Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа
Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.
1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.
Данное экологическое
В построении педагогического
процесса могут быть
Эта закономерность
Это
закономерное явление,
Например, в группу летающих (или наземно-воздушных) животных, которых могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигаться в воздушной среде, и ноги для передвижения по твердому субстрату; кроме того, они одновременно могут попасть в поле зрения ребенка. Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков: вытянутое, малорасчлененное тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и пр. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда или озера.
Познание детьми ковергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволяет упорядочить их знания и представления о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут изучать научные основы экологии в школе.
В дошкольном учреждении
Итак, целый ряд понятий биоэкологи
и некоторые экологические
Помимо обозначенных явлений
в методику можно ввести факты,
Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование. Охарактеризуем кратко названные методы.
Сущность
наблюдения заключается в чувственном
познании природных объектов, в познании
их через различные формы
Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях (представители данного класса, как правило, небольшие по размеру), а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.
Уже с детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий ― небольшое жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть насекомое, наблюдать за ним более длительное время, выяснить, как усваиваются детьми знания и правила обращения с этим насекомым.
Наблюдения
ведутся в той же последовательности,
что и при знакомстве с представителями
предыдущих классов: важно сначала
познакомить ребят с
Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых ― ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии. Программное содержание такого наблюдения может быть следующим: на основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука, учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука ― сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще не ползает).
Правильно называть части тела насекомого, его характерные особенности. Воспитывать у детей познавательный интерес к насекомым.
Во время прогулки дети рассматривают бабочек. Уточняют ― бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка ― небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Педагог показывает, как нужно осторожно брать насекомое в руки, чтобы не причинить ему вреда. Объясняет, что крылья у бабочки ― нежные, хрупкие, покрыты пыльцой и за них держать бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать, как бабочки перелетают с одного цветка на другой, обратить внимание ребят на то, что белую бабочку трудно разглядеть на белом цветке, а желтую ― на желтом.
Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.
Иногда дети затрудняются ответить на вопрос, есть ли ноги у насекомых. Тогда воспитатель предлагает рассмотреть ноги насекомых через лупу. Дети удивляются: «Такие маленькие, а так много ног. У птичек бывает две лапки, у кошек ― четыре, а у жука и бабочки ― много». Воспитатель подтверждает высказывания детей ― у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть, поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассмотрели усы жука и бабочки, отметили, что у жука (божьей коровки) усы короче. Сравнивая, дети устанавливали различие и в передвижении этих насекомых: «Бабочка не ползает, а жук ползает и летает».
Примерно по такой же методике уточняются представления детей о других насекомых. Хорошо знакомое детям насекомое целесообразно сравнить с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых.
Во время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в отличие от бабочки у стрекозы большие глаза и подвижная голова, длинное тело, продолговатые прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие.
Затем
педагог подчеркивает разницу в
образе жизни этих насекомых, связанную
с питанием: лапки стрекозы цепкие,
она крепко схватывает ими комаров,
мошек и на лету их съедает. Бабочка
питается травкой и соком растений.
Мошек она не ест. Такой характер
наблюдения подготавливает ребят к
решению в будущем более
В подготовительной к школе группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно брать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.
Опираясь на усвоенные на предшествующих занятиях знания, можно поставить новую задачу: обогатить представления дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифицировать животных.