Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 02:10, контрольная работа
Проблемы взаимодействия качества окружающей среды и качества жизни населения начали привлекать внимание социологов и представителей других гуманитарных наук в нашей стране несколько позже, чем зарубежных странах, но уже в первых отечественных работах по данной тематике отмечалось сложная структура качества жизни и многообразие аспектов его функционирования.
Проблемы взаимодействия
качества окружающей среды и качества
жизни населения начали привлекать
внимание социологов и представителей
других гуманитарных наук в нашей
стране несколько позже, чем зарубежных
странах, но уже в первых отечественных
работах по данной тематике отмечалось сложная
структура качества жизни и многообразие
аспектов его функционирования.
Вместе с тем необходимо отметить, что
вопросы анализа экологической компоненты
качества жизни являются принципиально
новыми для нашей страны, и вследствие
этого недостаточно освещенными в теоретическом
и прикладном аспектах в отечественной
научной литературе. Зарубежный опыт и
разработки в данном направлении требуют
значительного переосмысления и в ряде
случаев - серьёзной переработки применительно
к российской специфике.
Проблема экологического кризиса - самая
важная из всех современных глобальных
проблем. Свершившимся фактом является
то, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. мировое сообщество
вошло в период уже реализующейся экологической
катастрофы. Примером тому являются не
только техногенные катастрофы вроде
взрыва на Чернобыльской АЭС, разливов нефти и горючего
на водных поверхностях, выбросах вредных
газов и жидкостей, вырубки лесов и пр.
Примером наступившей и реализующейся
экологической катастрофы являются также
природные катастрофы с неясной причинной
обусловленностью: гибель более чем сотен
тысяч людей в результате цунами в Индийском
океане (2004г.), цунами Катрина в США (2005г.), землетрясения в Пакистане
(2005г.), а также изменения климата, проявившиеся
в 2008-2010 гг. Являются ли эти случаи следствием
причин исключительно природного характера,
или же здесь сыграла свою роль деятельность
человека, вызвавшая глобальное потепление,
увеличение озоновых дыр, нарушение газового
баланса воздуха?
проблема качества жизни населения. Примечательно,
что научные теории качества жизни в России
получили наиболее широкое обсуждение
именно в период поиска 3 национальной
идеи, парадигмы развития российского
государства и стали постепенно выступать
в роли последних. Это подтверждают выступления
первых лиц государства, где акцентируется
внимание на необходимости повышения
и улучшения качества жизни российского
населения. Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев уверенно заявляет, что целью
всех преобразований в нашей стране является
повышение качества жизни людей1.
Тесное переплетение проблем экологического окружения и качества жизни населения делает необходимым изучение особенностей их взаимодействия, выявления закономерностей, возможных путей оптимизации этого взаимодействия.
Значение социального аспекта
экологических проблем ярко сформулировал
У.Бек в своей знаменитой книге
«Общество риска.», отметив, что экологические
проблемы - это не проблемы окружающей
среды, а в своем генезисе и
последствиях целиком общественные
проблемы, проблемы человека, его истории,
условий его жизни, его отношения к миру
и реальной действительности, его экономических,
культурных и политических воззрений2.
Экология, зародившаяся в 1866 году, вместе с определением самого термина Э. Геккелем, и в дальнейшем оформившаяся в отдельную научную дисциплину, хотя и начала изучать взаимодействие биологических систем всех уровней с окружающей средой, но не давала возможностей для концептуальной предметной дифференциации. Центральным объектом ее изучения стала жизнедеятельность биосистем. Внешние же условия существования (в том числе социальные), являющиеся факторами ее
Проблемы отношения человека к
природе, рассматривавшиеся еще
мыслителями Нового Времени, в значительной
мере актуализировались в начале 20-го
века, что и явилось предтечей выделения
отдельной социально-ориентированной
научной области изучения природных процессов.
С развитием гуманитарной мысли происходило все большее смещение ракурса в изучении взаимодействия и взаимовлияния социума и природной среды с естественнонаучного к антропологическому.
Значительный интерес в плане развития экологических идей представляют труды А.Л.Чижевского и К.Э.Циолковского, которые связывали космические процессы не только с органическими, но и с социальными1. К.Э.Циолковский во всех своих работах рассматривал человечество как целостную самоорганизующуюся систему.