Автор: v***************@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 11:11, лабораторная работа
В данной работе приведены таблицы с некоторыми пояснениями
Таблица I. Психосоциальное развитие по Э. Эриксону
Таблица II. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд)
Таблица III. Периодизация по Л.С. Выготскому
Таблица IV. Развитие по Ж. Пиаже
Таблица V. Развитие по Л. Колбергу
Приложение Сравнение периодизаций психического развития
Национальный
Университет Узбекистана имени Мирзо
Улугбека
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: Возрастная психология
Тема:
Этапы развития психики
Выполнила: ст-ка II курса заочного отд.
факультета психологии
(2-я специальность)
Бутырина И.Г.
Приняла: Собирова
А.Б.
ТАШКЕНТ - 2006
Содержание
Таблица I. Психосоциальное развитие по Э. Эриксону
Таблица II. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд)
Таблица III. Периодизация по Л.С. Выготскому
Таблица IV. Развитие по Ж. Пиаже
Таблица V. Развитие по Л. Колбергу
Приложение
Сравнение периодизаций психического
развития
№ | Психические
стадии |
Возраст | Модальность | Предмет
конфликта |
Задачи
этапа |
Социальные
условия:
"+" "-" |
Значимые
люди |
Соответствую-щие
элементы
в обществе |
Психосоциальный
исход |
I. | Доверие -
недоверие |
1-й год
жизни |
Орально -
сенсорная |
"Могу ли я
доверять этому миру?" |
Базисное доверие
против базисного недоверия |
+ поддержка,
удовле-творение основных отсутствие эмоцио-нального общения, неправильный уход |
Мать | Космический
порядок, био- логический ритм жизни |
Нормальное развитие происходит, если потреб-ности ребенка быстро удовлетворяются, если он не испытывает долгого невнимания. Главное - обогащение общения. Поведение матери должно быть предсказуе-мым. В противном случае у ребенка вырабатыва-ется боязливость, подозрительность к миру. |
II. | Автономия - стыд
и
сомнение |
2-й, 3-й
годы жизни |
Анально -
мышечная |
"Могу ли я
управлять собствен-ным пове-дением?" |
Автономия против стыда и сомнения | + разумная дозволен-
ность, поддержка; гиперопека, отсут- ствие поддержки и доверия |
Родители | Закон и
порядок |
Исход зависит
от соотно-
шения сотрудничества и своеволия, свободы само-выражения и её подавле- ния. Из чувства самоконт- роля, как свободы распо-ряжаться собой без утра- ты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, го- товности к действию и гордости своими дости- жениями, чувство собст- венного достоинства. Из ощущения утраты свобо- ды и чужого сверхконтро- ля происходит устойчи- вая склонность к сомне- нию и стыду |
№ |
Психические стадии |
Возраст |
Модальность |
Предмет конфликта |
Задачи этапа |
Социальные условия: "+" "-" |
Значимые люди |
Соответствую-щие
элементы
в обществе |
Психосоциальный исход |
III. | Инициати-
ва - вина |
4-й, 5-й
годы жизни |
Локомоторно
генитальная |
"Могу ли я
стать независи-мым от ро-дителей и исследо-вать грани - цы своих возможно-стей?" |
Инициати-ва (предпри имчивость) против вины | + поощрение
актив-ности, наличие воз-
можности в творче- стве ребенка; неодобрение актив ности, отсутствие возможности твор- чества |
Базальная
семья (расши- ренная) |
Идеальные
прототипы мужского и женского начала, соци- ально-эконо- мический статус |
Дети, которым
предостав
лена инициатива в выбо- ре деятельности, выраба- тывают предприимчи- вость. Если взрослые по- казывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, он начи- нает чувствовать себя ви- новатым и уносит это чувство вины во взрос-лую жизнь |
IV. | Трудолю-
бие - неполно- ценность |
6-11 лет | Латентная | "Могу ли я
стать на- столько ум- ным, чтобы выжить и приспосо- биться к миру?" |
Трудолю-
бие (уме- лость) про- тив чувства неполноцен ности |
+ систематическое
обучение и воспита-ние, наличие хоро- ших примеров для подражания; плохое обучение, отсутствие руковод- ства и поддержки |
Школа и
соседи |
Технологиче-ский порядок | Если детей
поощряют в
деятельности, у них выра батывается умелость, спо собности к техническому творчеству, а если нет, то у ребенка появляется чув ство неполноценности |
V. | Идентич-
ность - смешение ролей |
12-18 лет | Пубертатный
период |
"Кто я? Ка - ковы
мои
взгляды и убеждения? |
Идентич-ность про-тив смеше-ния ролей | + преемственность
одной стадии в дру- гую, наличие опре- деленных половых моделей для подра- жания и положитель ной обратной связи; неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределен- ные ожидания |
Сверстники, идеа-лы,
куми-ры, этало-
ны лидер- ства |
Идеологиче-ские
воззре-
ния |
Если подросток
благода-
ря родителям уже выра- ботал доверие, самостоя-тельность, предприимчи- вость и умелость, то его шансы на идентифика- цию собственного "Я" значительно увеличива- ются |
№ |
Психические стадии |
Возраст |
Модальность |
Предмет конфликта |
Задачи этапа |
Социальные условия: "+" "-" |
Значимые люди |
Соответствую-щие
элементы
в обществе |
Психосоциальный исход |
VI. | Близость -
изоляция |
18-30
лет |
Генитальная | "Могу ли я
полностью отдаться другому человеку?" |
Близость
против изоляции |
+ душевная теплота,
понимание, доверие; одиночество, изо- ляция |
Партнеры
по дружбе, конкурен- ции, коопе- рации, се- ксуальные партнеры |
Кооперация
и
конкуренция |
При наличии положитель-
ных социальных условий исход - интимность, при отрицательных - изоляция Опасность стадии в избе- гании контактов, которые обязывают к близости |
VII. | Продуктив-
ность - инертность |
30-60
лет |
Генитальная | "Что я могу
предложить будущему поколению?" |
Продуктив-
ность против инертности |
+ целеустремлен-
ность, прогрессия; обеднение личной жизни, регрессия |
Объекты
разделен- ного труда, коллеги, общее хо- зяйство |
Направление
традиции и образования |
В случае, если
человек
ощущает себя адекватным обществу, коллективу, по- лезным - прогрессия; в случае обеднения лич- ной и общественной жиз- ни, неудачи в оптималь- ном развитии, оставляю- щими человека с чувством застоя, инертности, неспо- собности полностью погрузиться в заботу о других - регрессия |
VIII/ | Интеграция-
отчаяние |
после 65
лет |
"Доволен ли
я прожитой жизнью?" |
Интеграция
против отчаяния |
+ чувство завершен-
ности прожитого пу- ти, осуществления планов и целей, пол- ноты и целостности; отсутствие завер- шенности, неудовле- творенность прожи- той жизнью, отчая- ние |
Родствен-
ники, соседи |
Мудрость | При отсутствии
чувства
интеграции наступает отчаяние и неготовность принять смерть. Смерть не воспринимается как естественное и неизбеж- ное завершение жизнен- ного пути, наступает от- чаяние, которое выража- ется в панике. |
№ |
Период |
Годы |
Ведущая деятельность |
Новообразование |
Противоречия |
Социальная ситуация развития | |
I. | Младенчество | 0-1 | Эмоциональное общение ребенка со взрослым | Ходьба, первое
слово |
М/у потребностью
в новых впечатлениях и возможностью
удовлетворения |
Освоение норм
отношений
между людьми | |
II. | Ранний возраст | 1-3 | Предметная деятельность | "внешнее Я сам"
по Выготскому |
М/у потребностью
в самостоя - тельности и возможностью
удовлетворения |
Усвоение способов
деятельно-
сти с предметами | |
III. | Дошкольный
возраст |
3-6 (7) | Ролевая игра | Произвольность
поведения |
М/у потребностью в общении, во внешних впечатлениях и возможностью удовлетворения; между новыми возможностями и старым образом жизни | Освоение социальных
норм,
взаимоотношений между людьми | |
IV. | Младший
школьный возраст |
6 (7) -
10 (11) |
Учебная деятельность | Произвольность
всех психических
процессов, кроме интеллекта |
М/у новыми требованиями
и старыми способами их
удовлетворения |
Освоение знаний,
развитие
интеллектуально-познаватель- ной деятельности | |
V. | Средний
школьный возраст, подросток |
10 (11) -
14 (15) |
Интимно-личностное
общение в учебной и других видах деятель-ности |
Чувство "взросло-
сти", возникнове- ние представления о себе не как о "ре- бенке" |
М/у стремлением
к самостоя-
тельности и возможностью удовлетворения |
Освоение норм
и отношений
между людьми | |
VI. | Старший шк., (ранняя юность) | 14 (15) -
16 (17) |
Учебно-профессио-
нальная деятельность |
Профессиональное и личностное опреде-ление | М/у необходимостью
самоопре-
деления и возможностью удовлетворения |
Освоение профессиональных
знаний, умений, самопознание | |
VII. | Поздняя юно сть или ран-няя зрелость | 18-25 | Трудовая деятель-ность, профессио - нальная учеба | Освоение профессиональных
трудовых навыков | |||
VIII. | Зрелость | после
25 |
Стадии |
Возраст |
Зона сосредоточения либидо | Опыт, соответствующий данному уровню развития | Психосоциальный исход |
Оральная | 0-18 месяцев | Рот (сосание, кусание, жевание) | Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела | Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев. |
Анальная | 1-3 лет | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоонтроль) | Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду - поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей. |
Фаллическая | 3-6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания | С 3-х лет ребенок
замечает разницу в анатомическом строении
мужчин и женщин.
Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) - отождествление себя с конкурирующим родителем. |
Латентная | 6-12 лет | Отсутствует, (сексу-альное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками | На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению. |
Генитальная | Период
пубертата |
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) | Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общественную жизнь. | В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное "рвется" наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, "несчастных" случаев, фантазий, неврозов. |
Возрастные кризисы по Л.С. Выготскому | |
Кризис |
Характеристика кризиса |
Кризис новорожденности | Самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни - появлением улыбки и глазного контакта. |
Кризис одного года | Этот кризис
Выготский связывает с Имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью |
Кризис 3-х лет | - называется также
фазой строптивости или упрямства. В этот
период, ограниченный коротким промежутком
времени, личность ребенка претерпевает
резкие и внезапные изменения. Ребенок
проявляет строптивость, упрямство, негативизм,
капризность, своеволие. Это, в первую
очередь, кризис социальных отношений.
Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка. |
Кризис 7-ми лет | - был открыт и описан
раньше других кризисов. Негативные стороны:
нарушение психического равновесия, неустойчивость
воли, настроения и т.д. В работах Выготского
выделяются два симптома этого кризиса:
манерничание и кривляние.
Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям. |
Кризис 13-ти лет | - негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившей-ся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь про-исходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуаль-ной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. |
Кризис 17-ти лет |
Примечание:
Возрастной кризис -
это особый период преобразования
социальной ситуации
развития: новообразование
предшествующего периода
разрушает старую ситуацию
развития и провоцирует
образование новой.
По Л.С. Выготскому, возрастной
кризис - норма онтогенеза.
№ | Стадия | Возраст | Задачи этапа | Опыт, соответствующий
данному уровню развития |
Психосоциальный исход |
I. | Сенсомоторного
интеллекта |
от рожд.
до 2-х лет |
Связать воедино разрозненные восприятия и действия | У ребенка формируется
способ-ность надолго |
Шаг за шагом ребенок постигает свойства окру-жающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлениям самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружаю-щей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития. |
II. | Дооперациональ-
ного мышления |
от 2-х до
7-ми лет |
Развитие символических
функций |
Ребенок учится различать симво-лы и их значения | Происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существен-ные и второстепенные признаки, не вскрыты пра-вила, связывающие эти признаки |
III. | Конкретных
операций |
от 7-ми до11 лет | Развитие мысли-
тельных процесс- сов |
Ребенок учится мысленно совер-шать действия, которые раньше он выполнял только руками | Ребенок способен к логическим умозаключениям, однако при наличии конкретности условий задачи |
IV. | Формальных
операций |
от 11-12
до 14-15 лет |
Развитие логиче-ского
и абстракт-
ного мышления |
На этом этапе
подросток может решать абстрактные
математиче-
ские и логические задачи, осмы-сливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем |
На этой стадии дети способны совершать мысли-тельные операции без какой - либо конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии |