Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа
Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.
1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.
Предлагаю
детям отправиться в лес
-Кого мы можем тут встретить? /зверей/.
-Но
звери чаще всего боятся
-Птицы
тоже разлетятся, если увидят
на поляне столько детей. Чаще
всего птицы бывают очень
-Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? /это насекомые/.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны,
На толстый сук уселся
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Муравей, бабочка, божья коровка, кузнечик, комар, муха, пчела -всё это насекомые.
Вместе с детьми находим картинки насекомых, называю их, объясняю, что у насекомых тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели на нашей планете. Они очень хорошо приспособились на нашей земле.
-Ребята,
а как вы думаете, только
ли на земле обитают
-Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землёй, и в воздухе.
-Вспомните как передвигаются насекомые. /червяк ползёт, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают. Насекомые всё умеют делать: ходить .бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать и т. д./
-Отгадайте кто это?
-Кто над нами вверх ногами? /муха/.
-Много
загадок сочинил народ о
Не солнце, не огонь, а светит. /светлячок/.
Голос тонок, нос долог,
Кто его убьёт, тот свою кровь
прольёт. /комар/.
Ниток много- много, а в
Одежду себе не шьёт, а ткань
всегда ткёт. /паук/.
Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов. /муравьи/.
Летит- говорит
А сядет – молчит. /жук/.
-Ребят, а чем питаются насекомые? /ответы детей/.
-На каждое насекомое - свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки – точильщики и короеды –древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, медведка питается под землёй корнями растений. Есть такие насекомые-
Хищники, которые охотятся на других насекомых, например,
Божья коровка поедает тлю.
Насекомые - это очень вкусное лакомство для лягушек, летучих
мышей, птиц.
-Дети, а вы знаете, кто на земле самый сильный? /ответы детей/.
-Самый сильный на земле - муравей.
Да, да, ведь он переносит тяжести в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей по сравнению со слоном, настоящий силач. А ещё муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят! Муравейник- это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Население в муравейнике - несколько сот тысяч жителей . как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у неё были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живёт в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса», некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
- Как много интересного можно узнать ещё о жизни насекомых. Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе.
- Каких насекомых вы видели на участке детского сада, около дома? Расскажите нам. (Дети рассказывают об интересных встречах с насекомыми).
- Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда не обижать, а охранять и беречь.
- А теперь давайте послушаем стихотворения которые нам расскажут ребята о насекомых.
Муравейник.
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые тёмные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Стовят балки и брёвна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встаёт на рассвете
Работящий лесной муравей.
Пчела
Пчёлка золотая над цветком пархает,
Сок душистый пьёт, собирает мёд.
Шмель
В лесу цветок растёт,
Шмелей к себе зовёт:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли.
Гуще мёда нету,
Чем с лесного цвета!»
Стрекоза
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод.
Мы – быстрые стрекозы
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Мотылек
Я – беззаботный мотылёк.
Хоть я живу всего денёк,
Но не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна.
В небесном голубом просторе
Купаюсь я ,как будто в море,
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок.
Я не грущу напрасно,
Ведь жизнь моя прекрасна.
Майский жук
Чок, чок, чок, чок!
Прилетел
в сад жучок.
На берёзу сел-
Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов,
Позову грачей-
Летите скорей-
Жука проглотите!
И мой сад спасите!
Незваная гостья
Муха, муха – надоеда,
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
Хлеб нарезан- можно есть.
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы погнали:
«В гости мы тебя не звали».
Отгадывание загадок
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
А зовут
её…/стрекоза/.
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск и мёд,
Людям всем она мила,
А зовут
её …/пчела/.
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы
выпить нашу кровь. /комар/.
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко
прыгать может он. /кузнечик/.
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый
а не кот? /шмель/
Она яркая, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит
пить цветочный сок. /бабочка/.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетёт,
Если муха попадёт,
Тут бедняжке
и конец. /паук/.
-Молодцы
ребята все загадки отгадали.
И много нового о насекомых
узнали. А теперь нам пора
"Маленькая , трудолюбивая всех медом угощает"
Программное содержание.
Расширять знания детей о пчёлах (внешнем виде, поведении, месте обитания, практической ценности). Словарная работа. Введение в лексику детей слов: улей, пчеловод, трутень, пасека, опыление. Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, к насекомым.
Материал.
“На пасеке” рисунок с изображением пчеловода, ульев, пасеки. Макет улья. (Приложение 1) Маленькие разноцветные цветы из бумаги по количеству детей и несколько больших цветов. Коллекция пчёл из школьного кабинета биологии. Набор карточек с изображением цветов. Аудиокассета с записью П.И.Чайковского “Вальс цветов”. Мёд в вазочке и чайные ложки по количеству детей.
Занятие 1
Воспитатель:
- Ребята, я сейчас дам вам что-то попробовать. Но для этого вы должны закрыть глаза, а рот открыть. (До занятия необходимо выяснить, нет ли у детей аллергии на мёд)