Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:40, методичка
Экология (от греч. уikos –жилище, местопребывание и …логия) – наука о
взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти
взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое,
включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее
огромное количество энергии, является очень мощной силой,
воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают
природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи,
возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым
рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены
тенденцией нарастания неустойчивости природы.
Введение .………………………………………………….………………… 4
1. Общие требования к контрольной работе ……………………………… 5
2. Программа и контрольные вопросы ……………………………………. 5
Раздел I. Введение ………………..………………………………. 5
Раздел II. Биосфера и человек. Глобальные проблемы
окружающей среды ……………………………………. 6
Раздел III. Экосистемы, основные закономерности
их функционирования ………………………………..... 10
Раздел IV. Организм и среда. Экологические факторы
и здоровье человека ………………………………….... 12
Раздел V. Пути и методы сохранения
современной биосферы ……………………………….. 17
3. Список рекомендуемой литературы …………………………………… 25
4. Варианты контрольных работ ………………………………………….. 27
Приложение ………………………………………………………………… 30
учреждений или фармацевтических производств)?
112. Что принято
понимать под физическим
среды? Перечислите основные виды физического загрязнения окружающей
среды. Какие из них представляют наибольшую опасность для человека и
почему?
113. Назовите
природные и антропогенные
загрязнения. Приведите
примеры последствий
для живых организмов (включая человека).
114. В чем
опасность электромагнитного
живых организмов? Каковы последствия воздействия различных видов
электромагнитного излучения для человека?
115. Чем опасно шумовое загрязнение? Опишите, как влияет на здоровье
человека шум
различной интенсивности и
благоприятный для человека интервал шумового воздействия.
116. Приведите примеры теплового и светового загрязнения. К каким
последствиям это может привести?
117. Что принято
понимать под биологическим
среды? Приведите примеры биологического загрязнения. В чем опасность
этого вида загрязнения?
118. В чем
проявляется
Приведите примеры такого вида загрязнения и его последствий для здоровья
человека.
119. Почему происходит усиление эффекта воздействия на человеческий
организм при сочетании различных видов и типов загрязнения (например,
вредных химических веществ и электромагнитных полей)?
120. Какую
опасность представляют
складирования (свалки)?
Экологические факторы и
Концепции здоровья: традиционные представления, биологическая
концепция и определение здоровья, предложенное Всемирной организацией
здравоохранения (ВОЗ). Влияние среды на здоровье человека. Факторы
среды, воздействующие на генетический аппарат клеток (мутагены,
канцерогены), процесс развития организма (тератогены), нервную и
иммунную системы. Защитные системы организма человека, причины и
следствия нарушения их работы. Адаптация человека к действию факторов
среды: стресс, фазы стресса. Адаптация человеческого организма к
экстремальным условиям.
Экотипы.
ЛИТЕРАТУРА: [3], [5], [16], [32], [33], [34].
Контрольные вопросы
121. Дайте определение здоровья согласно а) традиционным
представлениям, б) биологической концепции, в) определению Всемирной
организации здравоохранения? Какое из них на ваш взгляд наиболее верное?
122. Сделайте вывод о связи экологической ситуации со здоровьем
человека. Приведите
примеры появления новых
вследствие изменения состояния среды обитания.
123. Охарактеризуйте
наследственные заболевания.
связи этих заболеваний с условиями окружающей среды.
124. Какие
факторы среды принято
примеры таких факторов. Какие вещества называются канцерогенами?
Назовите несколько наиболее известных канцерогенных веществ. Какие
вещества называют тератогенами?
125. Перечислите
и охарактеризуйте защитные
организма, противостоящие неблагоприятным воздействиям внешней среды.
126. Охарактеризуйте заболевания иммунной системы.
127. Что такое стресс? Кто ввел в медицину и физиологию это понятие?
Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса.
128. Обоснуйте
пользу закаливания,
нагрузок для изменения адаптивных способностей организма человека.
129. Какие
стадии можно выделить в
экстремальным условиям среды, например, в случае длительного морского
плавания?
130. Что такое экотип? Перечислите основные экотипы человека. Какие
адаптации для
них характерны?
16
Раздел V. ПУТИ И МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ БИОСФЕРЫ
Экологические принципы
природных ресурсов и охрана природы
Природные ресурсы, их классификация и характеристика. Принципы
рационального природопользования согласно ФЗ «Об охране окружающей
среды».
Экологический мониторинг, его цели и задачи. Уровни территориального
охвата экомониторинга: локальный (санитарно-гигиенический),
региональный (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный).
Основные методы исследования объектов окружающей среды. Примеры
мониторинговых программ различного уровня и использования результатов
мониторинговых исследований.
Элементы системы управления качеством окружающей среды:
нормирование в области охраны окружающей среды, оценка воздействия на
окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза, экологический
контроль, экологический аудит.
Экологические
ГОСТы. Санитарно-
нормативы качества окружающей среды: предельно допустимые
концентрации загрязняющих веществ (ПДК), предельно допустимые уровни
физического воздействия (ПДУ), биологические показатели.
Производственно-хозяйственные нормативы, или нормативы допустимого
воздействия на окружающую среду: предельно допустимый выброс (ПДВ),
предельно допустимый сброс (ПДС), временно-согласованный выброс
(ВСВ), временно-согласованный сброс (ВСС), предельно допустимая
нагрузка (ПДН).
Оценка
качества воздуха в различных
условиях и качества воды
различных категорий водопользования.
Санитарно-защитные
зоны (СЗЗ) вокруг потенциально-
промышленных и иных объектов. Водоохранные зоны (ВЗ).
Лицензирование
экологически значимой
ЛИТЕРАТУРА:
[1], [2], [3], [4], [5], [9], [12], [17], [19], [20], [21], [22], [26],
[32].
131. Приведите
эколого-экономическую
ресурсов. Почему пресную воду и чистый воздух относят к условно
неисчерпаемым ресурсам? К какому типу природных ресурсов следует
отнести почву?
132. Дайте оценку перспективам использования минеральных,
энергетических
и биологических ресурсов Мирового
океана.
133. Поясните
связь между рациональным
охраной природы. Перечислите принципы, на основе которых должна
осуществляться хозяйственная и иная деятельность согласно закону «Об
охране окружающей среды».
134. Дайте
определение экологическому
от обычного наблюдения за состоянием окружающей среды? Какие задачи
стоят перед экологическим мониторингом?
135. Перечислите
уровни экологического
используются при его проведении?
136. Сформулируйте
цели и задачи введения
нормативов. В каких документах представлены экологические стандарты и
нормативы?
137. Перечислите
и охарактеризуйте санитарно-
Какой принцип лежит в основе санитарно-гигиенического нормирования?
138. Перечислите
и охарактеризуйте
нормативы. При каких условиях возможно установление ВСВ и ВСС на
предприятии?
139. Сформулируйте главные цели введения производственно-
хозяйственных нормативов и дайте их характеристику. Как они
осуществляются на практике?
140. Охарактеризуйте
ПДН. В чем смысл этой
141. Какие
санитарно-гигиенические
обеспечения безопасных условий труда? Какова главная цель введения этих
нормативов?
142. Назовите
категории водопользования.
охарактеризуйте основные показатели качества воды, позволяющие отнести
водный объект к той или иной категории водопользования.
143. Какие
нормативы используются для
вредных веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого, культурно-
бытового и рыбохозяйственного назначения?
144. Что представляет
собой экологическое
145. Что представляет собой ОВОС, когда требуется ее проведение?
146. Что содержит
раздел «Охрана окружающей
документации?
147. Что представляет
собой государственная
согласно ФЗ «Об экологической экспертизе»? Перечислите ее объекты.
148. Что представляет собой экологический контроль? Какие виды
экологического контроля осуществляются в Российской Федерации?
149. Охарактеризуйте виды экологического контроля, осуществляющиеся
в Российской Федерации.
150. Что представляет собой экологический аудит? В чем его отличие от
других элементов системы управления качеством окружающей среды?
151. С какими
целями устанавливаются
Приведите примеры
таких зон.
18
152. Что такое санитарно-защитная зона? Как определить размер
санитарно-защитной зоны вокруг потенциально опасного объекта?