Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:50, реферат
Все живые существа тесно связаны между собой и с окружающей средой, образуя экосистемы — сообщества взаимодействующих организмов. Экосистемой является и лишайник, прилепившийся к стволу дерева, и обширная степь, и океанический шельф. Экосистемы, конечно же, не изолированы друг от друга: существа различных биоценозов вступают между собой в определенные взаимоотношения, прежде всего пищевые, экосистемы обмениваются веществом и энергией.
1 Учение о биосфере, её структура……………………………………..3
2 Экологизация экономики, её конечные результаты…………………8
3 Кадастр природных ресурсов………………………………………...13
4 Экологические ущербы……………………………………………….16
5 Источники финансирования природоохранных мероприятий……..19
Реализация подобного программно-целевого подхода к использованию природных ресурсов предполагает построение для каждого природного ресурса или группы ресурсов своей природно-сырьево-продуктовой вертикали (цепочки), соединяющей первичные природные факторы производства с конечной продукцией. Движение природного вещества и продуктов его обработки в данных вертикалях осуществляется с помощью интегрированной цепочки видов деятельности, принадлежащих к различным сферам и отраслям, но объединяемых технологически для производства и реализации конечной продукции.
Решение любого вопроса в природно-продуктовой цепочке неизбежно скажется на ситуации с природными ресурсами, возможно и опосредованно. Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каждом ее звене и выявить огромные резервы природных ресурсов, которые сейчас используются нерационально.
Принципиальным вопросом является вопрос о степени возможности замены природных ресурсов искусственно созданными средствами производства, степени замены природного капитала искусственным. По-видимому, возможности такой замены далеко не безграничны. Так целый ряд функций и услуг экологических систем, жизненно важных для человека, вообще не могут быть заменены.
В связи с проблемой возможности замены природного капитала на искусственный возникла концепция критического природного капитала. Это те необходимые для жизни природные блага, которые невозможно заменить искусственным путем: ландшафты, редкие виды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат и т.д. Имеется и целый ряд эстетических качеств окружающей среды, которые также незаменимы. Критический природный капитал необходимо сохранять при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала может быть заменена искусственным. Это касается возобновимых природных ресурсов и части невозобновимых конечных природных ресурсов (замены нефти, газа, угля на солнечную энергию и т.д.).
Экологизация экономики не является абсолютно новой проблемой.
Практическое воплощение принципов экологичности тесно связано познанием естественных процессов и достигнутым техническим уровнем производств. Новизна проявляется в эквивалентности обмена между природой и человеком на основе оптимальных организационно-технических решений по созданию, например, искусственных экосистем, по использованию предоставляемых природой материальных и технических ресурсов.
В процессе экологизации экономики специалисты выделяют некоторые
особенности. Например, чтобы сократить до минимума ущерб, наносимый
окружающей среде, в отдельном регионе нужно производить только один вид продукции. Если же обществу необходим расширенный набор продуктов, то целесообразно разработать безотходные технологии, эффективные системы и технику очистки, а также контрольно-измерительную аппаратуру. Это позволит наладить производство полезной продукции из побочных компонентов и отходов отраслей. Целесообразно пересмотреть сложившиеся технологические процессы, наносящие ущерб окружающей среде. Основные цели, к которым мы стремимся при экологизации экономики, - уменьшение техногенной нагрузки, поддержание природного потенциала путем самовосстановления и режима естественных процессов в природе, сокращение потерь, комплексность извлечения полезных компонентов, использование отходов в качестве вторичного ресурса.
Для оценки экологоприемлемых решений в числе основных критериев предполагается учет степени достижения должного качества окружающей среды и основных природных комплексов. Практически это понятие до настоящего времени не нашло достаточно четкого отражения ни в плановых, ни в статистических материалах. Но необходимость достижения такого состояния следует рассматривать в качестве целевой установки, социального заказа природоохранной деятельности и природопользования в целом.
При размещении предприятий необходимо принимать во внимание, что различия между регионами по остроте экологической ситуации порождают неодинаковые требования к специализации производства.
Существует связь между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше качество окружающей среды. Ущерб, наносимый природе при производстве и потреблении продукции, - результат нерационального природопользования. Возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует от трудовых коллективов дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании. На предприятии целесообразно разграничивать затраты на охрану окружающей среды, связанные с производством продукции и с доведением продукта до определенного уровня экологического качества, либо с заменой его другим, более экологичным.
3 КАДАСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Осуществляется ведение земельного, водного, лесного, недр, животного мира и других кадастров. Выступает основой составления и реализации социально-экономических программ. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.
К кадастрам относят также Красную книгу России — список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Ведет Красную книгу Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России), ее издание осуществляется не реже одного раза в 10 лет. В первое издание Красной книги по состоянию на 1 января 1995 г. занесено 247 видов животных и более 500 видов растений. Все эти виды повсеместно изымаются из хозяйственного использования и подлежат охране, самой эффективной мерой которой является сохранение мест их обитания.
Ведение кадастров возложено, в основном, на Министерство природных ресурсов РФ. Правовая сторона функционирования системы кадастров природных ресурсов закреплена в ФЗ «Об охране окружающей среды», «О государственном земельном кадастре», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях».
Таким образом, кадастры являются важнейшей формой учета состояния объектов окружающей среды и природопользования.
Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.
Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. Территориально-комплексные кадастры содержат данные о количестве и качестве природных ресурсов на территории субъекта Федерации. Территориальные кадастры ведут соответствующие территориальные органы Минприроды России.
Отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам (земельный кадастр, водный, лесной, кадастр месторождений полезных ископаемых, кадастр животного мира и т.д.).
В основе кадастра земли и лесов лежат данные учета. данные топографо-геодезических, картографических, геоботанических и других специальных исследований, получаемых в результате землеустройства. лесоустройства, а также данные мониторинга о качественном состоянии этих природных ресурсов и происходящих в них изменениях. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Госкомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира(отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира. принадлежащего к объектам рыболовства, - на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидромет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий. Сбор и ведение реестра всех кадастровых сведений (включая денежную оценку особо охраняемых природных объектов) возложены на Госкомэкологию. территориальные органы, а также на Рослесхоз, его территориальные и другие федеральные органы исполнительной государственной власти РФ.
Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации.
КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
Комплексность информации в КТКПР достигается путем использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа кадастровых и других данных по учету отдельных природных ресурсов, а также данных экологического мониторинга и государственной статистики. Информация КТКПР используется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями в целях:
разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечения экологических приоритетов этого развития;
гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями;
выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
определение стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, гарантирующих не истощаемое использование его природно-ресурсного потенциала;
в других целях, направленных на сохранение окружающей среды и природных ресурсов.
КТКПР создается на основе современных геоинформационных и телекоммуникационных технологий, что означает включение в него систем создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету природных ресурсов и загрязнения природных сред, а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа.
4 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УЩЕРБЫ
Экологический ущерб (вред) — фактические и возможные убытки в их количественном выражении, включая упущенную выгоду и дополнительные затраты на ликвидацию неблагоприятных последствий для жизнедеятельности человека, животных, растений и других живых организмов, состояния экологических систем, природных комплексов, ландшафтов и объектов, вызванных нарушением нормативов качества окружающей природной среды, в результате отрицательных воздействий хозяйственной и иной деятельности, а также техногенных аварий и катастроф.
Экологический ущерб – это изменение полезности окружающей среды вследствие её загрязнения. Ущерб определяют по детализированным вариантам (отдельно конкретное предприятие и по каждому загрязняющему компоненту) и укрупнено - с учётом влияния различных предприятий в сумме, по сферам воздействия: атмосфера, водный объект, почва.
Расходы, связанные с экологическими нарушениями (реальными или потенциальными), делятся на два вида: первый вид это затраты на очистные мероприятия, назначение которых предотвращение потенциальных экологических нарушений. Связь этих расходов с экологическими нарушениями обратная: чем они выше, тем меньше разрушается окружающая среда. Этот вид расходов назван природоохранными затратами. Название требует уточнения: это та часть затрат на охрану природы, которая направлена на предотвращение экологических нарушений. Существует другая часть природоохранных затрат - затраты на восстановление разрушенной среды. Затраты на предотвращение экологических нарушений не входят в понятие ущерба. Однако, наряду с ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды, введены в оборот другие термины: экологический ущерб, ущерб окружающей среде, экономический ущерб.
Механизм возникновения ущерба от загрязнения можно представить следующей схемой:
1) образование вредных отходов вследствие хозяйственной деятельности и жизни человека;
2) поступление загрязнений (отходов) в окружающую среду;
3) изменение (ухудшение) некоторых свойств окружающей природной среды;
4) изменение (ухудшение) условий жизнедеятельности под воздействием изменения свойств окружающей среды;
5) ухудшение показателей качества жизни, материальных условий производства;
6) снижение показателей производительности труда вследствие ухудшения качества жизни.
Оценка экономического ущерба может быть выполнена методом прямого счета и определена как сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных выбросов. В определении экономического ущерба лежит следующая последовательность:
1) выбросы вредных примесей из источников их образования;
2) концентрация примесей в атмосфере (водоеме);
3) натуральный (экологический) ущерб;
4) экономический ущерб.
Этап расчета натурального ущерба является одним из наиболее сложных в рассматриваемой системе: на состояние изучаемых объектов помимо загрязнителей оказывают влиянение и другие факторы, поэтому сложно выделить «вклад» загрязнителя.
Для количественной оценки натурального ущерба используются следующие методы:
1. метод сопоставления состояния объекта в контрольном (загрязненном) и незагрязненном районах. Необходимое условие в данном случае – выбор контрольного района с такими прочими характеристиками, которые примерно одинаковы как в контрольном, так и загрязненном районе. При этом для получения более устойчивых показателей используются усредненные данные за 3-5 лет;
2. метод эмпирических зависимостей, основанных на фактический данных о влиянии фактора загрязнения среда на изучаемый показатель состояния объекта. На основе эмпирических данных строятся функциональные зависимости (уравнения связи) между концентрациями вредных примесей и изменениями натуральных показателей.
5 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Природоохранные мероприятия – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природных ресурсов и окружающей среды, на придание более гармоничного, сбалансированного характера отношениям человека и биосферы, поддержание естественного хода процессов в биосфере, сохранение генетического разнообразия (генофонда) живых организмов, экологически обоснованное использование как отдельных видов животных и растений, так и любой экосистемы в целом.