Контрольная работа по "Экологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Кадастры природных ресурсов. Содержание и назначение государственного климатического кадастра.
Вопрос 1.1 Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования.
Вопрос 1.2 Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала.
Вопрос 1.3 Безопасность применения биотехнологий и биологическая безопасность.
Вопрос 1.4 Повышение безопасности использования токсичных химических веществ.
Вопрос 1.5 Использование и обезвреживание отходов производства и потребления.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

С целью предотвращения или минимизации образования отходов предусматривается:

  • замена действующих технологий на мало- и безотходные; внедрение принципа ответственности производителя за свою продукцию на протяжении всего ее жизненного цикла;
  • разработка и внедрение нормативов образования отходов;
  • организация использования отходов в самих производствах.

Повышение уровня использования отходов может быть достигнуто за счет:

  • разработки и внедрения экономически эффективных и экологически безопасных технологий по использованию отходов;
  • внедрения раздельного сбора отходов и обеспечение необходимых условий для их хранения, подготовку и использования;
  • создание централизованных мощностей по экологически безопасной переработке многотоннажных и общих для большинства предприятий отходов;
  • создание локальных малогабаритных мощностей, в том числе установок для переработки малотоннажных периодически образующихся отходов производства.

Экологически безопасное обезвреживание отходов требует:

  • разработки и внедрения технологий обработки отходов, обеспечивающих безопасного их уничтожение или понижение токсичности;
  • строительства специализированных объектов по захоронению отходов, обеспечивающих надежную изоляцию опасных отходов от окружающей среды;
  • разработки экологически и экономически обоснованных схем размещения объектов с отходами;
  • постоянного мониторинга состояния природной среды в местах размещения отходов и принятия срочных мер в случаях обнаружения загрязнения;
  • рекультивации использованных объектов размещения отходов и последующего мониторинга состояния природной среды.

Особое внимание должно быть уделено токсичным отходам и, в первую очередь, пестицидам с истекшим сроком годности и полихлорированным дифенилам (ПХД), которые относятся к стойким органическим загрязнителям (СОЗ).

Для решения проблемы пестицидов необходимо:

  • провести инвентаризацию и индентификацию накопленных пестицидов с истекшим сроком годности;
  • организовать их экологически безопасное хранение (в случае необходимости провести перезатаривание пестицидов) до разработки и внедрения технологий по уничтожению;
  • разработать и внедрить экологически безопасные технологии уничтожения пестицидов;
  • провести комплексное экологическое обследование захоронений пестицидов и по его результатам разработать комплекс мер, направленных на предотвращение загрязнения пестицидами окружающей среды.

Основными направлениями деятельности в части обезвреживания ПХД должны стать:

  • проведение инвентаризации ПХД-содержащего оборудования;
  • организация экологобезопасного хранения ПХД и ПХД-содержащего оборудования до разработки технологий по утилизации или обезвреживанию;
  • разработка и внедрение технологий по утилизации и обезвреживанию ПХД и ПХД-содержащего оборудования.

Экологически безопасное трансграничное перемещение отходов требует в первую очередь развития национального механизма контроля за трансграничным перемещением отходов, опирающегося на требования Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Серьезное внимание должно быть уделено твердым коммунальным отходам (ТБО), к которым относятся отходы потребления, а также отходы, образующиеся в процессе экономической деятельности, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека в населенных местах. ТБО являются одним из основных источников традиционных видов вторичного сырья – макулатуры, полимерных отходов, стекла, текстиля. За последнее десятилетие наблюдается постоянный рост объемов их образования и в 2002 г. он составил около 2,5 млн т. Уровень использования ТБО весьма низок, поэтому около 90% их массы попадает на полигоны для захоронения.

Для максимального вовлечения ТБО в хозяйственный оборот необходимо:

  • разработать региональные программы по раздельному сбору ТБО и обеспечить охват раздельным сбором и сортировкой не менее 20% населения к 2010 г. и до 50% – к 2020 г.;
  • внедрить раздельный сбор и сортировку коммунально-бытовых отходов, начиная с крупных городов, постепенно вовлекая в сферу раздельного сбора средние и мелкие населенные пункты;
  • совершенствовать и расширять систему сбора вторичного сырья путем создания достаточного количества приемно-заготовительных пунктов, равномерно охватывающих население;
  • разработать нормативную и правовую базу в части сбора и переработки упаковочных отходов. Создать интегрированную систему сбора, транспортировки, переработки и сбыта упаковочных отходов, базирующуюся на основных принципах системы международной системы «Зеленая точка» и адаптированную к белорусским условиям;
  • осваивать новые технологии и наращивать мощности по переработке отсортированных коммунальных отходов, а также по рециклингу отдельных видов ТБО. Для крупных городов необходимо построить мусороперерабатывающие комплексы, обеспечивающие использование отходов как источников вторичного сырья и как источников энергии (с цехами сортировки, переработки, прессования или измельчения и др.), а также отвечающие современным требованиям экологии и экономики; для обслуживания средних и мелких городов – создавать комбинированные сортировочно-прессовые заводы с частичной переработкой вторсырья.

Захоронению на полигонах  ТБО должны подлежать коммунальные отходы, оставшиеся после изъятия из них вторичных ресурсов. Увеличению сроков эксплуатации полигонов ТБО должно способствовать захоронение спрессованными тюками или измельченных отходов.

Основой механизма реализации государственной политики в сфере обращения с отходами являются комплексный учет вопросов сохранения окружающей среды, в том числе проблем образования, накопления и использования отходов производства и потребления в процессе принятия решений, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития; разработка процедур, обеспечивающих такой учет; внедрение на предприятиях систем управления обращения с отходами в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 14000; пересмотр объектов и ставок платежей за размещение отходов; создание системы государственного управления в сфере обращения с отходами.

    1.   Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологическая  
      безопасность функционирования оборонных объектов.

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от возможных их последствий необходимо обеспечить:

  • разработку и осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • повышение устойчивости функционирования предприятий и объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • реализацию прав и обязанностей населения в чрезвычайных ситуациях, социальную защиту лиц, непосредственно участвующих в ликвидации их последствий;
  • осуществление мониторинга в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, гласность информации;
  • международное сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения экологической безопасности функционирования оборонных объектов требуется:

  • обеспечить соблюдение требований национального природоохранного законодательства и условий международных соглашений;
  • разработать нормативный документ по экологической безопасности в войсках, предусматривающий экологическую паспортизацию военных объектов и территорий, развитие системы экологического мониторинга, обучение личного состава по экологическому спецкурсу;
  • подготовить перечень первоочередных мероприятий по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности вооруженных сил Республики Беларусь;
  • укрепить систему управления окружающей средой в вооруженных силах в целях обеспечения экологической безопасности;
  • разработать нормативно-правовые документы по обеспечению экологической безопасности повседневной деятельности войск.
    1.  Развитие проблемных регионов. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В Республике Беларусь к  проблемным регионам относятся: депрессивные регионы, Солигорский промышленный район, Новополоцкий промышленный узел, Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье; приграничные регионы, Минский столичный округ, а также самый проблемный регион Беларуси, имеющий официальный статус региона экологического бедствия, – это территории, загрязненные в результате катастрофы на ЧАЭС.

Стратегия развития регионов определяется в зависимости от характера  проблемных ситуаций.

Депрессивные регионы – территории со слабо развитой промышленной и социальной инфраструктурой, наличием малых моноотраслевых городов, имеющих высокий уровень безработицы. Они требуют значительных капиталовложений в экономику, поэтому необходимо определить рациональный вариант их развития с учетом потенциала и потребностей как самих, так и соседних регионов. Для активизации инвестиционной и инновационной деятельности целесообразно создание специальных региональных агентств, советов, фондов, организующих деятельность по комплексному, сбалансированному региональному развитию.

Территории промышленных районов, к числу которых отнесены Солигорский промышленный район, Новополоцкий промышленный узел, характеризуются высокой степенью антропогенной нагрузки. Поэтому основной задачей здесь является ужесточение экологического контроля за деятельностью промышленных и транспортных предприятий, модернизация крупнейших предприятий, их реструктуризация, с соблюдением жестких экологических требований.

Перспективы развития приграничных территорий – районов, граничащих с Польшей, странами Балтии, Украиной, Российской Федерацией – определяются возможностями использования их геополитического положения на основе расширения зон свободной торговли, активизации работы в рамках созданных еврорегионов «Неман», «Буг» и создающегося еврорегиона «Днепр», свободных экономических зон, а также активного участия в совместных проектах по определению и согласованию порядка функционирования на этих территориях охраняемых природных объектов. Предусматривается активизировать сотрудничество и в социально-экономической сфере

На территориях, требующих особого режима развития и управления – Белорусское Полесье и Белорусское Поозерье – предусматривается расширение видов деятельности, позволяющих развивать их как особо охраняемые и рекреационные территории, зоны отдыха.

Стратегической целью  развития Белорусского Полесья должно стать прекращение процессов деградации этой крупной природной экосистемы общеевропейского средообразующего значения и обеспечение перехода региона к устойчивому, сбалансированному социо-эколого-экономическому развитию.

На втором этапе (2011–2020 гг.) – предусматривается достижение целевых параметров по оптимизации устойчивого использования и охраны природного комплекса Белорусского Полесья, а именно: создать в Полесье единую каркасную экологическую сеть охраняемых природных территорий и биосферных резерватов международного класса (совместно с Украиной и Польшей) и интегрировать ее в общеевропейскую; сформировать инфраструктуру для развития экологического туризма; обеспечить переход Белорусского Полесья к устойчивому развитию на основе стабилизации экологической ситуации и повышения эффективности функционирования добывающих отраслей, ландшафтно-адаптированного и радиологически безопасного ведения сельского хозяйства, всемерного развития наукоемких производств, активизации малого и среднего бизнеса (особенно фермерства).

Стратегия развития Белорусского Поозерья состоит в разработке рациональной системы рекреационного освоения региона, создании и развитии инфраструктуры для экологического туризма и рекреации в Браславском и Нарочанском национальных парках и на других природоохранных территориях. В связи с этим необходимы: переспециализация сельхозпредприятий с учетом оценки агроэкологического потенциала различных ландшафтов; экологическая проработка методов мелиорации земель; обоснованное хозяйственное использование озер с их эколого-экономической оценкой и регламентированием природоохранных мероприятий; резервирование территорий для рекреационного использования; развитие экологического и охотничьего туризма; более полное использование при развитии лесопромышленного комплекса дикорастущих ресурсов; экологизация производства в промышленных центрах; согласование решения экологических проблем с сопредельными странами и привлечение иностранных инвестиций на осуществление экологических проектов. Здесь в первую очередь намечается создавать и развивать сеть учреждений здравоохранения, экологической и туристской инфраструктуры.

Цель развития Минского столичного округа – превращение Минска в современный европейский город, развивающийся как центр международных отношений с высоким уровнем развития международных коммуникаций, обеспечивающий комфортные условия проживания населения. Предпринимаемые меры в этом направлении предусматривают достижение сбалансированности экономической, социальной и экологической сфер с ориентацией на решение перспективных задач по максимальному использованию в интересах населения имеющихся и потенциальных ресурсов. Намечается приоритетное развитие наукоемких технологий, современной информационной инфраструктуры, туризма, создание условий для предпринимательства и инвестиций.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"