Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:55, реферат

Описание работы

Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.………………………………………………4
3. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном возрождении и государственности.………………………………………………………13
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.………………………………………………4
  3. Букейханов А., Байтурсынов А. О национальном возрождении и государственности.………………………………………………………13
  4. Заключение………………………………………………………………..18
  5. Список литературы……………………………………………………….19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Социология  Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления  и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической  дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками. Становлению и развитию социологии в Казахстане основной толчок дала независимость Республики. Социологи считают, что общество - это продукт человеческой мысли, которую, следовательно, можно изменить. В трудах казахстанских социологов затрагиваются различные проблемы современного общества.

     М. Жумабаев - выдающаяся фигура в казахской  литературе начала XX века. В его стихах трудно выделить какую-то одну тему. Но о чем бы он ни писал, первым долгом обращается к своему народу с мыслями о свободе, о счастье. На его творчестве лежит печать раздумий, отчаяний и скорби с одной стороны, и с другой - страстное желание что-то изменить, надежда быть понятым. Идут рядом глубокое понимание истории, яркое представление прошлого и современная ему жизнь со всеми противоречиями и несоответствиями.

     Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог. Просвещенный автор, переложивший свои взгляды на окружавшую его действительность, своим произведением бичевал вековые патриархальные традиции родного народа. В этом заключается социальный излом того времени, -надо было иметь мужество для того, чтобы повернуться лицом к проблемам общества и представить их во всей неприглядности.

     Смысл своей жизни Торайгыров видел  в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного  и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула.

     Алихан  Букейханов стоял у истоков возрождения  нашей национальной государственности, если допустимо говорить о месте, значении и вкладе великих личностей  в нашей истории, то эта личность нами должна восприниматься наравне  с Абылай ханом ,  Абаем, Кереем и  Жанибеком.

     Вся жизнь Ахмета Байтурсынова была пронизана  пламенной заботой о самоопределении  казахов, развитии культуры, образовании  и науки, сохранении в веках самобытного  народного творчества самого духа нации.

     Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей  и поэтов: М.Жумабаева, М.Дулатова, С.Муканова, С.Торайгырова, Шакарима.

М. Жумабаев

     М. Жумабаев - выдающаяся фигура в казахской  литературе начала XX века. Он один из немногих после Абая поэтов, сумевших понять казахский стих до мировых высот. Еще в 1928 году Мухтар Ауэзов писал  о том, что он искренне любил поэта  за необычные, восхитительные стихи, изменившие его понятие о казахской поэзии. С. Муканов писал в те годы: "В  языковое обогащение казахской поэзии, улучшение ее изобразительных возможностей никто не вложил так много труда, как М. Жумабаев. В развитии казахской  словесности после Абая никто  не может превзойти Магжана".

  Он жил и творил во времена С. Торайгырова, И. Джансугурова, Б. Майлина и С. Муканова, но он совсем не похож на них. Для поэтов и писателей 20-30-х годов главным критерием было отношение к революции, ко всему новому, что происходило в то время. "Кто не с нами, тот против нас!", "Кто там шагает правой?" - такие лозунги и призывы делали литературу политизированной, но как раз к этому призывали партийные функционеры, этого требовали и добивались пролеткультовцы. Те же поэты, которые не были против революции, но хотели осмыслить ее, понять, которые не подали голос в защиту пролетарской революции, были подвергнуты осуждению.

  Поэт может и не быть революционером, но он может совершить подвиг в плане духовного обогащения человека, ломая старое представление о привычных вещах, заявляя о себе, как о новаторе. М. Жумабаев был именно таким человеком. Он изменил традиции, существовавшие в литературе до него, внес много новшеств в области стихосложения, разработки тем, образов.

     В его стихах трудно выделить какую-то одну тему. Но о чем бы он ни писал, первым долгом обращается к своему народу с мыслями о свободе, о  счастье. На его творчестве лежит  печать раздумий, отчаяний и скорби с одной стороны, и с другой - страстное желание что-то изменить, надежда быть понятым. Идут рядом  глубокое понимание истории, яркое  представление прошлого и современная  ему жизнь со всеми противоречиями и несоответствиями.

  События тех лет были действительно настолько грандиозны, разнообразны и в известном смысле противоречивы, а порой и неприемлемы, что прежние друзья и соратники оказывались по разные стороны баррикад. Особенно в решении важнейших вопросов, касавшихся судеб родного народа - это и советизация аулов, и раскулачивание баев, и размежевание границ, развитие национальной культуры, образования.

     И, конечно же, многих выдающихся людей, того времени не могла не беспокоить проблема будущего нации, а значит, и воспитания детей. Характерно, что  это - общее для Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Ду-латова, К. Аймаутова, М. Жумабаева. Все они учились  у аульного муллы, закончили медресе, училища и семинарии, учили детей, занимались просветительской деятельностью, писали статьи по вопросам воспитания, учебные пособия.

  М. Жумабаев тоже пишет ряд статей об образовании,  готовит учебники для казахских школ. Но если Байтурсынов и Дулатов одновременно и учителя его, и соратники - занялись решением проблем педагогики, (первый стал теоретиком, основоположником отечественного языкознания, другой одновременно писал и свой роман "Несчастная Джамал", и учебник по математике), то Жумабаев был основателем и директором учительских курсов, издал ряд методических пособий. Написанное им учебно-методическое пособие "Будь грамотным" в годы  ликвидации безграмотности считалось одним из лучших.

Устроители новой  школы, по мнению Жумабаева, должны непременно учитывать особенности национального  характера казахов, их мировосприятия. Педагог, утверждал он, должен опираться  на опыт прежних поколений, воспитывая уважение к великим сынам своего народа. В другой статье он ратует за изучение и проведение в школах народных праздников, бережное отношение к  традициям, обрядам, обычаям народа. На его взгляд. Наурыз - это не религиозный  праздник, а народный. Это праздник труда, который символизирует мечту  народа о новой, лучшей жизни, передает богатый опыт предыдущих поколений, имеет огромное познавательное и  воспитательное значение, несет не сравнимый ни с чем эмоциональный  заряд.

     В 1922 году в Оренбурге выходит книга  М. Жумабаева "Педагогика", которая  и в наши дни является непревзойденным  примером прекрасного учебника. Автор  предисловия к первому изданию  Жолдыбаев, восторженно отзываясь  о книге, написал, что для казаха - это откровение, а сам Магжан напоминает пророка.

     И этот восторг не случаен. Трудно поверить, что это были первые шаги в отечественной  издательской практике, настолько глубоко  и полно в "Педагогике" рассматриваются  вопросы физического и духовного  развития, настолько профессионально  и лаконично расположен весь материал.

Далее поэт пишет  о необходимости формирования в  ребенке умения трудиться, быть готовым  к любым испытаниям. И тут автор  прав, потому что это один из основных "китов" народной педагогики, которая учила трудолюбию с малых лет поначалу в семейных делах, но вырастал человек, и проверка его трудовой подготовки всегда была общественной. В процессе воспитания, по убеждению М. Жумабаева, школа должна научить ребенка быстро решать все проблемы, находить выход из  затруднительных ситуации.

  Очень большое значение он придает семье, ее моральному

климату. "Ребенок  учится тому, что видит у себя в дому", - так гласит казахская  пословица. Воспитывать в семье  нужно, прежде всего, примером. Ребенок  очень быстро перенимает родителей, например, дети очень нервны, подвержены истерическим выходкам. Далее в книге  приводятся примеры сочетания преподавания с играми, изучения и использования  в воспитательном процессе сокровищ  устного народного творчества, национальных обычаев, традиций...

       Учебник, написанный поэтом, конечно  же, трудно назвать только учебником.  Так богата и разнообразна  сфера тех вопросов, которые затрагивает  автор, так широко и многосторонне  освещаются попутно и проблемы  социальные, и литературоведческие  разработки по вопросам воспитания. Но это нельзя считать отклонением  от научной темы, ведь задача  автора была, как можно шире  осветить животрепещущие вопросы  того времени.

  Поэт Жумабаев ясно и четко видит перспективу воспитания человека нового общества, прежде всего в неотрывной связи с опытом народной педагогики. И в этом  огромное значение данной книги и на будущие времена.

     Те  мысли и идеи, которые прослеживаются во всем его творчестве, позволяют  утверждать, что М. Жумабаев был не только поэтом, публицистом, теоретиком, преподавателем, но и в высоком  смысле слова Учителем, народным педагогом, несущим в себе огромный заряд  высокой нравственной чистоты и  силы несгибаемого духа, мечтающем  о лучшей жизни грядущих своих соплеменников, глубины эмоциональное слово писателя, с любовью и состраданием запечатлевшего судьбу все привычки, и  плохие, и хорошие. 

 

Дулатов Миржакып

     Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог - вошел вместе с Алиханом Букейхановым и Ахметом  Байтурсыновым в ту тройку, которая  обозначила веху возрождения национального  самосознания казахов в начале XX века.

     Дулатов участвовал в разработке программных  документов партии "Апаш" и правительства  Алаш Орды совместно с А.Байтурсыновым, в которых они разработали  принципы правового государства: равенство  всех граждан независимо от вероисповедания, пола перед законом, судебное разбирательство  всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической  федеративной республики во главе с  выбираемым Думой президентом.

Находясь в  тюрьме на допросе в 1929 г., в ответ  на обвинение в"национализме" он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше Отечество принадлежало нам". Он заявил в последнем своем официальном  слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Paifo или поздно, истина восторжествует".В  официальной историографии Казахстана XX столетия, как нам представляется, еще не дана полновесная оценка роли и места политических взглядов М.Дулатова в общенациональном процессе выработки  государственно образующей идеологии. Между тем, умение Дулатова вычленить  наиболее выпуклые социальные проблемы (социальной слепоты и глухоты; бесправия  женщины Востока; др.), его манера стихосложения и прозы сродни Адаму Мицкевичу, воспевшему идею польского  национально-освободительного движения, Пушкину, восхищавшемуся мужеством  декабристов, Льву Толстому, вскрывавшему социальные пороки общества, Лермонтову, открыто бросившему вызов мнению «света», и другие качества выявляют огромную роль личности публициста, поэта, политика и гражданина Миржакыпа  Дулатова в формировании взглядов целого поколения нарождавшейся тюркоязычной интеллигенции Казахстана, Поволжья, Сибири на современную ей ситуацию.

     Просвещенный  автор, переложивший свои взгляды на окружавшую его действительность, своим  произведением бичевал вековые  патриархальные традиции родного народа. В этом заключается социальный излом  того времени, -надо было иметь мужество для того, чтобы повернуться лицом  к проблемам общества и представить  их во всей неприглядности. Сколько  молодых сердец билось учащенно при  чтении этого произведения! Ведь оно  подало надежды на то, что браки  без любви, духовное закрепощение женщины  когда-нибудь перестанут быть роком  для влюбленных.

     Острота социального зрения М.Дулатова не вызывает сомнений при ближайшем знакомстве с его творчеством и вехами биографии. Будучи выпускником медресе  «Галлия», став служащим в системе  колониальной администрации (переводчик в Петропавловском суде, в частности), он кропотливо работает над расширением  и углублением взглядов на социальную действительность. Пороки общества и  молчаливое подчинение им со стороны  большинства рождают в молодом  юноше бурное сопротивление. Он не опускает рук, окружает себя учениками, занимается с ними изучением основ наук, русского языка, посредством которого можно штудировать книгомыслителей и ученых... 
 

Информация о работе Социальная мысль начала ХХ века в Казахстане