Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа
Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.
1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.
- Вкусно? Это мёд!
- А вы знаете откуда берётся мёд?
Да его собирают пчёлы, но не для людей, а для себя. Пчёлы делают запасы на зиму и всю зиму его едят. Ведь пчёлы зимой не спят, как медведи, а цветов в это время года нет. Мёд едят не только взрослые пчёлы, но и их личинки, из которых потом появляются маленькие пчёлки. Люди забирают у пчёл не весь мёд, а только его часть. Мёда хватает всем и людям и пчёлам. Люди делают для пчёл специальные домики – ульи. В каждом живёт большая дружная пчелиная семья. В ней есть королева (матка) и очень много (тысячи) рабочих пчёл и трутней. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Людей, которые ухаживают за пчёлами на пасеке, называют пчеловодами.
- Как они это делают?
Если погода пасмурная и долго идут дожди, пчёлы не могут лететь за кормом и тогда люди дают пчёлам сладкий сахарный сироп. Если пчёлы заболеют, им дают лекарство. На зиму ульи убирают в тёплый подвал.
- Хотите стать пчеловодами?
Но есть и дикие пчёлы.
- Вспомните в каких мультфильмах они встречаются?
Правильно в “Маугли”, в мультике о Вини-Пухе. Там о пчёлах никто не заботится. Живут они также большими семьями в дуплах деревьев, в скалах.
Пчёл очень много , но в их семье всегда порядок.
- Как же они понимают друг друга, не умея разговаривать? Как вы думаете?
А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем “рассказывает” другим пчёлам сколько там корма: много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчёлы, танцуя, делают круги маленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху определяют, какой цветок нужно искать.
Динамическая пауза
Воспитатель:
Давайте
превратимся в маленьких
Воспитатель
Мёд не только вкусный, но и полезный. В нём есть витамины. А ещё пчёлы делают прополис. Им поласкают горло, если оно заболит.
- А вас когда-нибудь пчела жалила?
Да пчела может ужалить, она так защищается. Но даже пчелиный яд является лекарством. Из него делают мази, крема и натирают больные ноги.
У пчелы особая яркая раскраска. Овальное туловище жёлтого цвета с чёрными полосками. Цвет пчелы защищает её от врагов, как и её жало, которое находится на конце брюшка.
Сегодня мы с вами познакомились с пчелой. Узнали где и как она живёт, кто о ней заботится, как она выглядит и какую пользу приносит людям.
На следующем занятии мы с вами узнаем от чего зависит вкус мёда и кто помогает нам выращивать богатый урожая ягод, фруктов, овощей.
Занятие 2
Воспитатель
- Ребята, отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- Да это пчела. Вкус, цвет мёда зависит от того, с каких цветов пчёлы собирают нектар и пыльцу. Пчёлы различают очень много цветов. А вы? Давайте поиграем в игру “Что? Где? Когда?” (Перед детьми лежат карточки с изображением цветов. Дети берут их и рассказывают о них: название, место произрастания, время цветения)
- Ребята,
подойдите поближе к столу.
Давайте внимательно
- Что вы видите?
- Да, лапки
пчелы покрыты мелкими
- А сейчас рассмотрим через лупу наш цветок (зимой можно использовать комнатное цветущее растение, предварительно обсыпав его пудрой, имитируя пыльцу).
- Что вы видите?
- В середине цветка рассыпана мука – это пыльца. Когда летом вы нюхаете одуванчик, пыльца остаётся на руках и на носу.
- Сейчас
мы как пчёлки попробуем
- Что вы увидели на ней?
- Да
к ней прилипла пыльца нашего
цветка. Точно так же пчела
садится на цветок и к её
маленьким лапкам прилипает
- Кто порхает над цветами и опыляет их?
- Да, шмели, осы, бабочки.
Это
благодаря им мы едим сочные, вкусные
ягоды, фрукты. Наслаждаемся красотой
природы. Закончить занятие я хочу стихотворением
Б.Заходера “Про всех на свете”.
Все, все,
Все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все
Все на свете
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны!
Я думаю, что после наших занятий пчёлы станут вашими лучшими друзьями.
Рисование “Пчёлы летят на цветочную поляну”
Программное содержание
Расширять представление детей о пчёлах, их жизни в весеннее-летний период. Продолжать учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности пчёл; работать над композицией рисунка – равномерно располагать изображение на всём листе, знакомить детей с организацией ритма на изобразительной плоскости. Развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы мысленно представить содержание своего рисунка). Побуждать детей высказывать своё личное мнение по поводу увиденного в рисунках других детей. Воспитывать любовь к природе.
Материал.
У воспитателя изображение пчёл (художественные фотографии, рисунки, иллюстрации), фланелеграф, фигурки пчёл и цветов для фланелеграфа, аудиозапись (Н.Римский-Корсаков “Полёт шмеля”). У детей тонированные листы бумаги (голубой цвет), гуашь, кисти.
Ход занятия
Воспитатель
Дети, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на весеннем зелёном лугу. Светит солнце, пахнет зацветающими растениями. Прислушайтесь. Слышите гудение? Открывайте глаза. Кого вы увидели, что же там гудит на зелёном лугу, где зацветают цветы?
Чёрные чернички
В маленькой темничке
Сеточку плетут
Сласть в неё кладут. (Пчёлы, улей, соты) [3]
Дети отгадывают загадку. В случае затруднения воспитатель задаёт им наводящие вопросы.
Воспитатель показывает изображение пчёл.
Воспитатель
- Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела! А для того, кто заболел, мёд – первое лекарство. Кто пил молоко с мёдом во время болезни? (ответы детей ). Какая окраска у пчелы? А посмотрите, какие прозрачные крылышки у пчелы с сетчатым рисунком. Когда насекомое садится на цветок, они сверкают на солнышке. А на кого похожа пчела, на какое другое насекомое (на осу, на шмеля).
Педагог включает магнитофон. Звучит фрагмент музыкального произведения Н.Римского-Корсакова “Полёт шмеля”. Педагог предлагает детям послушать музыку и подумать над тем, быстро ли медленно летит шмель, пчела, летит вверх или вниз. Затем просит ребят представить себя маленькими пчёлками и полетать вокруг пчелы мамы (воспитатель), пожужжать “жу-жу-жу” и присесть на цветы (стулья).
Воспитатель предлагает детям нарисовать пчёл, летящих собирать нектар с цветов. Педагог задаёт вопросы:
- На какую форму похоже брюшко пчелы?
- А головка?
- Сколько у пчелы ног? Усов?
- Как изобразить крылышки-сеточки?
- Как
нарисовать пчелу, которая
- Как
пчёлы могут лететь за
Комментарии педагога к ответам детей:
Вылетают из улья, летят упорядоченно, друг за другом, строем. Вот порядок летящих пчёл нарушается. Сначала одна пчела закружилась над цветком, затем другую привлёк необычный цветочный аромат. Теперь все пчёлы кружатся над цветочной поляной, разлетаются в разные стороны. Каждая пчела выбирает себе понравившийся цветочек и садится на него. Характер пчелиного полёта становится беспокойным.
Воспитатель предлагает детям выложить на фланелеграфе характер полёта пчёл в начале пути из улья, затем разлетающихся по очереди из пчелиного роя и летающих над поляной в поисках нужного цветка. Дети выполняют задания по выбору, рассказывают, какой характер полёта пчёл будут изображать на своём листе.
Педагог предлагает детям начать индивидуальную практическую работу “Пчёлы летят на цветочную поляну”. Во время практической работы звучит музыка Н.Римского-Корсакова “Полёт шмеля”.
По
мере выполнения рисунков, педагог
обращает внимание детей на выбор
цвета для брюшка пчелы, для крыльев,
цветов, облаков. Педагог нацеливает
деятельность детей на создание своей
композиции. Для этого спрашивает
о замысле своего рисунка (Это
большая пчела летит к
После завершения работы, рисунки прикрепляют к доске. Педагог задаёт вопросы:
- На каком рисунке пчела самая весёлая? Или задумчивая?
- Где самая большая и неуклюжая пчела?
- Где
молодые пчёлки играют в
- Где
серьёзные пчёлы летят на
- Как бы вы назвали свой рисунок?