Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

В 1990 г. Был впервые учреждён целевой внебюджетный фонд охраны природы в Республике Беларусь, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992г.), который четко определил следующие важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:
республиканский и местные бюджеты;

Содержание

1.Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь за период 1991-2012гг.…………………………………………………
2.Экологические платежи мировой практики, регулирование рационального природопользования……………………………………………………………….
2.1.Экологическая политика использования природных ресурсов……………..
2.2.Виды платежей и порядок определения их размеров………………………..
2.3.Регулирование рационального природопользования………………….....
2.4.Анализ эколого-экономической системы России……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 190.27 Кб (Скачать)

Содержание

1.Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь за период 1991-2012гг.………………………………………………

2.Экологические платежи мировой практики, регулирование рационального природопользования……………………………………………………………….

2.1.Экологическая политика использования природных ресурсов……………..

2.2.Виды платежей и порядок определения их размеров………………………..

2.3.Регулирование рационального природопользования………………….....

2.4.Анализ эколого-экономической  системы России……………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь за период1991-2012гг.

В 1990 г. Был  впервые учреждён целевой внебюджетный фонд охраны природы в Республике Беларусь, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992г.), который четко определил следующие важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:

  • республиканский и местные бюджеты;
  • средства юридических лиц, взносы населения, иностранных граждан, а так же иных источников;
  • республиканский, местные внебюджетные фонды и общественные фонды охраны природы;
  • кредиты банков.

В 1993 году в соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» создается:

  • республиканский внебюджетный фонд охраны природы при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  • областные и Минский городской внебюджетные фонды охраны природы;
  • районные и городские внебюджетные фонды охраны природы.

В 1996г. в фонды охраны природы  поступило около 880 млн.руб., и почти 2/3 средств фондов,  было израсходовано на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию очистных сооружений и полигонов для отходов, остальная часть на приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования, мероприятия по охране и воспроизводству животного и растительного мира, организацию мониторинга и ведение кадастров природных ресурсов, научные исследования в области охраны окружающей среды и т.п.

В 1997г. концентрировались  денежные ресурсы в сумме 1327,7 млн.руб.. Бюджетные фонды охраны природы в 1997 году образуются за счет налогов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; платежей за размещение отходов производства и потребления; средств, полученных за возмещение вреда, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства; штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства;  средств от реализации конфискованных орудий рыболовства, а так же от продажи незаконно добытой с их помощью продукции; средств от реализации конфискованных орудий охоты, а так же от продажи незаконно добытой с их помощью продукции; добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных.

Направления использования  средств бюджетных фондов охраны природы, для выдачи субъектам хозяйствования беспроцентных ссуд на:

  • оздоровление окружающей среды;
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • внедрение экологически чистых технологий;
  • строительство, техническое перевооружение, реконструкция и капитальный ремонт природоохранных объектов;
  • изучение природно-ресурсного потенциала Республики, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, охрана, воспроизводство и учет животного и растительного мира;
  • создание и обустройство заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, иных особо охраняемых природных территорий и объектов, а также ботанических, дендрологических и зоологических садов, восстановление и реконструкция старинных парков.

В 1998 году средства республиканского внебюджетного фонда охраны природы, стали проводиться через систему  Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь.

В 1998 – 1999 годах наблюдается  снижение бюджетного инвестирования ив экологическую сферу ввиду высокой  инфляции.

Поступления фондов постепенно увеличивались с 2000 года, когда они  находились на самом низком уровне за рассматриваемый период.

В 2000 году наблюдался самый  низкий уровень поступлений в  фонд охраны природы. Процесс восстановления начался в 2001 году вследствие сдерживания  инфляции и усовершенствования системы  сбора природоохранных платежей, за счет которых осуществляется пополнение средств фонда.

В дополнение к этому в 2001 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды начало вводить ограничения по выбросам, основанные на реальном объеме производства предприятий, а не их номинальной  мощностью. Результатом этого стали  более правдивые цифры поступления денежных средств в сумме 28325 млн.руб. Этому способствовало увеличение платежей и штрафов за превышение ограничений на загрязнение окружающей среды.

В 2002 году значительно увеличилось  количество поступлений денежных средств  и расходов фондов охраны природы. Сумма  равна 82376 и 74309 млн.руб. Произошло это за счет суммы, полученной в возмещение ущерба и от взимания штрафов за экологические правонарушения и платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов.

Поступления в фонды охраны природы увеличиваются как в 2003 году, так и в 2004 году. Растет также  количество расходов и составляют 163325 млн.руб. Направления использования средств таких как: внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, техническое перевооружение, реконструкция и капремонт природоохранных объектов.

В 2005 году и по настоящее  время действует трехуровневая  система фонда охраны природы:

  • Республиканский фонд охраны природы, распорядителем которого является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • шесть областных и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • городские и районные фонды охраны природы, действующие при местных инспекциях природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В 2006-2012 годах вводиться ряд экономических инструментов, включая платежи за загрязнение, налоги на использование природных ресурсов и коммунальные платежи для обеспечения деятельности служб муниципальной природоохранной инфраструктуры, которые обеспечивают поступление средств в фонды охраны природы. Средства внебюджетных фондов охраны природы за период 2006-2012 года расходуется на:

  • разработку проектов нормативных актов и нормативных документов по стандартизации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • на создание новых видов природоохранных техники и технологий;
  • создание автоматизированных систем мониторинга и технических средств, для них;
  • разработку компьютерных программ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • ведение кадастров природных ресурсов и мониторинга окружающей среды;
  • государственного учета объектов, воздействующих на окружающую среду;
  • мероприятия, предупреждающие негативные социально-экономические последствия нарушения природоохранного законодательства на определенной территории (озеленение, борьба с шумом, улучшение водоснабжения населения и т.д.).

                              

 

 

 

 

 

2. Экологические платежи мировой практики регулирования рационального природопользования.

2.1. Экологическая политика и использование природных ресурсов

 

Целью экологической политики является улучшение качества окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, эффективное использование природных  ресурсов при сохранении целостности  природных комплексов, в том числе  уникальных.

Роста эффективности использования  природных ресурсов намечается достичь  путем повышения технологического уровня их добычи и переработки.

Улучшение экологической обстановки будет достигнуто с учетом использования  наилучших доступных технических  методов при строительстве новых  предприятий и модернизации действующих, соблюдения субъектами хозяйствования природоохранных требований, нормативов и ограничений. Проведение превентивных организационно-технических мер  в сфере производства, развитие системы  экологического страхования обеспечат  минимизацию вреда, причиняемого окружающей среде в результате катастроф  техногенного и природного характера.

К субъектам хозяйствования, осуществляющим мероприятия по сокращению объемов  образования отходов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, наряду с административными  методами управления будут применяться  методы экономического стимулирования. Совершенствование системы платежей за выбросы парниковых газов, создание национальной системы торговли выбросами  парниковых газов позволят предупредить возникновение экологических угроз, связанных с увеличением выбросов парниковых газов в атмосферу, антропогенным  изменением климата.

Получит дальнейшее развитие Национальная система мониторинга окружающей среды на основе внедрения прогрессивных  технологий наблюдения, получения и  представления экологической информации.

Государственная политика в области  сохранения биологического и ландшафтного разнообразия будет направлена на развитие сети особо охраняемых природных  территорий, регулирование рекреационных  нагрузок на экосистемы, используемые для агроэкотуризма.

Для дальнейшего формирования экологической  культуры населения будет совершенствоваться система образования, стимулироваться  развитие местных природоохранных  инициатив.

Реализация экологической политики по названным направлениям позволит снизить негативное воздействие  хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, создать  экономические стимулы для применения инновационных технологий в сфере  природопользования.

Минерально-сырьевые ресурсы. Политика в сфере недропользования направлена на максимальное обеспечение потребностей экономики страны в минеральном сырье за счет собственных ресурсов при минимизации негативного воздействия на окружающую среду, уменьшение зависимости от импорта минерального сырья, наращивание экспорта традиционных и новых его видов.

Основными задачами являются продолжение  работ по геологическому изучению недр, расширению запасов и увеличению объемов добычи востребованных полезных ископаемых, развитие топливно-энергетического  потенциала путем освоения месторождений  бурых углей и горючих сланцев, создание благоприятных условий  для привлечения иностранных  инвестиций, участие Беларуси в разработке полезных ископаемых за рубежом.

Планируется проведение региональных геологоразведочных, геологосъемочных работ по выявлению перспективных видов полезных ископаемых. Предусматривается детальная разведка месторождений нефти на территории Припятского прогиба, бурых углей – на Тонежском, горючих сланцев – на Туровском месторождениях, кварцевых песков – на месторождениях «Бережное» или «Городное», цементного сырья в целях восполнения погашенных запасов для действующих предприятий и нового цементного завода, пресных подземных и минеральных вод.

В 2011–2015 годах на базе подготовленных к промышленному освоению месторождений полезных ископаемых намечается построить ряд новых промышленных предприятий, в том числе с привлечением значительных объемов иностранных инвестиций. Среди них: завод по производству кальцинированной соды и цементный завод в Гомельской области, кирпичный завод и горно-обогатительный комбинат по производству высокомарочного стекла в Брестской области и другие.

Предусматривается создание новых  производств по добыче и розливу  питьевых вод высокого качества для  расширения экспорта бутилированных вод  и обеспечения качественной продукцией населения страны.

В целях комплексного эффективного освоения месторождений калийных солей  предполагается внедрение современных  методов и технологий их добычи и  переработки (подземное растворение  и выщелачивание). В условиях завершающей  стадии разработки большинства месторождений  нефти будут внедряться новые  технологии добычи.

В результате проведения геологоразведочных работ планируется обеспечить прирост  запасов нефти промышленных категорий  в количестве 5,7 млн. тонн, бурого угля – 100 млн. тонн, горючих сланцев – 200 млн. тонн, калийно-магниевых солей  – 75 млн. тонн, сырья для производства цемента (мергельно-меловых и глинистых  пород) – около 420 млн. тонн, минеральных  вод – 50 куб. метров в сутки.

Информация о работе Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь