Экология-мотодическое указание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:40, методичка

Описание работы

Экология (от греч. уikos –жилище, местопребывание и …логия) – наука о

взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти

взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое,

включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее

огромное количество энергии, является очень мощной силой,

воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают

природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи,

возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым

рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены

тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Содержание

Введение .………………………………………………….………………… 4

1. Общие требования к контрольной работе ……………………………… 5

2. Программа и контрольные вопросы ……………………………………. 5

Раздел I. Введение ………………..………………………………. 5

Раздел II. Биосфера и человек. Глобальные проблемы

окружающей среды ……………………………………. 6

Раздел III. Экосистемы, основные закономерности

их функционирования ………………………………..... 10

Раздел IV. Организм и среда. Экологические факторы

и здоровье человека ………………………………….... 12

Раздел V. Пути и методы сохранения

современной биосферы ……………………………….. 17

3. Список рекомендуемой литературы …………………………………… 25

4. Варианты контрольных работ ………………………………………….. 27

Приложение ………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

экология-методические указания.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

   67. Что выражает  экологическая структура сообщества? Что такое

экологическая ниша? Поясните на конкретных примерах.

   68. Какие  типы взаимоотношений существуют  внутри биоценоза?

Перечислите основные формы межвидовых связей в сообществах.

   69. Какие     межвидовые     отношения     называют    конкуренцией?

Охарактеризуйте их. Сформулируйте правило конкурентного  исключения

(принцип Гаузе).

   70. Какая  форма межвидовых отношений называется  симбиозом? Какие

формы симбиоза вы знаете? Приведите примеры.

   71. Какие  межвидовые отношения называют  хищничеством?

   72. Что такое  экологическая сукцессия? Какие  сукцессии называют

первичными? Какие  сукцессии называют вторичными? Приведите  примеры

первичной и вторичной  сукцессии.

   73. Из каких  этапов состоит сукцессионный  процесс? Каковы темпы

изменений в любой  сукцессионной серии? Охарактеризуйте  организмы,

преобладающие в сообществах на различных этапах сукцессионного

процесса. На каких  этапах сукцессионного процесса возможно чрезвычайное

увеличение численности  отдельных видов?

   74. Как называется  способность экосистемы к самоподдержанию?  От

каких факторов она  зависит?

   75. Почему  необходимо поддерживать биоразнообразие  природных

систем? Дополните  свой ответ примерами. Что такое  Красная книга? Когда и

для чего она создана? 
 
 
 

                                                                     11 
 

                       Экосистемы Мирового океана

   Мировой  океан как глобальная экосистема, его роль в возникновении и

поддержании жизни. Экологическая зональность Мирового океана (бенталь и

пелагиаль; супралитораль, литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль и

ультраабиссаль). Экологические группы морских организмов. Адаптация

гидробионтов к  условиям обитания. Распределение жизни  в Мировом океане:

планктонная и  донная пленки жизни, прибрежные, саргассовые, рифовые,

апвеллинговые и  рифтовые сгущения жизни. Особенности  морских

экосистем. 

                          ЛИТЕРАТУРА: [2], [6]. 

                          Контрольные вопросы 

   76. Какова  роль Мирового океана в формировании  климата планеты и

поддержании экологического равновесия в биосфере?

   77. Охарактеризуйте  физико-химические условия среды  в различных

экологических зонах Мирового океана. Каким образом населяющие их

организмы приспосабливаются  к этим условиям?

   78. Охарактеризуйте  планктонную пленку жизни.

   79. Охарактеризуйте  донную пленку жизни.

   80. Охарактеризуйте  прибрежные сгущения жизни.

   81. Охарактеризуйте  саргассовые сгущения жизни.

   82. Охарактеризуйте  рифовые сгущения жизни.

   83. Охарактеризуйте  апвеллинговые сгущения жизни.

   84. Охарактеризуйте  рифтовые сгущения жизни.

   85. Чем отличаются  морские экосистемы от наземных? 
 

                 Раздел IV. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.

         ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ЗДОРОВЬЕ  ЧЕЛОВЕКА 

                     Взаимоотношения организма и  среды

   Экологические  факторы, их классификация: абиотические, биотические и

антропогенные. Адаптация  организмов к действию экологических  факторов,

типы адаптаций. Экологическая валентность, эврибионты и стенобионты.

Общие закономерности действия экологических факторов на организм: закон

оптимума, закон  минимума Либиха, закон толерантности (или закон

лимитирующего фактора) Шелфорда. Комплексное действие среды, эффект

взаимодействия (компенсации, взаимозаменяемости) факторов. Значение

света, температуры  и влажности для живых организмов. 

                      ЛИТЕРАТУРА: [3], [5], [6], [7]. 
 
 

12 
 

                           Контрольные вопросы 

   86. Что входит  в понятие «экологический фактор»?  Дайте классификацию

экологических факторов и охарактеризуйте их основные типы.

   87. Что такое  адаптация, в чем ее экологическая  роль? Охарактеризуйте

разновидности адаптации  и приведите конкретные примеры.

   88. Какие  формы адаптации к действию  экологических факторов

характерны для человека?

   89. Какие  экологические факторы являются  основными при адаптации

моряков в длительном морском плавании? Каковы особенности  адаптации

человека к тем  или иным климатическим условиям?

   90. Постройте  график, описывающий зависимость  интенсивности

жизнедеятельности организма от интенсивности действия любого

произвольно выбранного вами абиотического фактора. Поясните рисунок.

   91. Что характеризует  экологическая валентность? Какие  организмы

называют эврибионтами? Какие организмы называют стенобионтами?

Охарактеризуйте экосистемы, в которых преобладают  стенобионтные

организмы.

   92. Сформулируйте  основные законы действия экологических  факторов

на организм: закон  оптимума, закон минимума Либиха, закон  толерантности

(лимитирующего  фактора) Шелфорда. Какие факторы  называются

лимитирующими?

   93. Какой  режим действия фактора называют  регулярно-периодическим?

Какой режим действия фактора называют нерегулярным? Какой  режим

действия фактора  называют направленным? Приведите примеры. При каком

режиме действия экологических факторов возможны наиболее серьезные

последствия? Ответ  поясните.

   94. Охарактеризуйте  эффект взаимодействия факторов. Приведите

примеры взаимодействия факторов.

   95. Приведите  примеры температурных адаптаций.  Сформулируйте

правило Бергмана и правило Аллена.

   96. Какое  явление называют фотопериодизмом?  Приведите примеры. 
 

                              Среды жизни

   Понятие  «среда жизни». Общая характеристика  основных сред жизни:

водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной. Среды  обитания,

на которые подразделяются основные среды жизни. Местообитания  и

биотопы. 

                            ЛИТЕРАТУРА: [6]. 
 
 
 

                                                                     13 
 

                            Контрольные вопросы 

   97. Раскройте  понятие «среда жизни». Охарактеризуйте  основные среды

жизни и приведите  примеры живых организмов, обитающих  в каждой из сред.

   98. Приведите  примеры различных сред обитания  для водной, наземно-

воздушной, почвенной  и организменной сред жизни.

   99. Перечислите  основные абиотические факторы  водной среды жизни.

Какие абиотические факторы среды чаще всего становятся лимитирующими

для водных обитателей?

   100. Насколько  сильно отличаются условия жизни  в морских и пресных

водах? Ответ поясните.

   101. Перечислите  основные абиотические факторы  наземно-воздушной

среды жизни. Какие  абиотические факторы среды чаще всего становятся

лимитирующими для обитателей наземно-воздушной среды? 
 

      Загрязнение окружающей среды  и его влияние на живые организмы

   Понятие  «загрязнение окружающей среды». Классификация загрязнений

окружающей среды. Химические загрязнители (тяжелые металлы,

пестициды, нитраты  и т. д.), их источники, а также прямое и косвенное

воздействие. Классификация  химических веществ по степени опасности.

Физическое загрязнение (радиационное, электромагнитное, шумовое,

вибрационное, тепловое, световое), его источники и последствия  для живых

организмов. Биологическое  загрязнение, его примеры и последствия.

Механическое загрязнение, проблема мусора. 

                ЛИТЕРАТУРА: [2], [3], [5], [9], [15], [21], [32]. 

                            Контрольные вопросы 

   102. Дайте  определение понятию «загрязнение  окружающей среды».

Назовите основные типы и виды загрязнения окружающей среды, приведите

примеры.

   103. Что принято  понимать под химическим загрязнением  окружающей

среды? Перечислите  наиболее опасные виды химического  загрязнения.

Назовите основные источники химического загрязнения  среды.

   104. Какие  свойства химических веществ  обуславливают их опасность?

Приведите названия классов опасности веществ и  примеры соединений (или

элементов), относящихся  к каждому классу опасности.

   105. В чем  опасность загрязнения окружающей  среды соединениями

тяжелых металлов? Как происходит накопление тяжелых  металлов в

трофической цепи? Объясните этот процесс на примере  морской экосистемы.

Опасно ли это  для человека? 
 
 

14 
 

   106. Какие  вещества получили название пестицидов? В чем их опасность?

Как происходит накопление пестицидов в трофической цепи? Объясните  этот

процесс на примере  наземной экосистемы. Опасно ли это  для человека?

   107. В чем  заключается «проблема нитратов»?  Почему нитраты, не

являясь сильными токсикантами, оказываются опасными для человека?

   108. Какие  вещества получили название ксенобиотиков?  Чем опасно

попадание этих веществ  в окружающую среду? Приведите примеры  влияния

таких загрязнений  на отдельные живые объекты и  экосистемы.

   109. Перечислите  основные последствия загрязнения  морской среды

нефтью.

   110. В чем  опасность загрязнения окружающей  среды диоксинами?

Почему результат  действия этих веществ называют «химическим  СПИДом»?

   111. Какие  опасные последствия для экологической  системы могут иметь

место при попадании  в нее значительных количеств  синтетических

антибиотиков (например, в результате сброса сточных вод  медицинских

Информация о работе Экология-мотодическое указание