Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.
Ведение
Теоритическая часть
Практическая часть:
Разработка цикла уроков
Урок № 1 «Мир, в котором мы живем»
Приложение к уроку № 1
Урок № 2 «Город, в котором мы живем»
Урок № 3 «Дом, в котором мы живем»
Урок № 4. Устный журнал «Химия и экология»
Урок № 5 «Зачетное занятие»
Дополнительный материал к зачету:
I Вриант
II Вариант
Вывод
Список литературы
Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.
Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа воды. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.
В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основной тенденцией экологического образования сегодня является интеграция в официальную общеобразовательную систему. Преподавание химии, как и каждой другой дисциплины должен быть пронизан экологическими идеями потому я решила работать над методической проблемой «Экологическое воспитание на уроках химии». Поэтому я разработала цикл уроков для 11 класса за темой «Химия и экология».
УРОК № 1
ТЕМА УРОКА: Химия и экология ("Мир, в котором мы живем ")
Цель : выяснить положительное и негативное влияние химической промышленности в целом на экологическое состояние окружающего среды, биогеоценозов в целом, проанализировать негативные глобальные изменения на Земле, продемонстрировать возможность химии как науки в решении актуальных экологических проблем современности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний в форме семинара.
Комплекс использованных методов: словесные (рассказ, объяснение, дискуссия), наглядные (показ иллюстраций), практические (лабораторные работы).
Список литературных источников:
Оборудование: плакат с цитатами:
Ф. Дрьо.
Каждую минуту уничтожается 50 тон плодородного грунта через неправильное его использование.
Структура урока
3.2. Оценка работы учеников 4 минуты
3.3.Домашнее задание 1 минута
Ход урока
І. Организационный момент Вопросы к подготовке семинара
При подготовке к семинару формируются 5 групп, каждая с которых готовит ответ на одно из предложенных вопросов.
Первая группа, которая готовит материалы о кислотных дождях, может проверить на кислотность осадки лакмусовым индикатором. Опыт можно продемонстрировать во время семинара или в виде таблицы предоставить только результаты опыта, можно исследовать воду из луж на территории автостоянок, возле шахты, завода.
Всем группам надо при подготовке к семинару обратиться к санитарно- эпидемиологической станции, экологической службы города для подготовки материала относительно уровня загрязнения нашего города.
II. Основная часть урока.
Сегодня на уроке мы обсудим одну из общих проблем - химическая деятельность человека и его влияние на воду, воздух, землю, то есть на все, что окружает нас и входит как составная часть у понятия "природа". Существует мысль, что химия губит природу. Такая мысль несправедливая и принадлежит к тем времен, когда все человечество вообще жило по принципу: нельзя ждать милости от природы...
Выступают 4 экспертные группы с подготовленными докладами. После каждого выступления происходит обсуждения.
Вопросы к классу:
(Докладывает 5 группа учеников, как химия помогает защитить природу.)
Ш. Заключительная часть урока.
Сегодня мы с вами обсудили очень важную глобальную проблему. И так, химия защищает или губит природу?
3.2. Оценивание работы учеников на уроке.
Подготовить материалы к конференции "Город, в котором мы живем
Приложение к уроку № 1
Озоновые дыры
В 1985 году специалисты по исследованию атмосферы из Британской антарктической службы сообщили о совсем неожиданном факте: весеннее содержание озона в атмосфере над станцией Халли-Бей в Антарктиде за период с 1977 по 1984 г. уменьшился на 40%. В скором времени этот вывод подтвердили другие исследователи, которые показали также, что область сниженного содержания озона протягивается за границы Антарктиды и по высоте охватывает пласт от 12 до 24 км, то есть значительную часть нижней стратосферы. Наиболее основательным исследованием озонного пласта над Антарктидой был международный Самолетный антарктический озонный эксперимент, в ходе которого ученые с 4 стран несколько раз поднимались в область сниженного содержания озона и собрали детальные сведения о ее размерах и химических процессах, которые происходят в ней. Фактически это означало, что в полярной атмосфере есть озонная "дыра". В начале 80-х за измерениями из спутника "Нимбус-7" аналогичная дыра была выявлена также в Арктике, правда, она охватывала значительно меньшую площадь и падение уровня озона в ней было не такое большое - близко 9%. В среднем по Земле с 1979 по 1990 г. содержание озона снизилось на 5%.
Это открытие обеспокоило как ученых, так и широкую общественность, поскольку из него вытекало, что пласт озона, который окружает нашу планету, находится в большей опасности, чем считалось раньше. Утончение этого пласта может привести к серьезным следствием для человечества. Уменьшение концентрации озона на 1% приводит к увеличению интенсивности жесткого ультрафиолета возле поверхности земли в среднем на 2 %. Эта оценка подтверждается измерениями, проведенными в Антарктиде . По своему влиянию на живые организмы жесткий ультрафиолет близкий к ионизирующему излучению, однако через большую длину волны он не способен внедряться глубоко в ткани, и поэтому поражает только поверхностные органы. Жесткий ультрафиолет имеет достаточную энергию для разрушения ДНК и других органических молекул, которые могут вызвать рак кожи, особенно быстротечную злокачественную меланому, катаракту и иммунную недостаточность. Естественно, жесткий ультрафиолет способен вызвать и обычные ожоги кожи и роговицы. Уже сейчас во всем мире заметное увеличение количества заболеваний на рак кожи.
Фотохимический туман (смог)
Фотохимический туман
представляет собой многокомпонентную
смесь газов и аэрозольных част
Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличия в атмосфере высокой концентрации оксидов Нитрогена, углеводов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветренности. Стойкая безветренная погода, которая по обыкновению сопровождается инверсиями, необходимая для создания высокой концентрации реагентов.
Такие условия создаются чаще в июне - сентябри, реже -
зимой. При продолжительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул нитроген (IV) оксида с образованием нитроген (II) оксида и атомарного кислорода. Атомарный кислород
с молекулярным кислородом дают озон. Казалось бы, последний, окисляя нитроген (II) оксид, должны снова превращаться в молекулярный кислород,
а нитроген (IV) оксид - на диоксид. Но этого не происходит. Из - за своего физиологического влияния на организм человека они крайне опасные для дыхательной, кровеносной системы
и часто является причиной преждевременной
смерти городских жителей с ослабленным
здоровьем.
УРОК № 2
Тема урока: Химия и экология ("Город, в котором мы живем")
Цель: выяснить положительное и негативное влияние химической промышленности и экологию г. Енакиева, в котором мы живем; продемонстрировать возможности химии как науки в решении актуальных экологических проблем большого промышленного города.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний (форма - конференция).
Участники конференции:
Комплекс использованных методов: пояснювально - иллюстративные: дискуссия, объяснение, беседа, метод иллюстраций, метод самостоятельной работы, метод развития критического мышления.
Список литературных источников:
Оборудование: плакаты с цитатами:
Е. Реклю
Структура урока:
За 10 дней к уроку объявляется тема, время и место проведения конференции, происходит распределение участников, которые получают предыдущие задачи.
Во время выступления докладчиков другие ученики обязательно ведут конспект, в конце урока конспекты показываются на проверку учителю, который оценивает работу учеников на уроке.
Ход урока
Ведущий: Проблема экологии - одна из самых важных мировых проблем современности. Тема сегодняшней конференции - экология города, в котором мы живем. Все, кто собрался сегодня здесь, - жителе большого промышленного города. Мы все знаем преимущества и недостатки городского образа жизни. И так, поговорим о наших проблеммах и мероприятиях по их решению. Предоставляю слово представителю государственной администрации.
Информация о работе Экологическое воспитание на уроках химии