Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Кадастры природных ресурсов. Содержание и назначение государственного климатического кадастра.
Вопрос 1.1 Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования.
Вопрос 1.2 Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала.
Вопрос 1.3 Безопасность применения биотехнологий и биологическая безопасность.
Вопрос 1.4 Повышение безопасности использования токсичных химических веществ.
Вопрос 1.5 Использование и обезвреживание отходов производства и потребления.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

В Беларуси предприняты  важные шаги в области безопасного  использования генно-инженерных биотехнологий. Среди них следует отметить, прежде всего создание Национального координационного центра биобезопасности, в функции которого входит осуществление полномасштабного мониторинга развитиям данного направления, разработана концепция государственного регулирования безопасности генно-инженерной деятельности, подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности» и пакет проектов соответствующих нормативных документов. В мае 2002 г. Беларусь присоединилась к Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии, что позволит значительно активизировать работу в этой сфере.

Основная цель Республики Беларусь в области экологически безопасного использования биотехнологий  с позиции устойчивого развития состоит в том, чтобы, с одной стороны, создать условия, позволяющие в максимальной степени использовать достижения современной биотехнологии, способствовать развитию генетической инженерии как одного из приоритетных научных направлений а, с другой стороны, гарантировать безопасность при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.

В связи с этим деятельность по обеспечению использования биотехнологий  в перспективе должна осуществляться по следующим направлениям:

  • ускоренное развитие генно-инженерных биотехнологий и внедрение их достижений в практику;
  • создание механизмов государственного регулирования безопасности генно-инженерной деятельности в Республике Беларусь;
  • участие в международном сотрудничестве в области биобезопасности.

Поскольку для получения  значимых результатов требуются  время и значительные финансовые ресурсы, то целесообразно расширять международное сотрудничество в современной биотехнологии, чтобы ускоренно внедрять и использовать достижения других стран. Однако для того, чтобы не допустить возможных неблагоприятных последствий широкого внедрения достижений биотехнологии, необходимо обеспечить эффективную национальную систему биобезопасности. Основными ее элементами на ближайшую перспективу должны быть:

  • законодательная база;
  • административная система;
  • система обоснованного принятия решений по вопросам генно-инженерной деятельности, которая включает оценку и предупреждение риска возможных неблагоприятных последствий;
  • механизм информирования и участия общественности в принятии решений по вопросам генно-инженерной деятельности.

Первостепенное значение имеет проведение государственной экспертизы безопасности генно-инженерных организмов. Эту задачу возможно решить силами НАН Беларуси, где имеется большое количество высококвалифицированных кадров, способных провести адекватную оценку риска возможных неблагоприятных эффектов генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды. Организация экспертизы безопасности генно-инженерных организмов является одной из основных функций Национального координационного центра безопасности.

Для повышения эффективности его работы необходимо:

  • провести изучение и систематизацию ресурсного потенциала, сформировать и закрепить на законодательном уровне государственный реестр экспертов по биобезопасности;
  • провести аккредитацию лабораторий, способных проводить отдельные экспертизы, оснастить их необходимым оборудованием;
  • осуществить подготовку и переподготовку кадров;
  • разработать и утвердить соответствующие методические указания, отвечающие международным стандартам. В первую очередь это касается методических указаний, предусматривающих регулирование безопасности генно-инженерной деятельности.

Следует также расширить  осведомленность населения о  сравнительных преимуществах современных биотехнологий, связанных с ними рисках, и мерах по их предупреждению.

Среди задач международного сотрудничества в области экологически безопасного использования биотехнологий важное значение имеет выполнение обязательств, которые Республики Беларусь взяла на себя в соответствии с Картахенским протоколом по безопасности.

    1.  Повышение безопасности использования токсичных  
      химических веществ.

Возрастающие масштабы и расширение сферы использования  химических веществ в производстве и быту повышает риск их неблагоприятного воздействия на здоровье населения и окружающую среду. Острые и хронические отравления, профессиональные заболевания, генетические дефекты, канцерогенез во многом обусловлены влиянием токсичных химических веществ.

Для повышения эффективности  применения химикатов и минимизация  риска их воздействия на здоровье и окружающую среду требуется формирование системы их рационального использования и обеспечения химической безопасности населения и окружающей среды. Наличие в Беларуси развитой химической индустрии, необходимость дальнейшего развития отраслей промышленности, связанных с применением химических веществ, в том числе сильнодействующих ядовитых, актуализирует проблемы достижения баланса между расширением применения химических веществ и снижением риска их неблагоприятного влияния на биосистему.

В Беларуси функционирует  более 500 химически опасных объектов, большая часть которых расположена в крупных городах. По расчетам в зоне их возможного действия проживает около 3 млн. человек. Использование устаревших технологий и оборудования, высокая степень его износа создают реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций. Ежегодно на объектах происходят аварийные ситуации (5–7 случаев), сопровождающиеся выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, регистрацией в окружающей среде вредных веществ в концентрациях, выше предельно допустимых.

Согласно статистическим данным, в контакте с химическими веществами работает около 250 тыс. человек. 35–40% рабочих мест не соответствуют требованиям безопасности, в результате чего ежегодно регистрируются острые профессиональные отравления и хронические заболевания, обусловленные воздействием химических веществ. Серьезной проблемой являются отравления среди детей. Число их растет и составляет в настоящее время 170–180 случаев на 100 тыс. детей до 14 лет.

В стране отсутствует  система контроля за распространением особо опасных токсикантов, в частности стойких органических загрязнителей. Не определена значимость уровней аварийных загрязнений в зависимости от длительности пребывания человека в зоне аварии, нет единых подходов к оценке потенциальной аварийной опасности промышленных химических объектов. Практически неразвита система информационного обеспечения по вопросам рационального использования химических веществ. Существующая законодательная и нормативная база не отвечает современным требованиям безопасности.

Вероятность применения химических веществ в террористических целях определяет необходимость разработки систем быстрого реагирования для предотвращения угрозы воздействия токсичных химических веществ для населения и обеспечения токсикологов информацией, необходимой для предотвращения этой угрозы.

Следует отметить, что  в последние годы были приняты  эффективные меры, способствующие решению  проблем химической безопасности. Законодательно закреплены условия перевозок опасных химических веществ и функционирования потенциально опасных производственных объектов, завершено лицензирование опасных химических объектов. В соответствии с международными требованиями производимые в Беларуси химические вещества обеспечиваются паспортами безопасности. Проводится комплекс работ по модернизации химических производств. Осуществляется регистрация пестицидов, сильнодействующих ядовитых химических веществ, создана и функционирует Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях рационального  использования химических веществ предусматривается повышение эффективности и безопасности применения химикатов в промышленности, сельском хозяйстве и быту, предупреждение химического загрязнения и предотвращение его негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду. В перспективе необходимо решение следующих основных задач:

  • совершенствование законодательства, проведение скоординированной национальной политики организациями, связанными с безопасным использованием химических веществ;
  • создание информационных систем, накопление знаний и развитие навыков по химической безопасности; развитие сети учреждений, ответственных за обмен информацией о токсичных химических веществах; обеспечение права населения быть информированным о химических веществах в окружающей среде и участвовать в принятии решений по вопросам химической безопасности;
  • совершенствование системы предотвращения крупных промышленных аварий и минимизации их последствий;
  • предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов.

На втором этапе (2011–2020 гг.) предусматривается:

  • внедрить систему обязательного страхования ответственности за причинение ущерба от использования вредных веществ и эксплуатации опасных производственных объектов;
  • разработать методы экспресс-контроля химических веществ для повышения выявляемости и пресечения попыток незаконного экспорта и импорта химических веществ, а также обеспечения оперативности действий в зонах химических аварий;
  • осуществить переход на Всемирную гармонизированную систему классификации и маркировки химических веществ; утвердить как обязательный ее элемент информацию о потенциальном риске химического вещества, мерах предосторожности и оказания первой медицинской помощи;
  • создать токсикологические центры, обладающие необходимыми клиническими и аналитико-токсикологическими возможностями с охватом медицинской помощью всего населения;
  • внедрить экономический механизм полного возмещения расходов по определению опасности химических веществ, разработке стандартов, необходимых для обеспечения адекватной охраны здоровья человека и окружающей среды, производителями и импортерами химических веществ;
  • уменьшить объем применяемых химических средств защиты растений за счет внедрения новых технологий в растениеводстве (использование биологических методов зашиты растений, генно-инженерных технологий); прекратить использование ртуть- и хлорсодержащих пестицидов;
  • обеспечить полный доступ к информации о химических веществах и связанных с ними опасностях для населения;
  • провести ранжирование сельскохозяйственных угодий по степени загрязнения химическими веществами с определением пригодных для производства продуктов питания, особенно детского и диетического;
  • обеспечить соответствие всех рабочих мест требованиям безопасности труда при работе с химическими веществами; внедрить систему «биологического» мониторинга на производствах с использованием токсичных химических веществ;
  • исключить из оборота и применения в промышленности до 70% оборудования и материалов, содержащих полихлорированные бифенилы, ртуть и ее соединения;
  • сократить число предприятий, отнесенных к категории опасных химических, в результате внедрения новых технологических процессов, замены токсичных веществ менее токсичными и нетоксичными;
  • внедрить экономический механизм обеспечения режима безопасных условий проживания населения страны и управления использованием опасных химических веществ.
    1.  Использование и обезвреживание отходов производства 
      и потребления.

Продолжающийся рост объемов накопления отходов ведет  к экологической дестабилизации и представляет серьезную угрозу здоровью населения. В Беларуси образуется около 800 видов отходов с широким  спектром физико-химических свойств, в том числе опасных. Общий объем их образования в 2002 г. составил около 26 млн т; уровень использования – 16%, в том числе без учета отходов производства калийных удобрений (их доля в общем объеме образования отходов – 79%, а уровень использования – 3,4%) – 65%. Большая часть отходов удаляется на хранение и захоронение. Объем накопившихся отходов на конец 2002 г. составил 743,7 млн т, в том числе около 22,9 млн т токсичных, из них 1–3 классов опасности – 247,5 тыс. т. Более 96% накопленных отходов – отходы производства калийных удобрений. Проблема их использования требует специальных решений и, в первую очередь, на основе внедрения технологий по складированию галитовых отходов в выработанном пространстве.

Рост объемов ежегодного образования и накопления отходов опережает современные технологические и экономические возможности их обезвреживания и утилизации. В сфере обращения с отходами в Беларуси устойчиво доминирует их удаление с неизбежным накоплением на полигонах, общая площадь которых составляет около 3 тыс. га. К настоящему времени уже исчерпаны эксплуатационные мощности более 40% полигонов, что требует их замены или расширения.

Основной целью деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления является снижение (стабилизация) их отрицательного влияния на состояние окружающей среды и предотвращение негативных последствий на здоровье людей.

На втором этапе (2011–2020 гг.) необходимо обеспечить: разработку (адаптацию) и использование новейших научно-технических достижений для создания и внедрения экологобезопасных и малоотходных технологий обезвреживания и использования отходов, в первую очередь многотоннажных (галитовые отходы, глинисто-солевые шламы, фосфатные, осадки сточных вод) и опасных (гальванические отходы и др.); совершенствование методов экономического стимулирования в области обращения с отходами для создания и внедрения экологически чистых и малоотходных технологий, а также максимально возможного вовлечения отходов в народнохозяйственный оборот.

Для реализации государственной политики в сфере обращения с отходами необходимо:

  • совершенствование законодательной и нормативно-методической базы и ее гармонизация с международными актами;
  • разработка и реализация долго-, средне- и краткосрочных государственных, региональных и местных программ по обращению с отходами, в том числе научно-технических;
  • организация нормирования образования, размещения и использования (утилизации) отходов;
  • организация и совершенствование системы государственного управления деятельностью по сбору (заготовке) и использованию отходов в качестве вторичного сырья;
  • совершенствование системы учета отходов и государственной отчетности по обращению с ними;
  • ведение государственного реестра объектов размещения и обезвреживания отходов, а также государственного реестра технологий по использованию отходов;
  • организация и совершенствование государственного надзора и контроля за обращением с отходами, в том числе за их трансграничным перемещением;
  • постоянное совершенствование и развитие систем информационного обеспечения всех заинтересованных в решении данной проблемы;
  • осуществление международного сотрудничества в сфере обращения с отходами с учетом национальных интересов Республики Беларусь.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"