Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:40, методичка
Экология (от греч. уikos –жилище, местопребывание и …логия) – наука о
взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти
взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое,
включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее
огромное количество энергии, является очень мощной силой,
воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают
природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи,
возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым
рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены
тенденцией нарастания неустойчивости природы.
Введение .………………………………………………….………………… 4
1. Общие требования к контрольной работе ……………………………… 5
2. Программа и контрольные вопросы ……………………………………. 5
Раздел I. Введение ………………..………………………………. 5
Раздел II. Биосфера и человек. Глобальные проблемы
окружающей среды ……………………………………. 6
Раздел III. Экосистемы, основные закономерности
их функционирования ………………………………..... 10
Раздел IV. Организм и среда. Экологические факторы
и здоровье человека ………………………………….... 12
Раздел V. Пути и методы сохранения
современной биосферы ……………………………….. 17
3. Список рекомендуемой литературы …………………………………… 25
4. Варианты контрольных работ ………………………………………….. 27
Приложение ………………………………………………………………… 30
процессе развития человеческой цивилизации, экологические кризисы в
истории человечества,
особенности современного экологического
кризиса.
ЛИТЕРАТУРА: [3], [5], [13], [14], [27].
Контрольные вопросы
26. Дайте
определение антропогенного
вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду.
27. Охарактеризуйте среду обитания современного человека. Какая связь
существует между удовлетворением потребностей человека и изменением
условий окружающей среды?
28. Каким
образом история развития
эволюции биосферы? Какие глобальные экологические проблемы стоят
перед человечеством
на современном этапе?
29. Приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на
атмосферу, приводящего к глобальным изменениям состояния атмосферы и
климата.
30. Приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на
гидросферу, обоснуйте необходимость принятия особых охранных мер по
отношению к прибрежным зонам морей.
31. Каковы
возможные последствия
России?
32. Какова причина выпадения кислотных осадков? Какие последствия это
влечет? Актуальна ли эта проблема для России?
33. Объясните
явление трансграничного
примеры такого переноса.
34. Какова
роль озонового слоя в
механизм его защитного действия. Какие вещества наиболее сильно
разрушают озоновый слой атмосферы Земли и почему?
35. Какова
роль лесов в поддержании
биосфере? Назовите причины массового уничтожения лесов на планете.
36. Какие
причины антропогенного
и инициируют процессы опустынивания? Назовите наиболее опасные
последствия опустынивания. Насколько остра проблема нехватки
сельскохозяйственных земель на планете? Охарактеризуйте мероприятия,
проводимые при рекультивации земель. Актуальна ли проблема
опустынивания для России?
37. Чем вызван
дефицит пресной воды в
опасность представляет эта глобальная экологическая проблема?
38. Чем вызвана проблема истощения природных ресурсов? Предложите
пути разрешения этой глобальной экологической проблемы.
39. Что такое экологическая катастрофа? Приведите примеры
экологических катастроф природного и антропогенного происхождения.
40. Какие катастрофы обозначаются как техногенные? Приведите
примеры таких катастроф. Каковы их причины и последствия?
41. Приведите примеры воздействия, в том числе глобального характера,
на экосистемы и биосферу в целом военных конфликтов, а также испытания
и уничтожения оружия массового поражения.
42. Назовите
причины возникновения зон (
напряженной экологической ситуацией. Какие показатели среды обитания
учитываются при оценке экологического состояния зоны? Приведите
примеры зон экологического бедствия, расположенных на территории
Российской Федерации.
43. Охарактеризуйте основные экологические проблемы,
сопровождающие рост народонаселения и процесс урбанизации.
44. Что такое
урбанизация? Есть ли
явлении? Ответ поясните,
приведите примеры.
8
45. Есть ли связь между экологическими проблемами и внешней
политикой государств?
Ответ поясните, приведите примеры.
Биогеохимические циклы
Круговороты наиболее значимых биогенных элементов: углерода,
кислорода, азота, фосфора, серы, кальция, железа, магния. Круговорот
биогенных микроэлементов,
их роль в жизнедеятельности
циркуляции биогенных элементов в экосистеме: циклы газообразных и
осадочных веществ. Нарушения биогеохимических циклов, возникающие в
результате возрастающей
антропогенной нагрузки, и их последствия.
ЛИТЕРАТУРА: [3], [5], [6], [7], [21].
Контрольные вопросы
46. Что такое биогеохимические циклы? Какое влияние оказывает
хозяйственная деятельность человека на циклы различных биогенных
элементов? К каким последствиям может привести вмешательство человека в
процесс круговорота веществ?
47. Что такое осадочные циклы? В чем их специфическая особенность по
сравнению с циклами газообразных веществ? Приведите пример осадочного
цикла.
48. Приведите схему круговорота углерода в биосфере. Охарактеризуйте
основные стадии цикла. Какие два фундаментальных процесса лежат в
основе этого круговорота? Каким образом человек воздействует на цикл
углерода?
49. Приведите схему круговорота кислорода в биосфере. Охарактеризуйте
основные стадии цикла. Каким образом человек воздействует на цикл
кислорода?
50. Приведите схему круговорота азота в биосфере. Выделите и
охарактеризуйте основные стадии цикла, назовите организмы, играющие
определенную роль на каждой из стадий. Каким образом человек
воздействует на цикл азота?
51. Приведите схему круговорота фосфора в биосфере. Почему цикл
фосфора представляет
собой «слабое место в
человек воздействует на круговорот фосфора? К каким последствиям это
приводит?
52. Приведите
схему круговорота серы в
человек воздействует на цикл серы?
53. Приведите схему круговорота биогенных катионов (кальция, железа,
магния и т. д.) в биосфере. Каким образом человек воздействует на циклы
этих элементов?
54. Поступление каких биогенных элементов в водоемы вызывает их
эвтрофикацию? Чем опасно это явление?
55. Охарактеризуйте
биогенные микроэлементы.
жизнедеятельности
организмов?
Раздел III. ЭКОСИСТЕМЫ,
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ
Экологические
системы их структура,
Биоценоз
как биологическая система.
Соотношение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Основные
характеристики экосистем: биомасса, продукция, структура. Продуценты,
консументы, редуценты, их экологическая роль. Поток энергии в экосистеме,
фотосинтез и дыхание – основные процессы, протекающие в экосистеме, их
роль в энергетике экосистем. Пищевые цепи и пищевые сети как пример
вещественно-энергетического взаимодействия. Эффект аккумуляции веществ
при прохождении по пищевой цепи. Трофические уровни. Распределение
энергии в экосистеме, правило десяти процентов. Правило экологических
пирамид: правило пирамиды продукции, правило пирамиды биомасс и
правило пирамиды чисел. Экологические группы организмов, понятие
«экологическая
ниша», правило конкурентного
Основные формы межвидовых связей в экосистемах: конкуренция, симбиоз,
хищничество. Динамика экосистем, сукцессии, этапы сукцессионного
процесса. Роль биоразнообразия в поддержании целостности и
функциональной
устойчивости экосистем.
ЛИТЕРАТУРА: [2], [3], [6], [7].
Контрольные вопросы
56. Дайте определение экосистемы (биогеоценоза) как основной
функциональной единицы живой природы. Охарактеризуйте основные
компоненты экосистемы.
57. Что такое биомасса? Что такое продукция? Какая продукция получила
название первичной, какие организмы ее образуют? Какая продукция
получила название вторичной, какие организмы ее создают?
58. Любой
биоценоз включает
экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.
Охарактеризуйте их и приведите примеры таких организмов.
59. Как распределяется энергия в экосистемах? Какова роль фотосинтеза и
дыхания в энергетике
экосистем?
10
60. Охарактеризуйте пищевые сети как средство передачи энергии.
Постройте схему пищевых связей, включив в нее перечисленные ниже
организмы: трава, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, волк.
61. Определите место человека в пищевой цепи. Как влияет эффект
аккумуляции веществ при прохождении по пищевой цепи на состояние
здоровья человека?
62. На какие
трофические уровни делится
биомассы (в процентах)
переходит с каждого
следующий?
63. Приведите
оценку экологической
потока. Что выступает главным ограничителем длины пищевых цепей?
64. Что представляют собой экологические пирамиды численности,
биомассы и энергии? Каково их значение?
65. Сформулируйте
правила пирамиды продукции,
пирамиды чисел.
В каких случаях правило
66. Что принято
понимать под видовой
зависит видовой состав сообщества? Приведите пример крайне бедного
сообщества. Приведите пример многовидового сообщества.