Экономика природопользования

Автор: N*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Сущность природопользования выражается через содержание такой категории, как воспроизводство природных ресурсов. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы ре

Работа содержит 1 файл

экономика природопользования.docx

— 19.02 Кб (Скачать)
  1. Экологизация  производства – это расширенное  воспроизводство природных ресурсов путем совершенствования технологии, организации материального производства, повышения эффективности труда  в экологической сфере.

Сущность природопользования выражается через содержание такой  категории, как воспроизводство  природных ресурсов. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования. Экономика природопользования изучает не только эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решать назревшие проблемы природопользования. В экономике природопользования используется также экономико-математический, статистический, аналитический методы, метод экспертных оценок и др. Для исследования проблем экономики природопользования необходим большой фактический исходный материал. Сделать правильные выводы и выявит объективные закономерности можно только на основе массовых, типичных данных.Предметом экономики природопользования как науки является исследование эколого-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства природных ресурсов.  Объектом экономики природопользования выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня.совершенствование структуры потребления ресурсов, экономия ресурсов, утилизация отходов, образующихся у населения;

применение новых  видов энергии и материалов.

 Природное вещество, добытое с целью получения конкретного продукта для удовлетворения общественных потребностей, в сфере материального производства трансформируется в материальный ресурс.

В процессе добычи и  переработки природного вещества, а  также потребления готовой продукции  образуется множество различных  отходов, наличие, утилизация, обезвреживание которых определяют экологизацию материального  производства.

Расчеты показывают, что из общего объема природного вещества, вовлекаемого в общественное производство, форму конечного продукта, потребляемого  обществом, принимает лишь 1 -1,5 %. Остальная  часть представляет собой отходы, которые подразделяют на отходы производства и отходы потребления.

Важным и эффективным  экономическим стимулом рационального  природопользования является введение платы за потребление природных  ресурсов и за вредные воздействия  на их состояние в процессе производственно-хозяйственной  деятельности.

 Второе направление  экологизации хозяйства осуществляется  при воспроизводстве основных  его фондов. Здесь главным хозяйственным  рычагом становится экологическая  проработка проектов воспроизводства  основных фондов.

 Важными методологическими  принципами экологической проработки  являются:

придание экологичности  функционирования воспроизводимым  основным фондам;

обоснование и применение в проектах в процессе их реализации строительных материалов и конструкций, обладающих экологичностью при изготовлении, строительстве и их эксплуатации;

учет в проектах экологичных методов организации  и технологии производства строительно-монтажных  работ;

 При этом, экологическая  проработка должна основываться  на применении безотходных, малоотходных, ресурсо и энергосберегающих  технологий, машин и оборудования, а также на учете комплексной  системы природоохранных мероприятий.

Можно выделить следующие  основные направления экологизации общественного производства:

сохранение и восстановление экологических систем;

внедрение прогрессивных  технологий добычи природного сырья;

рациональное использование  материальных ресурсов;

создание и внедрение  малоотходных и безотходных производств;

экологически приемлемое размещение и территориальная организация  производства;

сокращение и ликвидация загрязнения окружающей природной  среды.

Таким образом, в  основе технико-экономических мероприятий  осуществляемых для рационализации использования природно-сырьевых ресурсов лежит НТП. НТП выступает в  качестве средства разрешения противоречия между возрастающими потребностями  общества в природных ресурсах и  ограниченными возможностями природы  по их воспроизводству и запасам. 

2

Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в  условиях перехода к устойчивому  развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться  только при наличии соответствующей  лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца  на пользование конкретным видом  природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее  оговоренных требований и условий.   Лицензионный механизм экологического контроля - один из наиболее эффективных правовых механизмов природопользования. Условием его успешной работы является нормирование воздействий на окружающую среду, так как любая деятельность дозволительна лишь в определенных пределах. Иными словами, в основе лицензионного механизма контроля лежит принцип лимитирования природопользования.

Лимитирование природопользования фактически существует давно, как и  нормы отбора земель под строительство  объектов и сооружений, лимиты потребления  вод в промышленности и сельском хозяйстве, в системах коммунального  водоснабжения. В лесном хозяйстве  давно используется понятие расчетной  лесосеки, определяющее баланс ежегодного прироста древесины и объемов  заготовок древесины. Примером лимитного  показателя является также количество пребывающих в лесу граждан. Существуют лимиты на отлов и отстрел животных, дифференцированные по сезонам, отдельным  периодам охоты и рыболовства, водоемам и охотничьим угодьям, охотничьим и  рыбопромысловым хозяйствам, отдельным  лицам. За лимитное и сверхлимитное  потребление природных ресурсов устанавливается плата, которая  расходуется на воспроизводство  этих ресурсов.

Право на эксплуатацию природной среды в пределах установленных  лимитов дают в виде лицензии на природопользование. Лицензии могут  выдаваться также на комплексное  природопользование, то есть на использование  территории со всеми находящимися там  природными ресурсами (недрами, водой, лесом, землей и т.д.). Лицензии на комплексное  природопользование выдаются субъектам  хозяйственной деятельности и не подлежат передаче другим юридическим  или физическим лицам. Данная лицензия является основанием для заключения договора природопользователя с  исполнительным органом власти. 

Лицензия на комплексное  природопользование в нашей стране выдается территориальными органами Госкомитета  по охране окружающей природной среды  после получения специальных  лицензий из органов управления водными, лесными и биологическими ресурсами, недрами. В договоре на комплексное  природопользование указывают границы, перечень, количественные и качественные характеристики предоставляемых в  пользование территорий и природных  ресурсов. Договор предусматривает обязанности природопользователя улучшать состояние природной среды, своевременно вносить плату за изъятие ресурсов и загрязнение, предоставлять в органы исполнительной власти и органы Госкомитета по охране окружающей природной среды информацию о состоянии природной среды и использовании ее ресурсов, возмещать убытки, допущенные в результате нерационального использования и загрязнения. В необходимых случаях действие договора можно приостанавливать или даже аннулировать. Лицензирование природопользования оформляется лишь при условии положительного заключения экологической экспертизы проекта природопользования. Если природопользователь не соблюдает зафиксированные договором нормы и правила пользования, то он несет административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами территориальных образований. Причем привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения причиненного ими вреда. 

3

Стимулирующую роль платежи играли примерно до февраля 1992 г.; позднее темпы роста инфляции и индексации платы стали несопоставимы, и предприятия стали с легкостью  вносить по сути символическую плату. Особенно актуальна задача экономического управления производственными ресурсами с позиций региональной экономики, поскольку существуют территориальные различия условий ресурсопотребления и их воспроизводства.

Начиная с 1987 г. на практике действует комбинированная схема  распределения прибыли предприятия, т. е. наряду с платой за ресурсы (плата  за фонды) применяются платежи в  бюджет по нормативам от расчетной  прибыли. С 1988 г. на предприятиях, переведенных на полный хозрасчет, введена также  плата за использование трудовых ресурсов. В дальнейшем предполагается расширение практики установления платежей за ресурсы и усовершенствование порядка нормирования с тем, чтобы  существенно повысить действенность  финансового механизма к началу следующей пятилетки. Это потребует  резко поднять уровень научной  проработки вопросов определения нормативов платежей за ресурсы, в том числе  их территориальной дифференциации, подготовить необходимые организационно-экономические  условия для введения новых ресурсных  платежей (за землю, за загрязнение  окружающей среды). В этой работе предстоит  преодолеть серьезные методологические, методические и организационные  трудности.

При разработке стабильных нормативов платы за производственные ресурсы должны быть обеспечены:

Учет государственных  затрат на воспроизводство ресурсов;

Оценка эффективности  применения ресурсов;

Финансово-экономическая  сбалансированность народного хозяйства  и его территориальных звеньев;

Учет объективных  территориальных условий воспроизводства  ресурсов;

Реальная стимулирующая  функция платежей.

Эти требования должны отражаться и в количественном определении  ресурсных нормативов.

     Платежи за пользование природными ресурсами – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Современная система  платежей за использование природных  ресурсов состоит из следующих элементов:

• платы за право  пользования природными ресурсами, в которой экономически реализуется  право собственника ресурсов на получение  части прибыли от эксплуатации каждого  их вида. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных  показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования  природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное  по горно-геологическим условиям и  содержанию полезных ископаемых используется с большим эффектом, чем месторождение  с худшими показателями. Очевидно, что получаемый эффект не зависит  от вклада предприятия и уже только по этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую  заинтересованность предприятий в  интенсификации использования природных  ресурсов, во внедрении новых безотходных  технологий;

• платы за воспроизводство  и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих  ресурсов), которая представляет собой  оплачиваемые предприятиями расходы  специализированных предприятий и  организаций на восстановление вовлеченных  в хозяйственную деятельность ресурсов;

• штрафных платежей за сверхлимитное использование  природных ресурсов.

В настоящее время  в России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет и во внебюджетные фонды, включающая в себя платежи в виде платы  за недра, платы за пользование водными  объектами, платы за землю, платы  за лесопользование (лесной доход).

Информация о работе Экономика природопользования