Этапы развития социальной экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времён до наших дней……………………………………………………………………….3
2.Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины………………………………………………………………………12
3.Становление предемета социальной экологии………………………………14
4. Официальное признание социальной экологии……………………………18
5.Основные этапы развития социальной экологии………………………….18
5.1 Начальный или «эмпирический» этап ……………………………………..18
5.2 Второй или «модельный этап» …….………………………………………20
5.3 Третий или «глобально-политический» этап………………………………21
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемой литературы.........................………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая по экологии.docx

— 55.65 Кб (Скачать)

Расширению  границ известного мира в значительной мере способствовало изобретение новых  средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилей (1564 - 1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что  он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний  факт примечателен тем, что Галилей  своим наблюдением фактически лишил  Землю последней привилегии по отношению  к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик  и астроном Исаак Ньютон (1642 - 1727), основываясь на результатах собственных  исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который  и по сей день остается основным средством изучения видимой части  Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие  существенно расширить, уточнить и  упорядочить представления о  космическом «доме» человечества. Наступление принципиально нового этапа в развитии науки традиционно связывают с именем философа и логика Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626), разработавшего индуктивный и экспериментальный методы научного исследования. Главной целью науки он провозгласил увеличение власти человека над природой. Это достижимо, по мнению Бэкона, лишь при одном условии - наука должна позволить человеку как можно лучше понять природу, чтобы, подчиняясь ей, человек в конце концов смог господствовать в ней и над ней.

Французский натуралист Жорж Бюффон (1707 - 1788), автор 36-томной «Естественной истории», высказывал мысли о единстве животного и  растительного мира, об их жизнедеятельности, распространении и связи со средой обитания, отстаивал идею изменяемости видов под влиянием условий среды. Он обратил внимание современников на поразительное сходство в строении тела человека и обезьяны. Однако, опасаясь обвинений в ереси со стороны католической церкви, Бюффон вынужден был воздержаться от высказываний относительно их возможного «родства» и происхождения от единого предка.

Значительным  вкладом в дело формирования истинного  представления о месте человека в природе стало составление  шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707 - 1778) системы классификации  растительного и животного мира, по которой человек включался  в систему животного царства  и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человеческий вид получил название Homo sapiens .

Крупным событием XVIII в. стало появление эволюционной концепции французского естествоиспытателя Жана Батиста Ламарка (1744 - 1829), согласно которой главной причиной развития организмов от низших форм к высшим является присущее живой природе  стремление к совершенствованию  организации, а также влияние  на них различных внешних условий. Изменение внешних условий меняет потребности организмов; в ответ на это возникают новые виды деятельности и новые привычки; их действие, в свою очередь, изменяет организацию, морфологию рассматриваемого существа; приобретенные таким образом новые признаки наследуются потомками. Ламарк считал, что данная схема справедлива и по отношению к человеку. Определенное влияние на развитие экологических представлений современников и последующее развитие научной мысли оказали идеи английского священника, экономиста и демографа Томаса Роберта Мальтуса (1766 - 1834). Им был сформулирован так называемый «закон народонаселения», согласно которому народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию (прежде всего пища) могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. С неизбежно возникающим при таком развитии событий перенаселением Мальтус предлагал бороться при помощи регламентации браков и ограничения рождаемости. Он также призывал всячески «способствовать действиям природы, вызывающим смертность...»: перенаселять дома, делать в городах узкие улицы, создавая тем самым благоприятные условия для распространения смертельных болезней (таких, как чума). Взгляды Мальтуса были подвергнуты суровой критике еще при жизни их автора не только за их антигуманность, но и за умозрительность. Особую роль в становлении экологии сыграли труды английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809 - 1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принадлежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим обстоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодействий на их морфологию и поведение.

В течение  второй половины XIX в. сложилось несколько  крупных, относительно автономно развивающихся  направлений экологических исследований, своеобразие каждого из которых  определялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с  известной долей условности можно  отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

Экология  растений формировалась на базе сразу  двух ботанических дисциплин - фитогеографии  и физиологии растений. Соответственно основное внимание в рамках этого направления уделялось раскрытию закономерностей распределения различных видов растений по поверхности Земли, выявлению возможностей и механизмов их приспособления к конкретным условиям произрастания, изучению особенностей питания растений и др. Существенный вклад в развитие этого направления во второй половине XIX столетия внесли немецкие ученые - ботаник А.А. Гризенбах, агрохимик Ю. Либих, физиолог растений Ю. Сакс, русский химик и агрохимик Д. И. Менделеев и др.

Исследования  в рамках экологии животных также  велись по нескольким основным направлениям: выявлялись закономерности расселения конкретных видов по поверхности  планеты, выяснялись причины, способы  и пути их миграции, изучались пищевые  цепи, особенности меж- и внутривидовых  взаимоотношений, возможности их использования  в интересах человека и др. Разработкой  этих и ряда других направлений занимались американские исследователи - зоолог С. Форбс и энтомолог Ч. Рейли, датский зоолог О.Ф. Мюллер, русские исследователи - палеонтолог В.А. Ковалевский, зоологи К.М. Бэр, А.Ф. Миддендорф и К.Ф. Рулье, натуралист А. А. Силантьев, зоогеограф Н. А. Северцов и др.

Проблематика  экологии человека разрабатывалась  преимущественно в связи с  изучением экологических аспектов человеческой эволюции и исследованиями в области медицинской эпидемиологии  и иммунологии. Первое направление исследований в рассматриваемый период представляли английские биологи-эволюционисты Ч. Дарвин и Т. Гексли, английский философ, социолог и психолог Г. Спенсер, немецкий естествоиспытатель К. Фогт и некоторые другие исследователи, второе направление - микробиологи, эпидемиологи и иммунологи Э. Беринг, Р. Кох, И.И. Мечников, Л. Пастер, Г. Риккетс, П.П.Э. Ру, П. Эрлих и др.

Геоэкология возникла на стыке двух крупнейших наук о земле - географии и геологии, а также биологии. Наибольший интерес у исследователей на заре развития этой отрасли экологии вызывали проблемы организации и развития ландшафтных комплексов, влияния геологических процессов на живые организмы и человека, строения, биохимического состава и особенностей формирования почвенного покрова Земли и др. Значительный вклад в развитие этого направления внесли немецкие географы А. Гумбольдт и К. Риттер, русский почвовед В.В. Докучаев, русский географ и ботаник А.Н. Краснов и др.

Исследования, проводимые в рамках перечисленных  выше направлений, заложили основу для  выделения их в самостоятельные  отрасли научного знания. В 1910 г. в  Брюсселе состоялся Международный  ботанический конгресс, на котором  в качестве самостоятельной ботанической дисциплины была выделена экология растений - биологическая наука, изучающая  взаимосвязи живого организма и  окружающей его среды. В последующие  несколько десятилетий официальное  признание в качестве относительно самостоятельных направлений исследований получили также экология человека, экология животных и геоэкология. Еще задолго до того, как отдельные направления экологических исследований обрели самостоятельность, наметилась очевидная тенденция к постепенному укрупнению объектов экологического изучения.

 Естественно,  что изучение столь масштабных  комплексных образований требовало  объединения исследовательских  усилий представителей разных  «специальных» экологии, что, в  свою очередь, было бы практически  невозможно без согласования  их научного категориального  аппарата, а также без выработки  общих подходов к организации  самого процесса исследования. Собственно  именно этой необходимости и  обязана своим появлением экология  как единая наука, интегрирующая  в себе развивавшиеся ранее  относительно независимо друг  от друга частные предметные  экологии. Результатом их воссоединения  стало образование «большой экологии»  (по выражению Н.Ф. Реймерса) или «макроэкологии» (по Т.А. Акимовой и В.В. Хаскину), включающей сегодня в свою структуру следующие основные разделы: общая экология; биоэкология; геоэкология; экология человека (включая социальную экологию); прикладная экология. Структура каждого из названных разделов и круг проблем, рассматриваемых в каждом из них, хорошо иллюстрирует тот факт, что современная экология представляет собой комплексную науку, решающую чрезвычайно широкий спектр задач, крайне актуальных на современном этапе развития общества. По емкому определению одного из крупнейших современных экологов Юджина Одума, «экология -это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».

2.Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины.

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин к проблеме взаимодействия человека и окружающей среды. Отсюда становится понятным, почему сам термин «социальная экология» появился благодаря не биологам-экологам, а  социальным психологам – американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу. Они впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде. Используя понятие «социальная экология», они хотели подчеркнуть, что в данном контексте речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики. Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций. Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» ( human ecology ). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.

Таким образом, в Америке первоначально  социальная экология была скорее социологией  города или урбосоциологией.

В нашей  стране под «социальной экологией» изначально понимали иную область знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений  между обществом и природой. А  это возможно лишь тогда, когда основой  социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

Первоначально научные принципы рационального  природопользования пытались разрабатывать  многие существующие науки – биология, география, медицина, экономика. В последнее  время этими вопросами все  шире стала заниматься экология. Медико-биологические  и медико-демографические аспекты  взаимоотношений общества и природы  рассматривались в медицинской  географии, гигиене окружающей среды  и позднее в новой области  экологии – экологии человека. В  целом же возникло очень много  новых разделов в традиционных науках. Например, охраной и рациональным использованием геологической среды  стала заниматься инженерная геология. В юриспруденции стало оформляться  социоэкологическое право. В экономической науке возник такой раздел, как экономика природопользования.

Представители различных научных дисциплин  начинали утверждать, что проблема рационального природопользования – это только их вотчина. Но получалось так, что каждая наука при изучении проблемы рационального природопользования акцентировала внимание на тех моментах, которые ей ближе. Химиков, например, не волновало изучение проблемы с  социальной или экономической точек  зрения и наоборот.Стало очевидным, что изолированное изучение всех аспектов данной проблемы – медицинских, биологических, социальных, экономических и др., не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука.

3.Становление предмета социальной экологии.

Своим появлением термин «социальная экология»  обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы  социальных психологов - Р. Парку и  Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г.. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Информация о работе Этапы развития социальной экологии