Автотранспорт и человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 04:44, контрольная работа

Описание работы

Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей.
Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе
круговоротах веществ и энергии. Современным обществом в производство и
потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в
сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является
основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и
быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и
окружающую среду. 5
2 Выбросы от автотранспорта в атмосферу 6
2.1 Вредные вещества, загрязняющие атмосферу. 7
2.2 Распространение и трансформация автомобильных выбросов 12
2.3 Влияние вредных веществ на организм 16
3 Энергетическое загрязнение 21
3.1 Шумовое воздействие 21
3.2 Вибрации 23
3.3 Электромагнитные излучения 24
4 Автокатастрофы 25
Заключение 27
Литература 30

Работа содержит 1 файл

Автотранспорт и человек.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

нормальному состоянию, связан не  только  с  разбавлением  выхлопных  газов

воздухом,  но  и  со  способностью   самоочищения   атмосферы.   В   основе

самоочищения лежат  различные  физические,  физико-химические  и  химические

процессы.  Выпадение  тяжелых  взвешенных  частиц   (седиментация)   быстро

освобождает атмосферу  только от Грубых  частиц.  Процессы  нейтрализации  и

связывания газов  в атмосфере проходят гораздо  медленнее. Значительную  роль

в этом играет  зеленая  растительность,  поскольку  между  растениями  идет

интенсивный газообмен. Скорость газообмена между растительным миром в 25  -

30 раз превышает  скорость газообмена между человеком   и  ОС  в  расчете  на

единицу  массы  активно  функционирующих  органов.  Количество  атмосферных

осадков оказывает  сильное влияние на процесс восстановления. Они растворяют

газы,  соли,  адсорбируют  и  осаждают  на  земную  поверхность  пылевидные

частицы.

      Автомобильные выбросы распространяются и трансформируются в атмосфере

по определенным закономерностям.

      Так, твердые частицы размером  более 0,1  мм  оседают  на  подстилающих

поверхностях в  основном из-за действия гравитационных сил.

      Частицы, размер которых менее 0,1 мм, a также газовые примеси в виде

CO, СХНУ, NOX, SOX распространяются  в атмосфере под воздействием  процессов

диффузии. Они вступают в процессы физико-химического  взаимодействия  между

собой и с компонентами атмосферы, и их действие  проявляется  на  локальных

территориях в  пределах определенных регионов.

      В этом случае рассеивание  примесей в атмосфере  является  неотъемлемой

частью процесса загрязнения и зависит от многих факторов.

      Степень  загрязнения  атмосферного  воздуха  выбросами  объектов   АТК

зависит от возможности  переноса  рассматриваемых  загрязняющих  веществ  на

значительные расстояния, уровня их химической активности, метеорологических

условий распространения.

      Компоненты вредных выбросов  с  повышенной  реакционной  способностью,

попадая в свободную  атмосферу, взаимодействуют между  собой  и  компонентами

атмосферного  воздуха.  При  этом  различают   физическое,   химическое   и

фотохимическое  взаимодействия.

      Примеры физического реагирования: конденсация паров кислот во  влажном

воздухе с образованием аэрозоля,  уменьшение  размеров  капель  жидкости  в

результате испарения  в сухом теплом воздухе. Жидкие и  твердые частицы могут

объединяться, адсорбировать  или растворять газообразные вещества.

      Реакции синтеза и распада, окисления и  восстановления  осуществляются

между  газообразными  компонентами  загрязняющих   веществ   и   атмосферным

воздухом.   Некоторые   процессы   химических   преобразований    начинаются

непосредственно с момента поступления выбросов в атмо-сферу,  другие  -  при

появлении  для  этого  благоприятных  условий   -   необходимых   реагентов,

солнечного излучения, других факторов.

      При  выполнении  транспортной  работы  существенным  является   выброс

соединений углерода в виде CO и СХНУ.

      Моноксид углерода в атмосфере  быстро диффундирует и обычно  не  создает

высокой концентрации. Его интенсивно поглощают почвенные  микроорганизмы;  в

атмосфере он может  окисляться  до  СО2  при  наличии  примесей  -  сильных

окислителей (О,Оз), перекисных соединений и свободных радикалов.

      Углеводороды   в   атмосфере   подвергаются   различным   превращениям

(окислению,   полимеризации),   взаимодействуя   с   другими   атмосферными

загрязнениями, прежде всего под действием солнечной  радиации. В  результате

этих реакций  образуются перекиси, свободные радикалы, соединения с оксидами

азота и серы.

      В свободной  атмосфере   сернистый  газ  (SО2)  через   некоторое  время

окисляется до сернистого ангидрида (SОз) или вступает во  взаимодействие  с

другими соединениями,  в  частности  углеводородами.  Окисление  сернистого

ангидрида в серный происходит в свободной атмосфере  при  фотохимических  и

каталитических  реакциях.  В  обоих  случаях  конечным  продуктом  является

аэрозоль или  раствор серной кислоты в дождевой воде.

       B сухом воздухе окисление сернистого  газа происходит крайне медленно.

 В темноте  окисления SO2 не наблюдается.  При  наличии  в  воздухе   оксидов

 азота скорость  окисления сернистого ангидрида  увеличивается независимо  от

 влажности воздуха.

      Сероводород и сероуглерод при  взаимодействии с другими загрязнителями

 подвергаются  в  свободной  атмосфере   медленному  окислению   до   серного

 ангидрида.  Сернистый ангидрид может адсорбироваться  на поверхности  твердых

 частиц из  окислов металлов, гидрооксидов  или  карбонатов  и  окисляться  до

 сульфата.

      Соединения  азота,  поступающие   в   атмосферу   от   объектов   АТК,

представлены в  основном NO и NO2.  Выделяемый  в  атмосферу  моноксид  азота

под  воздействием  солнечного  света   интенсивно   окисляется   атмосферным

кислородом до  диоксида  азота.  Кинетика  дальнейших  превращений  диоксида

азота  определяется  его  способностью  поглощать  ультрафиолетовые  лучи  и

диссоциировать  на  моноксид  азота  и атомарный   кислород   в   процессах

фотохимического смога.

      Фотохимический  смог  -  это   комплексная  смесь,   образующаяся   при

воздействии  солнечного  света  из  двух   основных   компонентов   выбросов

автомобильных двигателей - NO и углеводородных соединений.  Другие  вещества

(SO2), твердые частицы  также могут  участвовать   в  смоге,  но  не  являются

основными носителями высокого уровня окислительной  активности,  характерной

для смога. Стабильные метеорологические  условия  благоприятствуют  развитию

смога:

      • городские эмиссии удерживаются  в атмосфере в результате инверсии,

      • служащей своеобразной крышкой  на сосуде с реактивами,

      • увеличивая продолжительность  контакта и реакции,

      • препятствуя рассеиванию  (новые   эмиссии  и  реакции  добавляются  к

первоначальным).

      [pic] Рис. 2. Фотохимический смог

      Формирование смога и образование  оксиданта обычно останавливается   при

прекращении солнечной  радиации в темное время суток  и дисперсии реагентов  и

продуктов реакции.

      В  Москве  при  обычных   условиях  концентрация  тропосферного   озона,

который   является   предвестником   образования   фотохимического    смога,

достаточно низкая. Оценки показывают, что генерация  озона из  оксидов  азота

и углеводородных соединений вследствие переноса воздушных масс  и  повышение

его концентрации, и следовательно,  неблагоприятное  воздействие  происходит

на расстоянии 300-500 км от Москвы (в районе Нижнего  Новгорода). 
 
 

2.3 Влияние вредных  веществ на организм 

      Помимо метеорологических  факторов  самоочищения  атмосферы  некоторые

компоненты вредных  выбросов автомобильного транспорта участвуют  в  процессах

взаимодействия  с компонентами воздушной среды, результатом которых  является

возникновение новых  вредных веществ  (вторичные  атмосферные  загрязнители).

Загрязнители вступают с  компонентами  атмосферного  воздуха  в  физическое,

химическое и  фотохимическое взаимодействия.

      Многообразие продуктов выхлопов  автомобильных  двигателей  может   быть

классифицировано по группам, сходным по характеру воздействия на  организмы

или химической структуре  и свойствам:

   1)  нетоксичные   вещества:  азот,  кислород,  водород,  водяной   пар   и

      углекислый газ, содержание которых  в атмосфере в обычных  условиях  не

      достигает уровня, вредного для  человека;

      2)  моноксид  углерода,  наличие   которого  характерно  для   выхлопов

бензиновых двигателей;

      3) оксиды азота (~ 98% NО,~ 2% NO2),  которые   по  мере  пребывания  в

атмосфере соединяются  с кислородом;

      4) углеводороды (алкаин,  алкены,  алкадиены,  цикланы,  ароматические

соединения);

      5) альдегиды;

      6) сажа;

      7) соединения свинца.

      8) серистый ангидрид.

      Чувствительность населения к  действию загрязнения атмосферы зависит от

большого числа  факторов, в том числе от  возраста,  пола,  общего  состояния

здоровья, питания, температуры и влажности и  т.д.  Лица  пожилого  возраста,

дети, больные,  курильщики,  страдающие  хроническим  бронхитом,  коронарной

недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми.

      Общая схема реакции  организма   на  воздействие  загрязнителей   ОС  по

данным Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ) имеет следующий вид

[pic]

      Проблема состава атмосферного  воздуха и его загрязнения  от  выбросов

автотранспорта  становится все более актуальной. Это можно проследить уже на

примере Москвы. В  1982  г.  вклад  автотранспортных  средств  в  суммарное

загрязнение атмосферы  составлял 69 %, в 1990 г.-74,6%, наконец, в 1993 г. –

79,6 %.

      Среди факторов прямого действия  (все,  кроме  загрязнения  окружающей

среды) загрязнение  воздуха занимает, безусловно,  первое  место,  поскольку

воздух – продукт  непрерывного потребления организма.

      Дыхательная система человека  имеет ряд механизмов, помогающих защитить

организм   от   воздействия   загрязнителей   воздуха.   Волоски   в   носу

отфильтровывают крупные частицы. Липкая слизистая  оболочка в верхней  части

дыхательного тракта  захватывает  мелкие  частицы  и  растворяет  некоторые

газовые загрязнители. Механизм  непроизвольного чихания и кашля удаляет

загрязненные воздух и слизь при раздражении дыхательной  системы.

      Тонкие  частицы  представляют  наибольшую   опасность   для   здоровья

Информация о работе Автотранспорт и человек