Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

В 1990 г. Был впервые учреждён целевой внебюджетный фонд охраны природы в Республике Беларусь, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992г.), который четко определил следующие важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:
республиканский и местные бюджеты;

Содержание

1.Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь за период 1991-2012гг.…………………………………………………
2.Экологические платежи мировой практики, регулирование рационального природопользования……………………………………………………………….
2.1.Экологическая политика использования природных ресурсов……………..
2.2.Виды платежей и порядок определения их размеров………………………..
2.3.Регулирование рационального природопользования………………….....
2.4.Анализ эколого-экономической системы России……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат2.docx

— 190.27 Кб (Скачать)

Открытые  карьерные способы разработки полезных ископаемых имеют ряд преимуществ  перед шахтной добычей по степени  максимального использования сырья, но приводят к утрате плодородия почв. Оптимальным при этом является сочетание  открытых разработок с рекультивацией земель и восстановлением их плодородия.

Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода полезной продукции  основан на снижении количества образующихся отходов в процессе производства, т.е. на более полном использовании  одного и того же количества исходного  сырья. Он предлагает прирост продукции  не за счет вовлечения в использование  новых масс природных ресурсов, а  за счет более полного использования  путем ресурсосбережения и совершенствования  технологического процесса.

Принцип гармонизации отношений природы  и производства решается на создании и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических  систем, представляющие собой совокупность какого-либо производства и взаимодействующих  с ним элементов природной  среды и обеспечивающих, с одной  стороны, высокие производственные показатели, а с другой – поддерживание  в зоне своего внимания благоприятной  экологической обстановки, максимально  возможное сохранение и воспроизводство  естественных ресурсов. В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных и опасных ситуаций, а также реализации мер по их предотвращению. Система имеет службу управления, задачей которой является своевременное выявление возможных вредных воздействий и внесение необходимых коррективов в тот или иной компонент системы (производство или окружающую среду). Если обнаружено ухудшение состояния окружающей предприятие природной среды, служба управления принимает решение о необходимости остановить производственный процесс, уменьшив при этом объемы выбросов и сбросов.

Своевременное и точное обнаружение опасных  ситуаций достигается непрерывным  сбором информации о состоянии окружающей среды. С помощью наблюдений за её изменениями, вызванные антропогенными причинами, что позволяет прогнозировать их развитие.

Такие системы  носят название мониторинга (от греческого «монитор» впередсмотрящий). Самые  простые функции этих систем заключаются  в контроле загрязнения воздуха, почвы, воды, в наблюдениях за состоянием живых организмов, а непосредственно на предприятии – в контроле стоков и пылегазовых выбросов. Получаемая информация анализируется руководством предприятия, принимающим необходимые технические решения.

Принцип комплексного использования природных  ресурсов и концентрации производства заключается в том, что на базе имеющихся в данном экономическом  районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются территориально-производственные комплексы, которые позволяют более  полно использовать указанные ресурсы, и тем самым снизить вредную нагрузку на окружающую среду. Такие территориально-производственные комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной и социальной инфраструктурой (коммуникациями, потоками вещества и энергии, системой здравоохранения, сферой культуры) и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Анализ эколого-экономической  системы России.

 

Существует множество  теорий, рассматривающих взаимодействие общества и природы. В одних теориях  обращается внимание на экологические  аспекты взаимодействия общества и  природы, в других – на обеспеченность производства природными ресурсами. Методология  системного подхода позволяет рассмотреть  исследуемые объекты как определенные целостные образования, состоящие  из элементов, взаимодействующих друг с другом. Институциональный подход рассматривает сложные трудноразрешимые противоречия и способы их преодоления  через функционирование институтов. Возрастающая экологизация экономической теории, стремления исследователей учитывать экологические последствия экономических действий путем синтезирования теорий предполагают обнаружение концептуального единства между двумя подходами, открытие новой объединяющей идеи, принципа или метода, с помощью которых ранее обособленные теории оказываются взаимосвязанными.

Применение системно-институционального подхода как междисциплинарного направления позволяет наиболее детально рассмотреть изменения, происходящие в период трансформации эколого-экономической  системы России. Эти преобразования создают объективные предпосылки  к развитию кризисной ситуации, что  в свою очередь определяет необходимость  регулирования отношений через  институты.

Целью функционирования институтов эколого-экономической системы является необходимость удовлетворения растущих потребностей общества путем решения  триединой задачи: рационального  природопотребления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала при сохранении качества окружающей среды. Специфика функционирования институтов в рамках эколого-экономической системы заключается в том, что они призваны регулировать эколого-экономические отношения, в которые вступают хозяйствующие субъекты, и согласовывать их противоречивые интересы методом их экологизации, т.е. путем трансформации формальных институтов рационального природопользования в неформальные, обеспечивающие реальную эколого-экономическую устойчивость.

Характер деятельности институтов эколого-экономической системы определяется эффективностью осуществления присущих им функций при реализации интересов  на современном этапе развития (рис. 1).

Функционирование институтов ЭЭС хорошо проявляется при анализе  институциональной состоятельности  рынка и государства. Рынок, как  институт, проявляет координационную, перераспределительную, трансакционную и компенсационную функции через действия объективных экономических законов присвоения, производства, потребления и накопления. Рынок не может эффективно решать триединую задачу обеспечения устойчивости эколого-экономической системы в силу своей стихийности, поэтому основное бремя формирования институциональной среды возлагает на себя государство. Формируя соответствующие институты, оно в той или иной степени эффективно решает проблемы согласования противоречивых интересов субъектов на всех стадиях процесса общественного воспроизводства.

Рис. 1. Реализация функций институтов ЭЭС

 

Институционализация эколого-экономических  отношений, проявляющаяся через  взаимосвязь экологических и  экономических интересов, представляет собой процесс становления новых, преобразования уже существующих формальных институтов в неформальные, способствующие экологизации экономических интересов и устранению неэффективных, устаревших правил и норм поведения хозяйствующих субъектов, превращающихся в источник оппортунизма и среду формирования институциональных ловушек.

Роль эффективных институтов эколого-экономической системы заключается  в согласовании противоречивых интересов, взаимодействие которых осуществляется в рамках диалектического единства и борьбы противоположностей, проявляющихся  на разных этапах развития производственных отношений.

Такой подход к анализу  институтов эколого-экономической  системы позволяет выявить базовое  противоречие, которое заключается  в разнонаправленности экономических  интересов в скорейшем и расширенном  потреблении природных ресурсов, даже путем ухудшения качества окружающей среды и снижения уровня жизни, и  экологических интересов в рационализации их использования, воспроизводстве, обеспечении  реального роста качества жизни  за счет улучшения экологической  ситуации и сохранении окружающей среды  для будущих поколений.

Для выявления природы  экологических и экономических  интересов в рамках институциональной  среды, определения их логической системной  структурированности необходимо проанализировать суть явления, смежного с интересами уровня предметности – потребностей.

Процесс институционализации  эколого-экономического развития обусловлен тем, что под воздействием НТП  по мере насыщения традиционных материальных потребностей человека, роста уровня его квалификации все большее  место в его жизнедеятельности  начинают занимать «нетрадиционные» потребности. Человек начинает предъявлять повышенные требования к условиям окружающей его  среды и жизнедеятельности. Смена  потребностей ведет к смене системы  интересов, в которой все в  большей степени возрастает доля экологической составляющей.

Чтобы понять степень взаимодействия интересов в ЭЭС, мы предлагаем рассмотреть  экономические и экологические  интересы как отдельные категории.

Экономический интерес обуславливает  направленность экономических агентов  вступать во взаимодействия с контрагентами, отношения с которыми обеспечивают реализацию интереса. Экономические  интересы в процессе своей реализации предполагают обеспечение присвоения средств производства и продуктов труда, улучшение качества продукции, экономический рост, эффективность производства.

В связи с обострением  противоречий взаимодействия общества и природы экономические интересы все более экологизируются. Снижение качества среды и истощение ресурсов наносят ущерб здоровью людей и снижают эффективность хозяйственной деятельности. В то же время в России с 2000 по 2007 г. наблюдается рост ВВП в 4,52 раза и природоохранных инвестиций в 3,44 раза. Удельный вес инвестиций на охрану окружающей среды от общего значения ВВП сократился с 0,31 до 0,23%, что свидетельствует о недостаточном учете экологических требований в развитии ЭЭС. Все это стимулирует становление осознанной мотивации в усилении природоохранной деятельности.

Определяем экологический  интерес как форму проявления общественной потребности в сохранении природных ресурсов, здоровой и благоприятной  окружающей среде для обеспечения  безопасной жизнедеятельности и  роста качества жизни населения.

Общественная реализация экологических интересов осуществляется только после осознания их первичности  по отношению к экономическим, а  это происходит, как правило, на том  историческом этапе, когда экономический  рост перестает ассоциироваться  с улучшением качества жизни. Реализация экологического интереса возможна только путем трансформации установленных обществом формальных институтов в неформальные – в традиции, моральные нормы и привычки экологически ориентированного поведения. Именно этот процесс представляет наибольшую трудность при формировании институциональной среды эколого-экономических отношений.

Экологические и экономические  интересы являются разнонаправленными, разновекторными интересами, но в то же время элементами эколого-экономической системы, основное направление развития которой определяет институциональная среда путем отбора наиболее эффективных институтов. Среда ограничивает процесс размещения ресурсов, содействует выявлению новых возможностей использования существующих и создания новых ресурсов. Она составляет экзогенную предсказуемую среду, сигналами которой руководствуются участники трансакций в процессе реализации своих экологических и экономических интересов.

В условиях развития рыночных отношений в процессе взаимодействия экологических и экономических  интересов возникает множество  противоречий:

– между общественным характером происхождения ресурсов и стремлением индивида к их частному присвоению, использованию и потреблению на праве частной собственности;

– между личной заинтересованностью индивида максимально расширять частное ресурсопотребление и общественным интересом в рациональности природопользования, бережном и экономичном использовании ресурсов, по причине их абсолютной ограниченности на планете;

– между частным интересом минимизировать издержки, связанные с необходимостью охранять природу, и общественной заинтересованностью в максимальном сохранении природопользователем качества среды, обеспечении ее безопасности для людей.

Процесс преодоления противоречий между экономическими и экологическими интересами хозяйствующих субъектов  является источником развития и совершенствования  эколого-экономической системы.

Автором эколого-экономическая  система характеризуется как  совокупность отношений между субъектами по поводу реализации экономических  и экологических интересов, т.е. осознанных и реализуемых потребностей в  эффективном использовании природно-ресурсного потенциала для целей экономического роста и повышения качества жизни  населения. Структурно эколого-экономическая  система состоит из двух подсистем: экологической и экономической (рис. 2).

Рис. 2. Институционализация эколого-экономической системы

 

Для согласования взаимодействий и преодоления противоречий как  внутри подсистем, так и между  ними, необходимо институционализировать их взаимоотношения через формирование или совершенствование рыночных и нерыночных институтов. Законы государства, нормативы и стандарты представляют формально установленные правила, а рыночные закономерности деятельности, традиции, обыкновения – неформально существующие в обществе.

Современный механизм согласования экологических и экономических  интересов представляет собой сложный  комплекс государственных и рыночных ограничителей. Государство и рыночный сектор, не сливаясь и не противодействуя  друг другу, образуют институциональную  среду, в которой они выполняют  особые, предназначенные каждому  из них функции и обуславливают  дееспособность друг друга.

Проблемы развития эколого-экономической  системы связаны с реализацией  интересов субъектов хозяйствования через существующие институты. В  качестве основных институтов ЭЭС мы рассматриваем собственность в  разных формах, рынок как доминирующую на определенном этапе развития общества систему экономических отношений, фирму как ее ключевое звено, государство  с его социально-экономическими функциями.

Рынок предстает как институционально оформленное пространство, в котором  взаимодействия актеров определены объективными законами и способом присвоения и распределения ресурсов, основанном на праве частной собственности, и определяющее структуру управления и формы обмена. В рамках ЭЭС это проявляется как усиление противоречий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов, стремящимися к частному присвоению редких ресурсов, и экологическими интересами всех людей в обеспечении безопасности своей жизнедеятельности и равенству доходов. Тем самым порождается неравенство, которое закрепляется во всем, в том числе и в праве собственности на истощимые ресурсы природы. Нерегулируемый рынок разрушает динамическое равновесие ЭЭС, деформирует ее и приводит к катастрофе.

Информация о работе Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь