Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрим основные теории личности, имеющие отношение к человеческим потребностям, разработанные учеными в ХХ веке.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ. 4
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА. 4
2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ 12
2.1. Человек и его потребности в теории психоанализа Зигмунда Фрейда 12
2.2 Теория личности К. Юнга 16
2.3 Теория гуманистического психоанализа Э. Фромма 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

человек и его потребности (для сайта).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 «Сочинский  государственный университет туризма и курортного дела» ___________________________________________________________

Кафедра социально-культурного сервиса  и туризма 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Человек и его потребности»

Тема: «Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях»» 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ейск

2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

    Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди на протяжении истории, одной из самых загадочных является загадка природы самого человека, и его потребностей. Вся история развития человеческой личности связана с историей развития потребностей человека.

    Сегодня, в начале XXI века эта проблема стоит не менее остро, и немало усилий по этому поводу предприняли все известные психологи прошедшего столетия, которое можно считать веком психологии. В психологии существует множество теорий потребностей, выдвигаемых различными исследователями. Их цель - это научно вывести и доказать различные положения о природе человека, которые могли бы помочь найти человеку ответ на многие стоящие перед ним вопросы и проблемы, а также помочь людям удовлетворять свои потребности.

    Порождённая потребностью в пище, одежде и жилье и т. п., необходимость в труде и сотрудничестве порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и общности интересов. На этой новой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Органические потребности отражаются в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку органические потребности отражаются в органических ощущениях, они выступают в виде влечений. Общую особенность влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию.

    Рассмотрим  основные теории личности, имеющие отношение к человеческим потребностям, разработанные учеными в ХХ веке.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИЙ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

    БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В  ЧЕЛОВЕКЕ С ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА.

 

    XX в. в науке и философии часто называли веком человека: почти все философские школы и идеи вращались вокруг объяснения его природы и сущности.

    В XX в. происходило обсуждение и осмысление теории Чарльза Дарвина (1809-1882). Согласно Дарвину, человек возник в результате естественного процесса эволюции живой природы. Он имеет животных предков и, следовательно, его потребности формировались на основе потребностей животных. По Дарвину, человек формировался по тем же законам, что и другие живые существа. Не следует ли и объяснение современного общества строить на этих общих биологических законах, прежде всего на законе естественного отбора? Такой подход к природе человека предложил социальный дарвинизм, вульгаризировавший идеи Дарвина.

    Социальный  дарвинизм попытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции. Естественный отбор и борьба за выживание наиболее приспособленных субъектов рассматривались в этой концепции как определяющие факторы общественной жизни. Предшественником социального дарвинизма считается Т. Р. Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем -- Герберт Спенсер (1820-1903).

    Социальные  дарвинисты поставили важную и сложную  научную проблему -попытались понять, какую роль в человеческой жизни играют механизмы биологической эволюции, объяснить взаимодействие биологического и социального начал в обществе. Однако их решение этого вопроса, как в конце концов признало большинство ученых, оказалось явно ошибочным. В обществе действительно происходят борьба и отбор, но их механизмы очень сильно отличаются от естественного отбора и борьбы за существование в живой природе. Поэтому все события в жизни общества (победа политической партии на выборах, переход от доиндустриального общества к индустриальному и постиндустриальному) остаются абсолютно непонятными, если их пытаться объяснять исходя не из социальных, а из биологических, дарвиновских законов. Сам Дарвин никогда не пытался это делать. Поведение отдельного человека также зависит от его социальных, а не только биологических потребностей. Крайние, наиболее реакционные варианты социального дарвинизма сближались с расистской и фашистской идеологией.

    Другой  вариант объяснения природы человека и его потребностей был предложен  великим австрийским психологом и психиатом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Согласно созданному им учению - психоанализу, - в основе человеческого поведения лежат чисто биологические инстинкты и потребности. В первую очередь это сексуальное влечение - либидо, скрытое в подсознательных слоях психики. В результате возникновения социального контроля сексуальные потребности не могли быть удовлетворены так просто, как это возможно у животных. Сексуальная энергия либидо подвергалась сублимации -- т. е. переводилась в другие формы пси-ической энергии. На основе сублимации либидо возникли новые, чисто человеческие группы потребностей -- в разумном познании, религии, искусстве, творческом самовыражении. Именно ограничение удовлетворения сексуальных потребностей привело к возникновению потребностей социальных, чисто человеческих.

    Учение Фрейда -- очень яркая и смелая попытка понять мир человеческих потребностей, практически первая научная концепция сексуального поведения человека. Однако позже психологи, социологи и философы в большинстве своем пришли к выводу, что он сильно преувеличил значение сексуальных влечений. Корректировку его концепции начали уже ближайшие ученики Фрейда -- создатели неофрейдизма. Дело в том, что, вопреки мнению австрийского психиатра, сексуальные влечения при всей своей значимости -- не единственный фактор, определяющий человеческое поведение. Сексуальные потребности даже нельзя признать насущными: многие люди (например, монахи) отказываются от их удовлетворения и благополучно доживают до глубокой старости. В то же время отказ от удовлетворения хотя бы на минимальном уровне насущных потребностей (в еде, питье, воздухе, температурном режиме) полностью несовместим с жизнью.

    По  мнению современных ученых, социальные потребности возникли не только из-за упорядочения сексуального поведения. Еще более весомую роль в формировании общества сыграли насущные потребности и совершенствование процесса труда, который отнюдь не был просто альтернативой сексу.

    В науке XX в. получила широкое подтверждение  концепция формирования человека и  общества в процессе развития трудовой деятельности -- трудовая теория антропосоциогенеза. Впервые она была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Выделив три главных человекообразующих фактора -- труд, социальную организацию (коллективный образ жизни) и членораздельную речь -- Энгельс фактически прослеживает процесс усложнения потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления. В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы, причем последние оказываются направляющими, более весомыми.

    Эволюция  человека и его потребностей -- сложный процесс, имеющий и биологическую, и социальную составляющие. Если социальная наиболее подробно описана в марксизме, то биологическая объясняется в рамках современного варианта дарвинизма -- синтетической теории эволюции.

    Специалисты по синтетической теории эволюции рассматривают  появление человека как завершение главных этапов биологической эволюции, своеобразный выход живого за свои собственные пределы и формирование новой, социальной формы материи. Дарвиновский и марксистский подходы к объяснению потребностей человека здесь объединяются. Достигнув вершины биологического развития, вид Ноmо sарiеns осваивает процесс труда и поднимается на качественно новый уровень существования. Теперь он может использовать для удовлетворения своих потребностей весь внешний мир. Человек не только потребляет любое нужное ему вещество живой и неживой природы, но и искусственно формирует совершенно новую сферу действительности -- вторую природу, мир искусственных предметов, орудий труда.

    С несколько другой стороны подошло к объяснению природы человека научное направление, получившее название «русский космизм». В этом течении объединялись ученые самых разных взглядов -- в том числе такие религиозно-мистические мыслители, как Н. Ф. Федоров (1828-1903) и П. А. Флоренский (1882-1943). Нас интересует, прежде всего, научный подход к проблеме человека, разработанный двумя выдающимися представителями русского космизма -- Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935) и Вла-димиром Ивановичем Вернадским (1863-1945).

    К. Э. Циолковский считал, что во Вселенной уже возникли разные виды разумных существ, и предсказывал путь эволюции человечества как космической цивилизации на миллиарды лет вперед. Эти идеи в наше время выглядят довольно фантастично, так как наука не располагает никакими подтверждающими их эмпирическими данными. Однако ряд мыслей великого мечтателя оказался гораздо ближе к реальности и имеет прямое отношение к сегодняшним острым проблемам цивилизации. Так, он считал, что человек с его трудовой деятельностью занимает в материальном мире особое место: «...разум человека -- это сильнейший фактор Вселенной, более мощный, чем моря и океаны, Солнце и всевозможные катаклизмы. Во Вселенной нет ничего более могущественного, чем ум человека или ему подобного существа». 1

    В середине XX в. человечество действительно вступило в новую эпоху -- эру освоения космоса, незадолго до этого предсказанную К. Э. Циолковским. Освоение космоса порождает совершенно новые потребности цивилизации и от-крывает новые возможности их удовлетворения.

    В. И. Вернадский был основоположником учений о биосфере («сфере жизни») и  ноосфере («сфере разума»). Биосфера -- это часть земной поверхности, преобразованная  живыми организмами.

    Понятие биосферы выражает единство всего живого и окружающей его среды. После возникновения человека биосфера начинает постепенно превращаться в ноосферу -- часть природы, которая контролируется и преобразуется человеческим разумом. Другие ученые называли часть природы, преобразованную деятельностью человека, техносферой, антропосферой и второй природой.

    В. И. Вернадский первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более  глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. Эти условия не сразу и не до конца осознаны человечеством. Раньше люди были вынуждены соотносить свои потребности с потребностями других людей, что регулировалось моралью, традициями и правом. Теперь у общества появилась необходимость соотносить эти потребности с возможностями и законами биосферы -- иначе она может деградировать и ухудшить условия существования человека. Регуляция отношений общества с природой в рамках ноосферы сама становится важной общественной потребностью. Потребности такого рода получили название экологические потребности. Из-за непродуманности крупномасштабных воздействий на природу человек уже создал зоны экологического бедствия (такие как район Сахель в Африке или район Аральского моря). Корыстные личные и групповые интересы, приводя к постепенному разрушению природной среды, приходят в противоречие с общими потребностями цивилизации в гармоничном развитии биосферы и ноосферы. Общество испытывает необходимость в сознательной регуляции, управлении потребностями в экономическом развитии и в сохранении среды! своего обитания. Необходимо создание специальных механизмов, методов и процедур для поддержания баланса между этими потребностями. В последние годы примером крупномасштабного международного сотрудничества для достижения этой цели можно считать разработку Киотского протокола о регуляции вредных выбросов в атмосферу в масштабах всей планеты. Проблемы развития цивилизации, осознанные В. И. Вернадским в первой половине XX в., с каждым годом становятся все острее.

    Глубокая  концепция человека и его положения  в современном западном мире была разработана во второй половине XX в. выдающимся психоаналитиком, социологом и философом, создателем гуманистического психоанализа Эрихом Фроммом (1900-1980).

    Э. Фромм подробно анализирует состояние человеческой личности в современном ему обществе -- т. е. в западных странах второй половины XX в. Так, в работе «Иметь или быть?» он проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных бо-гатств. «Выбор между обладанием и бытием противоречит здравому смыслу, -- пишет Э. Фромм. -- Обладание представляется естественной жизненной функцией: чтобы жить, мы должны обладать различными вещами. Более того, мы должны получать удовольствие от принадлежащих нам вещей. При такой установке, наоборот, складывается впечатление, что суть бытия именно и заключается в обладании и. что человек -- ничто, если он ничего не имеет. Тем не менее альтернатива "обладание или бытие" была стержнем систем великих Учителей жизни». «Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие -- эта два основных способа существования человека и преобладание одного из них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. «Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает, иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свою способности и чувствует себя в единении со всем миром. Современное общество ценит, однако, только модус обладания -- «современный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность». 2

    Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия формирует у людей разные системы потребностей и ориентирует их на разные модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию -- потребительство. «Потребительство характеризуется установкой, суть которой заключается в стремлении поглотить весь мир. Потребитель -- то требующий соски вечный младенец». «Основными объектами современного потребительства в сфере досуга являются машина, телевизор, путешествия и секс, и, хотя принято считать такое времяпрепровождение активным досугом, правильнее было бы называть его пассивным». «В современных развитых промышленных обществах потребление -- наиболее важная из форм обладания». «Нынешние потребители могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю.

Информация о работе Мыслители ХХ века о человеке и его потребностях