Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:54, контрольная работа
Вопрос 1. Кадастры природных ресурсов. Содержание и назначение государственного климатического кадастра.
Вопрос 1.1 Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования.
Вопрос 1.2 Охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала.
Вопрос 1.3 Безопасность применения биотехнологий и биологическая безопасность.
Вопрос 1.4 Повышение безопасности использования токсичных химических веществ.
Вопрос 1.5 Использование и обезвреживание отходов производства и потребления.
Самой важной и наиболее сложной задачей региональной стратегии устойчивого развития является преодоление последствий чернобыльской катастрофы. Стратегия устойчивого развития территорий радиоактивного загрязнения должна строиться с учетом необходимости повышения благосостояния проживающего здесь населения на основе комплексной эколого-радиологической и социально-экономической реабилитации загрязненных регионов. С этой целью намечается:
Приоритетность задач в различный период может изменяться, однако радиационный мониторинг природных комплексов, контроль производимой продукции и предотвращение миграции радионуклидов должны и в дальнейшем оставаться главными направлениями.
В последующие годы необходимо принять меры по улучшению демографической ситуации в пострадавших регионах на базе эффективной медицинской защиты, росту доходов населения, активной государственной поддержке семьи, формированию здорового образа жизни и др. С улучшением радиационной обстановки, восстановлением хозяйственного комплекса и повышением конкурентоспособности производимой продукции, пострадавшие регионы должны максимально интегрироваться в экономический комплекс страны, обеспечить переход к новой технологической стадии развития.
Механизм реализации государственной и региональной политики преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС включает разработку Государственной программы преодоления последствий чернобыльской катастрофы на среднесрочный период, программ социально-экономической реабилитации и развития пострадавших административных районов, программ и проектов совместных действий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках приграничного сотрудничества Беларуси, Украины, России и международных организаций. В целях повышения эффективности производственной деятельности юридических лиц государству необходимо обеспечить им льготный налоговый режим.
Актуальной для Беларуси остается деятельность по организации эффективного международного сотрудничества в области радиационной безопасности и гуманитарной помощи пострадавшим гражданам.
Вопрос 3. устойчивое развитие биологического разнообразия. Законы РБ «О животном мире», «Об обращении с животными», «О защите растений», «О растительном мире, «Об особо охраняемых природных территориях».
Проблемы изучения, сохранения и рационального использования природных ресурсов (включая растительный и животный мир) в современных условиях имеют не только не меньшую актуальность, чем вопросы политики и экономики, но и абсолютно с ними связаны. Это в особой степени проявляется в подписании более 100 странами мира в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конвенции о биологическом разнообразии. Осознавая вечную ценность биоразнообразия как необходимого условия устойчивого функционирования биосферы, а также его широкое ресурсное, экологическое, научное, социально-экономическое, культурно-воспитательное, рекреационное и эстетическое значение, Республика Беларусь также подписала и в июне 1993 г. ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии. Это, кроме решения важной государственной проблемы, накладывает на нашу страну серьезную международную ответственность. Вместе с тем, несмотря на глобальную (мировую) проблему сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, каждое государство, как указано в Конвенции, может решить ее только на национальном уровне. Каждая страна в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями разрабатывает Национальную стратегию и план действий сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, отражая решение этих проблем в соответствующих государственных, политических, экономических и научных программах. Именно под эгидой ряда институтов Национальной академии наук Беларуси (зоологии, экспериментальной ботаники и др.) совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ разработан и представлен на утверждение правительства проект такой Национальной стратегии. Этими институтами НАН подготовлен раздел по вопросам сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия в «Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь», которая была представлена на Международной конференции в Минске. Зоологами и ботаниками НАН и других учреждений подготовлена 2-е издание Красной книги РБ редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (1993). Они также приняли участие в подготовке ряда законов РБ (Об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, об охране и использовании животного мира), серии Национальных докладов и экологических бюллетеней о состоянии окружающей среды РБ, включая оценку последствий Чернобыльской катастрофы, где отражены вопросы состояния и тенденций динамики биологического разнообразия дикой фауны и флоры, их рационального использования как важнейших природных ресурсов.
Реализация всех Национальных стратегий, государственных законов, программ и положений в области сохранения и использования живых природных ресурсов, включая развитие лесного, сельского охотничьего, рыбного хозяйства и других отраслей, создание сети охраняемых территорий, абсолютно невозможна без фундаментального научного обеспечения, учитывая конкретные условия Беларуси, используя только национальный научный потенциал. Именно Национальная Академия наук имеет такую возможность и она всегда возглавляла и координировала фундаментальные и многие прикладные разработки по проблемам охраны и использования ресурсов живой природы, и в первую очередь на заповедных территориях.
Основные фундаментальные
разработки по кратко обозначенным выше
проблемам в 1996-2000 гг. связаны с
выполнением Республиканской
В выполнении названной программы участвуют 17 научных учреждений Республики Беларусь: ИЭБ НАНБ - головной, ЦБС НАНБ, Институт зоологии НАНБ, ИГиЦ НАНБ, Институт леса НАНБ, Институт микробиологии НАНБ, БГУ, ГГУ, ПГУ, Брестский государственный университет, Белорусский государственный педуниверситет, БелНИИОР, БГБЗ, ПГРЭЗ, Государственный национальный парк «Беловежская пуща», Бел.НИИМиЛ, БелНИИ ПК и РХ (выполняется 44 исследовательские темы).
Исследования по программе направлены на решение ряда крупных научно-хозяйственных задач по сохранению, восстановлению и использованию биологических ресурсов Беларуси. Имеющийся глобальный антропогенный прессинг приводит к ускорению процесса деструкции природной фито- и зоостромы, как главного звена в трофической цепи, выполняющей планетарную, энергоаккумулирующую и биохимическую роль.
Поэтому для совершенствования системы мер по сохранению разнообразия растительного и животного мира проводится достаточно полное изучение закономерностей и механизмов формирования современной структуры этого разнообразия, как в целом в стране, так и в ее различных ландшафтно-географических зонах; выясняются тенденции динамики биоразнообразия, специфика экологии наиболее уязвимых и биоценотически важнейших групп видов растений, животных и их сообществ.
Что касается заповедных и охраняемых территорий, то в них необходимо в будущем, используя опыт изучения и сохранения биоразнообразия в ГНП «Беловежская пуща» и Березинского биосферного заповедника провести полную инвентаризацию биоразнообразия различных групп растений и животных. Для этого необходимо по специально разработанным проектам для каждого из имеющихся в стране заповедников и заказников сконцентрировать на ключевых вопросах изучения биоразнообразия в следующих целевых междисциплинарных направлениях:
В заключение следует отметить, что изучение биологического разнообразия и его сохранение - важнейшая проблема современной биологии и экологии, которая является приоритетной и для охраняемых территорий. Для решения многогранных вопросов этой проблемы должны привлекаться научные учреждения и специалисты различного научного профиля. Это поистине комплексная многоплановая и длительно временная проблема.
Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. №257-З «О защите животных»
Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны и устойчивого использования объектов животного мира и среды их обитания в целях сохранения биологического разнообразия, предотвращения вреда жизни и здоровью диких животных от вредного воздействия антропогенных факторов, болезней, чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных условий окружающей среды и обеспечения способности объектов животного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.
Закон Республики Беларусь «Об обращении с животными».
Настоящий Закон определяет правовые основы обращения с животными, направлен на обеспечение безопасности, иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, защиту животных от жестокого обращения, утверждение принципов гуманности в обществе и укрепление его нравственного состояния.
Закон Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. № 77-З «О защите растений»
Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков, карантина растений, обращения со средствами защиты растений и направлен на предотвращение потерь растительной продукции.
Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире».
Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, изъятия, удаления, пересадки объектов растительного мира и пользования ими, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, рационального (устойчивого) использования ресурсов растительного мира.
Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ «Об особо охраняемых природных территориях».
Настоящий Закон определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования и направлен на сохранение естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия.