Экология-мотодическое указание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:40, методичка

Описание работы

Экология (от греч. уikos –жилище, местопребывание и …логия) – наука о

взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти

взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое,

включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее

огромное количество энергии, является очень мощной силой,

воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают

природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи,

возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым

рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены

тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Содержание

Введение .………………………………………………….………………… 4

1. Общие требования к контрольной работе ……………………………… 5

2. Программа и контрольные вопросы ……………………………………. 5

Раздел I. Введение ………………..………………………………. 5

Раздел II. Биосфера и человек. Глобальные проблемы

окружающей среды ……………………………………. 6

Раздел III. Экосистемы, основные закономерности

их функционирования ………………………………..... 10

Раздел IV. Организм и среда. Экологические факторы

и здоровье человека ………………………………….... 12

Раздел V. Пути и методы сохранения

современной биосферы ……………………………….. 17

3. Список рекомендуемой литературы …………………………………… 25

4. Варианты контрольных работ ………………………………………….. 27

Приложение ………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

экология-методические указания.docx

— 58.08 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение .………………………………………………….…………………                       4

1. Общие требования  к контрольной работе ………………………………       5

2. Программа и  контрольные вопросы …………………………………….          5

       Раздел I. Введение ………………..……………………………….             5

       Раздел II. Биосфера и человек.  Глобальные проблемы

                   окружающей среды …………………………………….         6

       Раздел III. Экосистемы, основные закономерности

                   их функционирования ……………………………….....    10

       Раздел IV. Организм и среда. Экологические  факторы

                   и здоровье человека …………………………………....    12

       Раздел V. Пути и методы сохранения

                   современной биосферы ………………………………..      17

3. Список рекомендуемой  литературы ……………………………………           25

4. Варианты контрольных  работ …………………………………………..            27

Приложение …………………………………………………………………                        30 
 
 
 

                                                                 3 
 

                                Введение 

   Экология (от  греч. уikos –жилище, местопребывание и …логия) – наука о

взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти

взаимоотношения образуют единую и очень сложную  систему. Все живое,

включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.

   Современное  человечество, вооруженное техникой  и использующее

огромное количество энергии, является очень мощной силой,

воздействующей  на природу Земли. Если эти воздействия  не учитывают

природных законов  и разрушают установившиеся за миллионы лет связи,

возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись  с целым

рядом природных  катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены

тенденцией нарастания неустойчивости природы.

   Экология  в настоящее время приобретает  особое значение как наука,

позволяющая найти пути выхода из возникающего кризиса. Только изучив

существующие в  природе закономерности, можно понять каким образом

следует организовывать собственные отношения со средой обитания, по

каким принципам  развивать и использовать техническую  вооруженность

человечества.

   Таким образом,  для экологически грамотного  хозяйствования на Земле

нужно знать очень много – от того, как взаимодействуют со средой

отдельные организмы, до понимания общепланетных связей жизни и места в

них человеческого  общества.

   Подготовка  студентов заочного факультета  МГУ по дисциплине

«Экология» предполагает самостоятельное изучение материала  по учебникам

и учебным пособиям, выполнение контрольной работы, индивидуальные

консультации, посещение  лекций и практических занятий. Контрольная

работа является важной частью учебного процесса, так  как это показатель

компетентности  студента в данном предмете. Вариант  контрольной работы

студент выбирает в соответствии с последними цифрами  своего шифра.

   К сдаче  зачета по дисциплине «Экология»  допускаются студенты,

выполнившие контрольную работу и получившие зачет по практическим

занятиям. 
 
 
 

4 
 

                1. Общие требования к контрольной  работе 

   Контрольная  работа представляет собой ответы  на предложенные вопросы.

Вопросы для контрольных  работ приводятся вместе с программой курса.

   При написании  работы важно не увлекаться  второстепенными

проблемами, следует  точно и по возможности кратко отвечать на

поставленный вопрос.

   Титульный  лист подписывается студентом,  проставляется дата сдачи

контрольной работы и подпись преподавателя о  приеме (см. прил.).

   Студенту  необходимо выполнить контрольную  работу в определенный

учебным планом срок – она должна быть предоставлена  в деканат не позднее

10 дней до начала  сессии.

   Контрольные  работы, содержащие ошибки, возвращаются  авторам для их

устранения. Небрежно оформленная работа также не может  быть оценена

положительно. 
 

                  2. Программа и контрольные вопросы 

   Содержание  курса и объем требований, предъявляемых  к студентам

заочного факультета при сдаче зачета по дисциплине «Экология»,

определяются программой, разработанной на основе Государственного

образовательного  стандарта для специальностей 18040265 «Судовождение»,

18040365 «Эксплуатация  судовых энергетических установок», 19070165

«Организация перевозок  и управление на транспорте».

   Программа  включает 5 разделов, знакомство с  содержанием которых

способствует формированию у студентов адекватных представлений  о

процессах, происходящих в биосфере, бережного отношения  к природной

среде, ответственности  за сохранение среды обитания для  последующих

поколений. 

                           Раздел I. ВВЕДЕНИЕ 

                             Экология как наука

   Предмет  и задачи экологии. Структура  экологии. Методы исследования,

используемые в  экологии. Значение экологии на современном этапе развития

человечества. Законы Коммонера. 

                        ЛИТЕРАТУРА: [6], [8], [23]. 

                           Контрольные вопросы 

  1. Кто и когда  ввел в науку понятие экология?

  2. Что является  предметом экологии? 

                                                                      5 
 

   3. Какие  надорганизменные системы вам  известны?

   4. Что изучает  общая экология? Что изучает прикладная  экология?

   5. Какой  раздел экологии называют аутэкологией? Какова основная

задача аутэкологии?

   6. Какой  раздел экологии называют популяционной  экологией? Какова

основная задача популяционной экологии?

   7. Какой  раздел экологии называют синэкологией? Какова основная

задача синэкологии?

   8. Что изучает  экология человека?

   9. Что изучает  социальная экология?

   10. Сформулируйте  законы Коммонера. Подтвердите  примерами их

справедливость. 
 

                 Раздел II. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК.

           ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ 

                      Биосфера, ее структура и эволюция

   Биосфера, ее состав и границы. Формирование  и развитие биосферы

Земли: восстановительный, слабоокислительный и окислительный  этапы.

Определяющие факторы  в развитии биосферы на различных  этапах.

Характеристика     живого    вещества.    Учение     В. И. Вернадского о

взаимодействии  живого и косного веществ, о биосфере и ее эволюции, о

переходе биосферы под влиянием социальной и научной деятельности

человека в качественно  новое состояние – ноосферу –  сферу разума. 

                    ЛИТРЕРАТУРА: [3], [5], [6], [7], [21]. 

                           Контрольные вопросы 

   11. Дайте  определение понятию «биосфера». Какое вещество входит в

состав биосферы? Укажите границы биосферы.

   12. Выделите  основные этапы в развитии  биосферы и укажите факторы,

которые были определяющими  на том или ином этапе.

   13. Какой  из этапов развития биосферы  был наиболее длительным?

Укажите причину  этого.

   14. Какой  тип питания был присущ первым  живым организмам?

   15. Каково  значение озонового слоя Земли  для ее обитателей? Что стало

причиной его  возникновения?

   16. Дайте  определение понятию «живое вещество».  В чем заключается

специфика живого вещества? Перечислите функции живого вещества в

биосфере.

   17. Охарактеризуйте  вклад В. И. Вернадского в  учение о биосфере и

ноосфере. Сформулируйте  основные положения этого учения. 

6 
 

   18. Какое  явление получило название «давление  жизни»?

   19. В чем  проявляется энергетическая функция  живого вещества?

   20. В чем  сущность концентрационной функции  живого вещества?

   21. В чем  заключается деструктивная функция  живого вещества? Какие

организмы осуществляют деструкцию неживого органического  вещества? До

каких веществ  разлагаются органические соединения в аэробных условиях?

До каких веществ  разлагаются органические соединения в анаэробных

условиях?

   22. Уравновешивается  ли синтез органического вещества  в масштабе всей

биосферы его  разложением? Ответ поясните.

   23. В чем  заключается средообразующая функция  живого вещества?

   24. Какие  из атмосферных газов имеют  биогенное происхождение?

   25. В чем  заключается транспортная функция  живого вещества? 
 

    Глобальные  проблемы окружающей среды, причины  их возникновения и

                              пути решения

   Влияние  человеческой деятельности на  состояние окружающей среды,

антропогенный фактор. Классификация видов воздействия  на окружающую

среду. Экологические  проблемы, возникающие в результате деятельности

человека (изменение  состава атмосферы, истощение озонового  слоя Земли,

исчезновение лесов, опустынивание, истощение природных  ресурсов,

сокращение видового разнообразия и т. д.), их истоки, последствия  и пути

решения, биосферный подход к решению экологических  проблем. Влияние

на биосферу техногенных  катастроф, военных конфликтов, создания,

испытания и уничтожения  оружия массового поражения. Демографические

проблемы: рост численности  населения и его последствия. Урбанизация и ее

специфические проблемы. Антропогенное воздействие на биосферу в

Информация о работе Экология-мотодическое указание