руды, борьба с пылью на дорогах, приготовление консервационных смазок, покрытий, изоляционных материалов и др.
Для регенерации СОТС применяются гравитационные баки-отстойники, магнитные сепараторы и коагуляторы, гидроциклоны, центрифуги, фильтры, флотаторы и пеноотделители.
Полностью отработанные СОТС подлежат обезвреживанию и утилизации. Простой сброс их или подача на очистные сооружения без предварительной обработки запрещены. Обезвреживание отработанных водных СОТС, как правило, включает их разложение на водную и масляную фазы с последующей очисткой масла и воды. Выделенное масло используется в качестве топлива, а также для приготовления водного или масляного СОТС. Выделенная водная фаза требует очистки от остатков масла перед сбросом в сточные воды предприятия. Используется метод биологической очистки.