Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:40, методичка
Экология (от греч. уikos –жилище, местопребывание и …логия) – наука о
взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти
взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое,
включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее
огромное количество энергии, является очень мощной силой,
воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают
природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи,
возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым
рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены
тенденцией нарастания неустойчивости природы.
Введение .………………………………………………….………………… 4
1. Общие требования к контрольной работе ……………………………… 5
2. Программа и контрольные вопросы ……………………………………. 5
Раздел I. Введение ………………..………………………………. 5
Раздел II. Биосфера и человек. Глобальные проблемы
окружающей среды ……………………………………. 6
Раздел III. Экосистемы, основные закономерности
их функционирования ………………………………..... 10
Раздел IV. Организм и среда. Экологические факторы
и здоровье человека ………………………………….... 12
Раздел V. Пути и методы сохранения
современной биосферы ……………………………….. 17
3. Список рекомендуемой литературы …………………………………… 25
4. Варианты контрольных работ ………………………………………….. 27
Приложение ………………………………………………………………… 30
67. Что выражает
экологическая структура
экологическая ниша? Поясните на конкретных примерах.
68. Какие
типы взаимоотношений
Перечислите основные формы межвидовых связей в сообществах.
69. Какие межвидовые отношения называют конкуренцией?
Охарактеризуйте
их. Сформулируйте правило
(принцип Гаузе).
70. Какая
форма межвидовых отношений
формы симбиоза вы знаете? Приведите примеры.
71. Какие межвидовые отношения называют хищничеством?
72. Что такое
экологическая сукцессия?
первичными? Какие сукцессии называют вторичными? Приведите примеры
первичной и вторичной сукцессии.
73. Из каких этапов состоит сукцессионный процесс? Каковы темпы
изменений в любой сукцессионной серии? Охарактеризуйте организмы,
преобладающие в сообществах на различных этапах сукцессионного
процесса. На каких этапах сукцессионного процесса возможно чрезвычайное
увеличение численности отдельных видов?
74. Как называется
способность экосистемы к
каких факторов она зависит?
75. Почему
необходимо поддерживать
систем? Дополните свой ответ примерами. Что такое Красная книга? Когда и
для чего она создана?
Экосистемы Мирового океана
Мировой
океан как глобальная
поддержании жизни. Экологическая зональность Мирового океана (бенталь и
пелагиаль; супралитораль, литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль и
ультраабиссаль). Экологические группы морских организмов. Адаптация
гидробионтов к условиям обитания. Распределение жизни в Мировом океане:
планктонная и донная пленки жизни, прибрежные, саргассовые, рифовые,
апвеллинговые и рифтовые сгущения жизни. Особенности морских
экосистем.
ЛИТЕРАТУРА: [2], [6].
Контрольные вопросы
76. Какова
роль Мирового океана в
поддержании экологического равновесия в биосфере?
77. Охарактеризуйте
физико-химические условия
экологических зонах Мирового океана. Каким образом населяющие их
организмы приспосабливаются к этим условиям?
78. Охарактеризуйте планктонную пленку жизни.
79. Охарактеризуйте донную пленку жизни.
80. Охарактеризуйте прибрежные сгущения жизни.
81. Охарактеризуйте саргассовые сгущения жизни.
82. Охарактеризуйте рифовые сгущения жизни.
83. Охарактеризуйте апвеллинговые сгущения жизни.
84. Охарактеризуйте рифтовые сгущения жизни.
85. Чем отличаются
морские экосистемы от
Раздел IV. ОРГАНИЗМ И СРЕДА.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И
Взаимоотношения организма и среды
Экологические
факторы, их классификация:
антропогенные. Адаптация организмов к действию экологических факторов,
типы адаптаций. Экологическая валентность, эврибионты и стенобионты.
Общие закономерности действия экологических факторов на организм: закон
оптимума, закон минимума Либиха, закон толерантности (или закон
лимитирующего фактора) Шелфорда. Комплексное действие среды, эффект
взаимодействия (компенсации, взаимозаменяемости) факторов. Значение
света, температуры
и влажности для живых
ЛИТЕРАТУРА: [3], [5], [6], [7].
12
Контрольные вопросы
86. Что входит
в понятие «экологический
экологических факторов и охарактеризуйте их основные типы.
87. Что такое
адаптация, в чем ее
разновидности адаптации и приведите конкретные примеры.
88. Какие формы адаптации к действию экологических факторов
характерны для человека?
89. Какие
экологические факторы
моряков в длительном морском плавании? Каковы особенности адаптации
человека к тем или иным климатическим условиям?
90. Постройте график, описывающий зависимость интенсивности
жизнедеятельности организма от интенсивности действия любого
произвольно выбранного вами абиотического фактора. Поясните рисунок.
91. Что характеризует
экологическая валентность?
называют эврибионтами? Какие организмы называют стенобионтами?
Охарактеризуйте экосистемы, в которых преобладают стенобионтные
организмы.
92. Сформулируйте
основные законы действия
на организм: закон оптимума, закон минимума Либиха, закон толерантности
(лимитирующего фактора) Шелфорда. Какие факторы называются
лимитирующими?
93. Какой
режим действия фактора
Какой режим действия фактора называют нерегулярным? Какой режим
действия фактора называют направленным? Приведите примеры. При каком
режиме действия экологических факторов возможны наиболее серьезные
последствия? Ответ поясните.
94. Охарактеризуйте
эффект взаимодействия
примеры взаимодействия факторов.
95. Приведите
примеры температурных
правило Бергмана и правило Аллена.
96. Какое
явление называют
Среды жизни
Понятие «среда жизни». Общая характеристика основных сред жизни:
водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной. Среды обитания,
на которые подразделяются основные среды жизни. Местообитания и
биотопы.
ЛИТЕРАТУРА: [6].
Контрольные вопросы
97. Раскройте понятие «среда жизни». Охарактеризуйте основные среды
жизни и приведите примеры живых организмов, обитающих в каждой из сред.
98. Приведите
примеры различных сред
воздушной, почвенной и организменной сред жизни.
99. Перечислите основные абиотические факторы водной среды жизни.
Какие абиотические факторы среды чаще всего становятся лимитирующими
для водных обитателей?
100. Насколько
сильно отличаются условия
водах? Ответ поясните.
101. Перечислите основные абиотические факторы наземно-воздушной
среды жизни. Какие абиотические факторы среды чаще всего становятся
лимитирующими для
обитателей наземно-воздушной среды?
Загрязнение окружающей среды
и его влияние на живые
Понятие
«загрязнение окружающей среды»
окружающей среды. Химические загрязнители (тяжелые металлы,
пестициды, нитраты и т. д.), их источники, а также прямое и косвенное
воздействие. Классификация химических веществ по степени опасности.
Физическое загрязнение (радиационное, электромагнитное, шумовое,
вибрационное, тепловое, световое), его источники и последствия для живых
организмов. Биологическое загрязнение, его примеры и последствия.
Механическое загрязнение,
проблема мусора.
ЛИТЕРАТУРА: [2], [3], [5], [9], [15], [21], [32].
Контрольные вопросы
102. Дайте
определение понятию «
Назовите основные типы и виды загрязнения окружающей среды, приведите
примеры.
103. Что принято
понимать под химическим
среды? Перечислите наиболее опасные виды химического загрязнения.
Назовите основные
источники химического
104. Какие свойства химических веществ обуславливают их опасность?
Приведите названия классов опасности веществ и примеры соединений (или
элементов), относящихся к каждому классу опасности.
105. В чем
опасность загрязнения
тяжелых металлов? Как происходит накопление тяжелых металлов в
трофической цепи? Объясните этот процесс на примере морской экосистемы.
Опасно ли это
для человека?
14
106. Какие
вещества получили название
Как происходит накопление пестицидов в трофической цепи? Объясните этот
процесс на примере наземной экосистемы. Опасно ли это для человека?
107. В чем
заключается «проблема
являясь сильными токсикантами, оказываются опасными для человека?
108. Какие
вещества получили название
попадание этих веществ в окружающую среду? Приведите примеры влияния
таких загрязнений на отдельные живые объекты и экосистемы.
109. Перечислите
основные последствия
нефтью.
110. В чем
опасность загрязнения
Почему результат действия этих веществ называют «химическим СПИДом»?
111. Какие
опасные последствия для
место при попадании в нее значительных количеств синтетических
антибиотиков (например, в результате сброса сточных вод медицинских