: Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Содержание

1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.

Работа содержит 1 файл

экология для оли.docx

— 67.63 Кб (Скачать)

     Данное экологическое представление  может быть постепенно сформировано  за дошкольный период, в результате  к шести-семи годам ребенок  не только усвоит конкретные  факты жизни белки в лесу, но  и поймет приспособительную взаимосвязь  животного со своей средой  обитания.

     В построении педагогического  процесса могут быть использованы  некоторые экологические закономерности  или явления закономерного характера,  существующие в природе. Можно  выделить три области закономерных  явлений:

    1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания.

     Эта закономерность проявляется  в любых видах растительного  и животного мира и во всех  сферах жизни каждой особи.  Задача педагога – показать  ее на примере тех живых  существ, которые имеются рядом  с дошкольниками или являются  программными. Например, знакомя детей  с белкой, воспитатель раскрывает  перед ними ее приспособленность  в сферах передвижения, питания,  защиты от врагов, выращивания  потомства, демонстрирует приспособленность  образа жизни зверька в разные  сезоны. Воспитатель также показывает  приспособленность древесных и  травянистых растений, произрастающих  на участке детского сада, к  сезонно меняющимся условиям  жизни. Аквариум с водными обитателями,  зимующие птицы, комнатные растения  – все это объекты, позволяющие  продемонстрировать обозначенную  закономерность, центром который, является отдельно взятое живое существо.

    1. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве.

  Это  закономерное явление, повсеместно  существующее в природе, называется  конвергенцией. Н.Ф.Реймерс дает такое определение конвергенции: «Возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ, сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (например, форма тела у акулы и дельфина, облик лиственных лесов северной части Евразии и Северной Америки)». Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников, так как опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этой закономерности у них можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности отдельных живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.

     Например, в группу летающих (или наземно-воздушных) животных, которых могут наблюдать дети, входят бабочки, комары, мухи, самые разные птицы. Все они имеют крылья, чтобы передвигаться в воздушной среде, и ноги для передвижения по твердому субстрату; кроме того, они одновременно могут попасть в поле зрения ребенка. Водные, быстро плавающие животные также имеют много одинаковых или сходных признаков: вытянутое, малорасчлененное тело, гладкую, скользкую поверхность, специальные органы для плавания в воде (ласты, плавники, перепонки на пальцах) и пр. Следовательно, в одну группу можно объединить рыб, лягушек, уток, живущих в водно-прибрежном пространстве какого-либо пруда или озера.

     Познание детьми ковергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволяет упорядочить их знания и представления о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут изучать научные основы экологии в школе.

    1. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

     В дошкольном учреждении воспитатель  вместе с детьми выращивает  самые разные растения (цветы,  комнатные растения, овощные культуры); нередко у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых  содержат в уголках природы, появляется потомство. Поэтому дошкольникам можно показать, что на разных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания. Например, на первоначальной стадии развития зародыша птицы происходит за счет питательных веществ, имеющихся в яйце, и внешнего тепла, которое дает сидящая на яйцах самка или инкубатор. После того как птенец появился на свет (т.е. на следующей стадии онтогенетического развития птицы), основную средообразующую функцию выполняют его родители: они обогревают, кормят, защищают потомство – являются главным фактором, обеспечивающим его выживание.

     Итак, целый ряд понятий биоэкологи  и некоторые экологические закономерности  живой природы служат научной  основой содержания методики  экологического воспитания дошкольников.

     Помимо обозначенных явлений  в методику можно ввести факты,  отражающие связь человека (как  представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость  его жизни и здоровья от  внешних факторов (воздух, вода, тепло,  пища и др.). Этот материал имеет  прямое отношение к экологии человека, социальной экологии. Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  и средства формирования экологических представлений  у детей дошкольного  возраста о многообразие мира животных.

  Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование. Охарактеризуем кратко названные методы.

   Сущность  наблюдения заключается в чувственном  познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное и  др. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений  о животных и растениях. Например, эффективно организовать сезонные наблюдения дошкольников. Зимой, например, система  наблюдений с детьми в природе  должна быть направлена на выявление  возможности природных объектов поддерживать жизненные процессы при  неблагоприятных условиях внешней  среды и сохранять жизнедеятельность  организма при помощи разнообразных  приспособлений. Весна благоприятна для наблюдений, связанных с выявлением условий, необходимых для жизнедеятельности  живых организмов и наблюдением  за изменениями организмов в связи  с изменением условий жизни. Летние наблюдения направлены на выявление  изменений, связанных с развитием  живых организмов и необходимых  для данного процесса условий, а  также на обнаружение многообразия живых организмов и экосистем  в природе. Сезонные изменения, происходящие весной и осенью в природе дают прекрасную возможность проследить зависимость жизни живой природы от условий внешней среды, морфолого-функциональную приспособленность живых организмов к сезонным изменениям среды. Систематические наблюдения за животными – обитателями луга позволяют уточнить, как они приспособлены к данной среде (особенности их внешнего вида и поведения обусловлены определенными жизненными условиями), и понять взаимосвязь растений и животных, зависимость появления или исчезновения животных от наличия соответствующей цепочки питания (например, рост цветущих растений вызывает появление насекомых, питающихся их нектаром и пыльцой). Одновременно с уточнением ярусности растений дети могут установить место проживания животных в зависимости от источника питания, их прикрепленность к определенному ярусу растений. Использование модели луга наглядно представляет детям связи и зависимости, существующие в данном биоценозе, показывает причину и следствие межвидовых отношений (с помощью макета и картинок с изображением животных дети выстраивают "дом" для обитателей луга), что обеспечивает усвоение более полных знаний о луге как доме для многих "жильцов".

   Наблюдения  за насекомыми целесообразно проводить  не на общих занятиях (представители  данного класса, как правило, небольшие  по размеру), а индивидуально или  с небольшой группой детей  в естественных условиях. Используются для этой цели утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.

   Уже с детьми пятого-шестого года жизни  можно устроить инсектарий ― небольшое  жилище для насекомого. Это дает возможность хорошо рассмотреть  насекомое, наблюдать за ним более  длительное время, выяснить, как усваиваются  детьми знания и правила обращения  с этим насекомым.

   Наблюдения  ведутся в той же последовательности, что и при знакомстве с представителями  предыдущих классов: важно сначала  познакомить ребят с особенностями  внешнего вида того или иного насекомого, показать характерные признаки конкретного  представителя этого класса, подчеркнуть  общие и отличительные признаки.

   Углубление  представлений детей старшей  группы о насекомых целесообразно  начинать с бабочки и жука, так  как они хорошо знакомы детям, являются наиболее контрастными из класса насекомых ― ребята легко замечают яркие особенности во внешнем виде, в способе передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочку павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии. Программное содержание такого наблюдения может быть следующим: на основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки и жука, учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука ― сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще не ползает).

   Правильно называть части тела насекомого, его  характерные особенности. Воспитывать  у детей познавательный интерес  к насекомым.

   Во  время прогулки дети рассматривают  бабочек. Уточняют ― бабочки бывают и желтые, и белые, и разноцветные. Воспитатель называет бабочек (лимонница, голубянка), помогает описать их: голубянка ― небольшая бабочка ярко-голубого цвета с белыми пятнами на крыльях; у лимонницы желтые крылья, на каждом по две красные точки, усы тоже красного цвета. Педагог показывает, как нужно осторожно брать насекомое в руки, чтобы не причинить ему вреда. Объясняет, что крылья у бабочки ― нежные, хрупкие, покрыты пыльцой и за них держать бабочку нельзя. Любопытно понаблюдать, как бабочки перелетают с одного цветка на другой, обратить внимание ребят на то, что белую бабочку трудно разглядеть на белом цветке, а желтую ― на желтом.

   Посадив ненадолго жука или муху в коробку, можно послушать, как они жужжат. Дети начинают различать насекомых  по издаваемым звукам: кузнечик стрекочет, жук жужжит.

   Иногда  дети затрудняются ответить на вопрос, есть ли ноги у насекомых. Тогда воспитатель  предлагает рассмотреть ноги насекомых  через лупу. Дети удивляются: «Такие маленькие, а так много ног. У  птичек бывает две лапки, у кошек ― четыре, а у жука и бабочки ― много». Воспитатель подтверждает высказывания детей ― у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть, поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассмотрели усы жука и бабочки, отметили, что у жука (божьей коровки) усы короче. Сравнивая, дети устанавливали различие и в передвижении этих насекомых: «Бабочка не ползает, а жук ползает и летает».

   Примерно  по такой же методике уточняются представления  детей о других насекомых. Хорошо знакомое детям насекомое целесообразно  сравнить с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят  сходство в частях тела и в способе  передвижения этих насекомых.

   Во  время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят, отмечает, что в  отличие от бабочки у стрекозы большие глаза и подвижная  голова, длинное тело, продолговатые  прозрачные крылья, большие цепкие ноги. У бабочки и стрекозы по четыре крыла. Но у бабочки они  широкие и короткие, а у стрекозы ― длинные и узкие. У бабочки  крылышки мягкие, покрыты цветными чешуйками, а у стрекозы чешуек нет, у нее крылья прозрачные, жесткие.

   Затем педагог подчеркивает разницу в  образе жизни этих насекомых, связанную  с питанием: лапки стрекозы цепкие, она крепко схватывает ими комаров, мошек и на лету их съедает. Бабочка  питается травкой и соком растений. Мошек она не ест. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к  решению в будущем более сложной  умственной задачи ― выделению общих  признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением  и образом жизни, питанием и средой обитания.

   В подготовительной к школе группе, формируя у детей представления  о внешнем виде насекомых, можно  брать для наблюдения более сходных  представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.

   Опираясь  на усвоенные на предшествующих занятиях знания, можно поставить новую задачу: обогатить представления дошкольников о пользе насекомых, развивать способность ребят классифицировать животных.

Информация о работе : Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми