Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:43, реферат
В 1990 г. Был впервые учреждён целевой внебюджетный фонд охраны природы в Республике Беларусь, а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992г.), который четко определил следующие важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:
республиканский и местные бюджеты;
1.Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь за период 1991-2012гг.…………………………………………………
2.Экологические платежи мировой практики, регулирование рационального природопользования……………………………………………………………….
2.1.Экологическая политика использования природных ресурсов……………..
2.2.Виды платежей и порядок определения их размеров………………………..
2.3.Регулирование рационального природопользования………………….....
2.4.Анализ эколого-экономической системы России……………………………
Открытые
карьерные способы разработки полезных
ископаемых имеют ряд преимуществ
перед шахтной добычей по степени
максимального использования
Принцип
опережения темпов заготовки и добычи
сырья темпами выхода полезной продукции
основан на снижении количества образующихся
отходов в процессе производства,
т.е. на более полном использовании
одного и того же количества исходного
сырья. Он предлагает прирост продукции
не за счет вовлечения в использование
новых масс природных ресурсов, а
за счет более полного использования
путем ресурсосбережения и
Принцип гармонизации отношений природы и производства решается на создании и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических систем, представляющие собой совокупность какого-либо производства и взаимодействующих с ним элементов природной среды и обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой – поддерживание в зоне своего внимания благоприятной экологической обстановки, максимально возможное сохранение и воспроизводство естественных ресурсов. В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных и опасных ситуаций, а также реализации мер по их предотвращению. Система имеет службу управления, задачей которой является своевременное выявление возможных вредных воздействий и внесение необходимых коррективов в тот или иной компонент системы (производство или окружающую среду). Если обнаружено ухудшение состояния окружающей предприятие природной среды, служба управления принимает решение о необходимости остановить производственный процесс, уменьшив при этом объемы выбросов и сбросов.
Своевременное и точное обнаружение опасных ситуаций достигается непрерывным сбором информации о состоянии окружающей среды. С помощью наблюдений за её изменениями, вызванные антропогенными причинами, что позволяет прогнозировать их развитие.
Такие системы носят название мониторинга (от греческого «монитор» впередсмотрящий). Самые простые функции этих систем заключаются в контроле загрязнения воздуха, почвы, воды, в наблюдениях за состоянием живых организмов, а непосредственно на предприятии – в контроле стоков и пылегазовых выбросов. Получаемая информация анализируется руководством предприятия, принимающим необходимые технические решения.
Принцип
комплексного использования природных
ресурсов и концентрации производства
заключается в том, что на базе
имеющихся в данном экономическом
районе сырьевых и энергетических ресурсов
создаются территориально-
2.4.Анализ эколого-
Существует множество
теорий, рассматривающих взаимодействие
общества и природы. В одних теориях
обращается внимание на экологические
аспекты взаимодействия общества и
природы, в других – на обеспеченность
производства природными ресурсами. Методология
системного подхода позволяет рассмотреть
исследуемые объекты как
Применение системно-
Целью функционирования институтов
эколого-экономической системы
Характер деятельности институтов
эколого-экономической системы
Функционирование институтов
ЭЭС хорошо проявляется при анализе
институциональной
Рис. 1. Реализация функций институтов ЭЭС
Институционализация эколого-экономических
отношений, проявляющаяся через
взаимосвязь экологических и
экономических интересов, представляет
собой процесс становления
Роль эффективных институтов
эколого-экономической системы
Такой подход к анализу
институтов эколого-экономической
системы позволяет выявить
Для выявления природы экологических и экономических интересов в рамках институциональной среды, определения их логической системной структурированности необходимо проанализировать суть явления, смежного с интересами уровня предметности – потребностей.
Процесс институционализации эколого-экономического развития обусловлен тем, что под воздействием НТП по мере насыщения традиционных материальных потребностей человека, роста уровня его квалификации все большее место в его жизнедеятельности начинают занимать «нетрадиционные» потребности. Человек начинает предъявлять повышенные требования к условиям окружающей его среды и жизнедеятельности. Смена потребностей ведет к смене системы интересов, в которой все в большей степени возрастает доля экологической составляющей.
Чтобы понять степень взаимодействия интересов в ЭЭС, мы предлагаем рассмотреть экономические и экологические интересы как отдельные категории.
Экономический интерес обуславливает направленность экономических агентов вступать во взаимодействия с контрагентами, отношения с которыми обеспечивают реализацию интереса. Экономические интересы в процессе своей реализации предполагают обеспечение присвоения средств производства и продуктов труда, улучшение качества продукции, экономический рост, эффективность производства.
В связи с обострением
противоречий взаимодействия общества
и природы экономические
Определяем экологический интерес как форму проявления общественной потребности в сохранении природных ресурсов, здоровой и благоприятной окружающей среде для обеспечения безопасной жизнедеятельности и роста качества жизни населения.
Общественная реализация
экологических интересов
Экологические и экономические интересы являются разнонаправленными, разновекторными интересами, но в то же время элементами эколого-экономической системы, основное направление развития которой определяет институциональная среда путем отбора наиболее эффективных институтов. Среда ограничивает процесс размещения ресурсов, содействует выявлению новых возможностей использования существующих и создания новых ресурсов. Она составляет экзогенную предсказуемую среду, сигналами которой руководствуются участники трансакций в процессе реализации своих экологических и экономических интересов.
В условиях развития рыночных отношений в процессе взаимодействия экологических и экономических интересов возникает множество противоречий:
– между общественным характером происхождения ресурсов и стремлением индивида к их частному присвоению, использованию и потреблению на праве частной собственности;
– между личной заинтересованностью индивида максимально расширять частное ресурсопотребление и общественным интересом в рациональности природопользования, бережном и экономичном использовании ресурсов, по причине их абсолютной ограниченности на планете;
– между частным интересом минимизировать издержки, связанные с необходимостью охранять природу, и общественной заинтересованностью в максимальном сохранении природопользователем качества среды, обеспечении ее безопасности для людей.
Процесс преодоления противоречий между экономическими и экологическими интересами хозяйствующих субъектов является источником развития и совершенствования эколого-экономической системы.
Автором эколого-экономическая
система характеризуется как
совокупность отношений между субъектами
по поводу реализации экономических
и экологических интересов, т.е. осознанных
и реализуемых потребностей в
эффективном использовании
Рис. 2. Институционализация эколого-экономической системы
Для согласования взаимодействий и преодоления противоречий как внутри подсистем, так и между ними, необходимо институционализировать их взаимоотношения через формирование или совершенствование рыночных и нерыночных институтов. Законы государства, нормативы и стандарты представляют формально установленные правила, а рыночные закономерности деятельности, традиции, обыкновения – неформально существующие в обществе.
Современный механизм согласования экологических и экономических интересов представляет собой сложный комплекс государственных и рыночных ограничителей. Государство и рыночный сектор, не сливаясь и не противодействуя друг другу, образуют институциональную среду, в которой они выполняют особые, предназначенные каждому из них функции и обуславливают дееспособность друг друга.
Проблемы развития эколого-экономической
системы связаны с реализацией
интересов субъектов
Рынок предстает как институционально оформленное пространство, в котором взаимодействия актеров определены объективными законами и способом присвоения и распределения ресурсов, основанном на праве частной собственности, и определяющее структуру управления и формы обмена. В рамках ЭЭС это проявляется как усиление противоречий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов, стремящимися к частному присвоению редких ресурсов, и экологическими интересами всех людей в обеспечении безопасности своей жизнедеятельности и равенству доходов. Тем самым порождается неравенство, которое закрепляется во всем, в том числе и в праве собственности на истощимые ресурсы природы. Нерегулируемый рынок разрушает динамическое равновесие ЭЭС, деформирует ее и приводит к катастрофе.
Информация о работе Анализ формирования и деятельности фондов охраны природы Республики Беларусь