Автор: N*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:06, контрольная работа
Сущность природопользования выражается через содержание такой категории, как воспроизводство природных ресурсов. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы ре
Сущность природопользования выражается через содержание такой категории, как воспроизводство природных ресурсов. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования. В экономике природопользования используется также экономико-математический, статистический, аналитический методы, метод экспертных оценок и др. Для исследования проблем экономики природопользования необходим большой фактический исходный материал. Сделать правильные выводы и выявит объективные закономерности можно только на основе массовых, типичных данных.Предметом экономики природопользования как науки является исследование эколого-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства природных ресурсов. Объектом экономики природопользования выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня.совершенствование структуры потребления ресурсов, экономия ресурсов, утилизация отходов, образующихся у населения;
применение новых видов энергии и материалов.
Природное вещество, добытое с целью получения конкретного продукта для удовлетворения общественных потребностей, в сфере материального производства трансформируется в материальный ресурс.
В процессе добычи и
переработки природного вещества, а
также потребления готовой
Расчеты показывают, что из общего объема природного вещества, вовлекаемого в общественное производство, форму конечного продукта, потребляемого обществом, принимает лишь 1 -1,5 %. Остальная часть представляет собой отходы, которые подразделяют на отходы производства и отходы потребления.
Важным и эффективным экономическим стимулом рационального природопользования является введение платы за потребление природных ресурсов и за вредные воздействия на их состояние в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Второе направление
экологизации хозяйства
Важными методологическими
принципами экологической
придание экологичности функционирования воспроизводимым основным фондам;
обоснование и применение в проектах в процессе их реализации строительных материалов и конструкций, обладающих экологичностью при изготовлении, строительстве и их эксплуатации;
учет в проектах
экологичных методов
При этом, экологическая
проработка должна
Можно выделить следующие основные направления экологизации общественного производства:
сохранение и восстановление экологических систем;
внедрение прогрессивных технологий добычи природного сырья;
рациональное использование материальных ресурсов;
создание и внедрение малоотходных и безотходных производств;
экологически приемлемое размещение и территориальная организация производства;
сокращение и ликвидация загрязнения окружающей природной среды.
Таким образом, в
основе технико-экономических
2
Лицензирование
Лимитирование природопользования фактически существует давно, как и нормы отбора земель под строительство объектов и сооружений, лимиты потребления вод в промышленности и сельском хозяйстве, в системах коммунального водоснабжения. В лесном хозяйстве давно используется понятие расчетной лесосеки, определяющее баланс ежегодного прироста древесины и объемов заготовок древесины. Примером лимитного показателя является также количество пребывающих в лесу граждан. Существуют лимиты на отлов и отстрел животных, дифференцированные по сезонам, отдельным периодам охоты и рыболовства, водоемам и охотничьим угодьям, охотничьим и рыбопромысловым хозяйствам, отдельным лицам. За лимитное и сверхлимитное потребление природных ресурсов устанавливается плата, которая расходуется на воспроизводство этих ресурсов.
Право на эксплуатацию
природной среды в пределах установленных
лимитов дают в виде лицензии на
природопользование. Лицензии могут
выдаваться также на комплексное
природопользование, то есть на использование
территории со всеми находящимися там
природными ресурсами (недрами, водой,
лесом, землей и т.д.). Лицензии на комплексное
природопользование выдаются субъектам
хозяйственной деятельности и не
подлежат передаче другим юридическим
или физическим лицам. Данная лицензия
является основанием для заключения
договора природопользователя с
исполнительным органом власти.
Лицензия на комплексное
природопользование в нашей стране
выдается территориальными органами Госкомитета
по охране окружающей природной среды
после получения специальных
лицензий из органов управления водными,
лесными и биологическими ресурсами,
недрами. В договоре на комплексное
природопользование указывают границы,
перечень, количественные и качественные
характеристики предоставляемых в
пользование территорий и природных
ресурсов. Договор предусматривает обязанности
природопользователя улучшать состояние
природной среды, своевременно вносить
плату за изъятие ресурсов и загрязнение,
предоставлять в органы исполнительной
власти и органы Госкомитета по охране
окружающей природной среды информацию
о состоянии природной среды и использовании
ее ресурсов, возмещать убытки, допущенные
в результате нерационального использования
и загрязнения. В необходимых случаях
действие договора можно приостанавливать
или даже аннулировать. Лицензирование
природопользования оформляется лишь
при условии положительного заключения
экологической экспертизы проекта природопользования.
Если природопользователь не соблюдает
зафиксированные договором нормы и правила
пользования, то он несет административную,
уголовную и иную ответственность в соответствии
с законодательством РФ и нормативными
актами территориальных образований.
Причем привлечение к ответственности
не освобождает виновных лиц от возмещения
причиненного ими вреда.
3
Стимулирующую роль
платежи играли примерно до февраля
1992 г.; позднее темпы роста инфляции
и индексации платы стали несопоставимы,
и предприятия стали с
Начиная с 1987 г. на практике
действует комбинированная
При разработке стабильных нормативов платы за производственные ресурсы должны быть обеспечены:
Учет государственных затрат на воспроизводство ресурсов;
Оценка эффективности применения ресурсов;
Финансово-экономическая сбалансированность народного хозяйства и его территориальных звеньев;
Учет объективных
территориальных условий
Реальная стимулирующая функция платежей.
Эти требования должны отражаться и в количественном определении ресурсных нормативов.
Платежи за пользование природными ресурсами – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.
Современная система платежей за использование природных ресурсов состоит из следующих элементов:
• платы за право пользования природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого их вида. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных ископаемых используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую заинтересованность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий;
• платы за воспроизводство
и охрану природных ресурсов (возмещение
затрат на воспроизводство
• штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов.
В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет и во внебюджетные фонды, включающая в себя платежи в виде платы за недра, платы за пользование водными объектами, платы за землю, платы за лесопользование (лесной доход).