: Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Содержание

1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.

Работа содержит 1 файл

экология для оли.docx

— 67.63 Кб (Скачать)

Тема: Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

План:

  1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
  2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
  3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
  4. Опыт с детьми по избранной теме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей  яркостью, многообразием, динамичностью.

     Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что  он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так  дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

     Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в  природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести  детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для  их умственного и словесного развития.

     Экологическому  образованию дошкольников в последнее  время уделяется особое внимание. Экологическая культура дошкольника  может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется  живой интерес и развивается  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, природному миру.

     Для полноценного восприятия окружающей детей  природы в дошкольных учреждениях  должны создаваться специальные  условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка  к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного  от общения с объектами природы. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников

  В предметное окружение ребенка-дошкольника  входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы  неизбежно - это естественный процесс  познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную  научную основу. В настоящее время  происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении  людей, вытесняется новым - экологическим  -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

  Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни  и учения человека. Начало же этого  процесса падает на период дошкольного  детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического  взаимодействия с предметно-природной  средой.

  Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при  котором педагогический процесс  опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия  являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей  дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это  понятие "экология": что за ним  стоит, какая наука имеется в  виду.

  Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении "экологии". Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

  Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:

  1) отдельно взятого организма со  средой обитания (аутэкология);

  2) популяций разных видов растений  и животных с занимаемым ареалом  (демэкология);

  3) сообществ живых организмов со  средой совместного их проживания (синэкология).

  Учитывая  специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы  биологической экологии в разной степени могут служить научной  основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий  и экологического фактического материала  являются два момента: их наглядная  представленность и возможность  включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают  наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут  обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

  Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами  природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через  книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его  задача - расширить и дополнить  те впечатления, которые ребенок  получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

     Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

     В дошкольном учреждении могут быть любые  животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

• безопасны  для жизни и здоровья детей  и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные  и непредсказуемые в своем  поведении животные);

• неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Насекомые как единица живой  природы. Сущность экологических  понятий живой  организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные  приспособление организма  к среде его  обитания, их адаптация  дошкольному возрасту.

     Самым подходящим является раздел  аутэкологии – дети окружены  конкретными, отдельно взятыми  живыми организмами. Комнатные  растения и растительность на  улице (возле дома, на участке  детского сада), домашние и декоративные  животные, птицы и насекомые, обитающие  повсеместно, могут быть представлены  ребенку с экологических позиций  – в их непосредственном взаимодействии  со средой обитания. Взрослый  ставит цель показать это взаимодействие  и прослеживает с дошкольниками:  что составляет условия жизни  растений и животных, как они  взаимодействуют с этими условиями.  Итак, первое экологическое понятие,  которое может быть использовано  при построении методики, это  понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.

     Следующее важное понятие из  раздела аутэкологии – морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания – по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и, в целом, знание о приспособленности, демонстрирование на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребенка также привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений.

     Конкретизация первого понятия  является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены, какими свойствами они обладают.

     Названные понятия выражают первую  – и главную – экологическую  идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Рассмотрим пример.

     Белка – лесной зверек, сведения  о котором дети получают в  дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребности в пище, воздухе, тепле и др., которые может удовлетворить лишь в своей среде обитания – смешанном или хвойном лесу. Среда обитания белки – это:

  • Твердый субстрат деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;
  • Разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;
  • Растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, желуди, семена ели, грибы и пр.);
  • Другие животные леса, среди которых хищники – враги белки;
  • Сезонно меняющиеся температурные условия.

     Белка обладает хорошей морфофункциональной приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки, значимым для нашего обсуждения, относятся следующие:

  • Острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;
  • Сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;
  • Длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;
  • Острые, самозатачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;
  • Линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

     Эти приспособительные особенности  позволяют белке легко передвигаться  по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов, делать гнездо  и выращивать потомство, оставаться  оседлым животным, несмотря на  сезонные перепады температуры.  Таким образом, осуществляется  взаимосвязь белки со средой обитания.

Информация о работе : Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми