Общественная мысль и глобальная социальная экология ХХ века. Римский клуб

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Предметом экологии человека является изучение глобальных проблем взаимодействия общества и природы, поиск закономерностей планетарного масштаба. Экология человека изучает развитие и взаимодействие человека (общества) с окружающей средой в различных аспектах (экономическом, техническом, физико-техническом, социально-психологическом) и призвана определить оптимальные условия существования человека, включая допустимые пределы его воздействия на окружающую среду.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Римский клуб ………………………………………………………………4

Доклады Римскому клубу ……………………………………………...…6

Экологический кризис ……………………………………………………12

Развитие социальной экологии в России ………………………………..14

Заключение ……………………………………………………………...…16

Анкета ………………………………………………………………………18

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Соц.экология.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     Шестой  доклад Римскому клубу – «Нет пределов обучению» (1979), подготовлен авторской группой в составе: Дж. Боткин (США), М. Эльманджра (Марокко) и М. Малица (Румыния) - посвящен перспективным проблемам народного образования, способного, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира. Авторы считают, что существующая система народного образования, если говорить о глобальных масштабах, стала анахроничной, неспособной содействовать решению труднейших задач, вставших перед человечеством, и прежде всего - способствовать ускоренному прогрессу экономики и культуры освободившихся стран. Они рекомендуют коренным образом реформировать систему народного образования, ориентируя ее на актуальные современные проблемы человечества, на понимание общеглобального характера этих проблем и вместе с тем серьезно совершенствуя процесс обучения путем внедрения новых, более прогрессивных методов.

     Возможность трансформации мира, по мнению авторов, открывает концепции «инновационного обучения», под которым понимается не только школьное, университетское или профессиональное образование, но и широкий общий подход к жизненному поведению и мировоззрению человеческой личности, основанный на «человеческой инициативе».  

     Воспитание, развитие сознания человека должно быть «превосходящим» вместо нынешнего «запаздывающего», которое неспособно вести человека в ногу со временем, а лишь адаптирует его к уже случившемуся. Авторы доклада предложили обучать людей адекватному поведению перед лицом новых ситуаций, предвидению будущего, оценке последствий принимаемых решений, активному участию в формировании будущего. Человек должен участвовать в общественной жизни так, чтобы было обеспечено органическое сочетание прав личности и ее ответственности за судьбу человечества, свободное развитие каждого и интеграция всех людей в единое сообщество в условиях глобального сотрудничества, основанного на гуманистических ценностях.2

     Седьмой доклад - монография «Диалог о богатстве и благосостоянии» (1980), подготовленная с помощью исследовательской группы итальянским экономистом О. Джиарини.

     В основе концепции лежит тезис  о том, что при развитии экономики и культуры человечеству приходится считаться не только с особенностями общественного производства, но и с масштабом и характером невозобновимых природных ресурсов.

     Дальнейшее развитие экономики без учёта экологических последствий чревато катастрофой, и нужно объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать в расчёт не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы, часто не поддающиеся финансовым оценкам.

     На  протяжении ряда последующих лет доклады Римскому клубу появлялись почти ежегодно, причем проблематика глобального моделирования разрабатывается многими исследовательскими группами, в том числе и не связанными непосредственно с Римским клубом.  

     Важную  роль из числа докладов Клубу играет работа президента Клуба А. Печчеи «Человеческие качества» (1980). Печчеи предлагает шесть целей, которые связаны с «внешними пределами» планеты; «внутренними пределами» самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы. Человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов. Центральная идея этого доклада состоит во «внутренних пределах», то есть в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей.

     Особое  место среди докладов Римскому клубу  занимает доклад Эдуарда Пестеля  «За пределами роста» (1987), посвященный  памяти Аурелио Печчеи. В нем обсуждаются  актуальные проблемы «органического роста» и перспективы возможности их решения в глобальном контексте, учитывающем как достижения науки и техники, включая микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и международную обстановку. 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экологический кризис

     Обострение  противоречий между экономикой и  экологией, экономическими интересами общества в потреблении и использовании природных объектов и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей природной среды называется экологическим кризисом.

     Термин «экологический кризис» был введён в середине 1970-х гг., когда на Западе заговорили об обострении до предела противоречий между ростом производительных сил и охраной окружающей среды.

     В то время в нашей стране считалось, что в эпоху развитого социализма не могут возникнуть диспропорции между  развитием производительных сил  и сохранением окружающей среды. Давалась исключительно социально-классовая оценка этого явления. 
С точки зрения экологии представляет интерес рассмотрение воздействия человека на экологические системы под углом зрения соответствия или противоречия действий человека объективным законам функционирования природных экосистем.

     По  своей структуре экологический  кризис принято делить на две части: естественную и социальную. Естественная часть свидетельствует о наступлении деградации, разрушении окружающей природной среды. Социальная сторона экологического кризиса заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды и оздоровить её. Обе стороны экологического кризиса тесно взаимосвязаны. Наступление экологического кризиса может быть остановлено только при рациональной государственной структуре, развитой экономике и в результате экстренных мер по экологической защите.

     Основными причинами экологического кризиса с социальной точки зрения являются: классовая дифференциация общества, обострение социальных противоречий, отчуждение человека от природы, поскольку природа при капитализме становится лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью.

     Он  является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется  такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис есть закономерный результат неразрешенного противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.

     Таким образом, экологический кризис является стационарным, относительно постепенным, обратимым или необратимым ухудшением состояния окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  социальной экологии в России 

     В нашей стране под «социальной  экологией» изначально понимали область  знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

     Первоначально научные принципы рационального  природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки - биология, география, медицина, экономика. В последнее время этими вопросами все шире стала заниматься экология.

     Но  изолированное изучение всех аспектов данной проблемы -медицинских, биологических, социальных, экономических и др., не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука.

     Такая наука стала формироваться почти одновременно во многих странах мира. В нашей стране для её обозначения использовали разные названия – натурсоциология, созология, энвайронментология, прикладная экология, глобальная экология, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т.д. Однако эти термины не получили достаточно широкого распространения.

     В нашей стране к концу 70-х годов  т сложились условия для выделения  социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю.Г.Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др. 

     Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии.

     Предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии, исходя из этого могут, быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.4

     Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А.Акимова и В. В .Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания.

     Центральным понятием социальной экологии выступает  система «общество-природа-человек» или социоэкосистема.

     Некоторые исследователи при определении  предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э.В. Гирусова, социальная экология должна изучать, прежде всего, законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.5 
 
 

Заключение

     В поле зрения социальной экологии попадают не только процессы взаимодействия живых организмов с природной средой обитания, сколько процессы взаимодействия сложных эко- и социосистем с социальными по своей сущности, т.е. возникшими в результате активной общественной деятельности человека, взаимосвязями общества с искусственно созданными, до человека не существовавшими элементами среды, несущими на себе отпечаток деятельности людей. При этом разрушаются привычные перегородки между циклом естественных наук (о природе), с одной стороны, и социальных наук (об обществе и человеке как его субъекте) с другой, но одновременно конструируются новые, объединяющие предметные связи между этими двумя различными группами наук. 
            Таким образом, социальная экология изучает структуру, особенности и тенденции функционирования объектов особого рода, объектов так называемой «второй природы», т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды, взаимодействующей с окружающей природной средой. Именно существование «второй природы» в подавляющем большинстве случаев порождает экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем.            

     Социальная  экология как наука имеет свои специфические задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношения между человеческими  сообществами и окружающей географически-пространственной, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды.

     Социальная  экология рассматривает биосферу Земли  как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа—общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы управления и рационализации взаимоотношения человека и природы.

   Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

     Изучая  причины деградации среды обитания человека и меры по её защите и совершенствованию, социальная экология должна способствовать расширению сферы свободы человека за счёт создания более гуманных отношений, как к природе, так и к другим людям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Общественная мысль и глобальная социальная экология ХХ века. Римский клуб