: Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Для полноценного восприятия окружающей детей природы в дошкольных учреждениях должны создаваться специальные условия, которые будут способствовать позитивному отношению ребенка к природе, развивать наблюдательность; способствовать обогащению чувственного опыта; развивать чувство прекрасного от общения с объектами природы.

Содержание

1. Современые подходы к экологическому воспитанию дошкольников.
2. Насекомые как единица живой природы. Сущность экологических понятий живой организм; среда обитания; пищевые цепи; морфофункциональные приспособление организма к среде его обитания, их адаптация дошкольному возрасту.
3. Пути и средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста о многообразие мира животных.
4. Опыт с детьми по избранной теме.

Работа содержит 1 файл

экология для оли.docx

— 67.63 Кб (Скачать)

   Как может проходить  такое наблюдение?

   Показывая двух насекомых, воспитатель просит назвать их. «Это жук, а это божья  коровка», ― отвечают дети. На вопрос «Можно ли божью коровку тоже назвать  жуком?» некоторые ошибочно отвечают: «Нет» («У нее крылья другого цвета», «У божьей коровки на крылышках точки», «Она маленькая»). Дети правильно перечисляют  характерные особенности каждого  насекомого, но найти сходство между  ними они затрудняются. Ситуация заставила  воспитателя использовать другой прием, который подвел детей к точному  обобщению: для сравнения был  внесен третий объект, уже знакомый детям, ― бабочка. «Кто больше похож, бабочка я майский жук или  жук и божья коровка?» ―  спрашивает педагог детей. Они оживились: «Жук и божья коровка больше похожи, а бабочка совсем не похожа, у  нее другие крылья, они мягкие». Дети находят и другие признаки сходства сравниваемых насекомых: «Жуки умеют  летать и ползать, а бабочка не умеет ползать».

   Воспитатель снова ставит перед детьми тот  же вопрос: «Можно ли назвать божью коровку жуком?» Дети отвечают: «Можно». Педагог помогает выделить во внешнем строении жуков признаки сходства, главным из которых является наличие крыльев и надкрыльев.

   В процессе наблюдения за насекомыми воспитатель  постепенно усложняет задания: определить среду обитания; найти зависимость  способа передвижения от строения конечностей; рассказать о пользе данного насекомого; классифицировать насекомых, выделить общие и специфические признаки, присущие данному представителю.

   Такое постепенное усложнение программного материала способствует формированию представлений детей о многообразии мира насекомых, особенностях каждого его представителя, а также воспитывает правильное к ним отношение.

   Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные  занятия, основой которых также  является наблюдение. В эти занятия  целесообразно включать изобразительную  деятельность, дидактические игры, беседы.

   Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные  умственные задачи. Целесообразно использовать логические задачи двух типов: «Закончи рассказ воспитателя», «Найди ошибку и исправь ее». Приведем примеры.

   Воспитатель рассказывает: «Собрались насекомые  на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там  есть теплая и уютная щель». Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи (пчелы, гусеницы, жуки)». Дети заканчивают  рассказ: «Муравьи прячутся зимой под  муравьиной кучей в земле. Там  им тепло»; «Я ― жук, зимовал в  трещине коры, а мой дружок-жучок ― в земляной норке».

   Педагог предлагает детям решить другую задачу: послушать рассказ и найти, в  нем, ошибку: «Жили-были две бабочки-подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались  на высоких цветках, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. «Наверное, она  заболела, ― решила бабочка, ― надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу-ка я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке». Дети находят ошибку в рассказе: «Бабочки не едят мух. Они пьют сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредные».

   В результате решения таких логических задач у детей вырабатывается внимательное, заинтересованное отношение  к природе, стремление узнать что-то новое о животных, научиться охранять их и помогать им.

  Беседа  строится на вопросах воспитателя и  ответах детей. Беседа помогает определить представление детей о мире природы, направить  внимание детей на определенные явления и объекты природы, построить  диалог, в процессе которого дошкольники  и воспитатель выступают равноправными  собеседниками.

  Большую помощь в познании дошкольниками  окружающего мира может оказать  моделирующая деятельность. Модель - это  предметное, графическое или действенное  изображение чего-либо, а процесс  создания модели называется моделирующей деятельностью. Главной характеристикой  модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности  натуры, в удобной форме воспроизводит   самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. С дошкольниками  можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

  Игра  как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс  познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей  игры воспитателя с детьми, имеющую  определенную дидактическую цель, можно  назвать игровой обучающей ситуацией. Ее характеризуют следующие моменты:

- она  имеет короткий и несложный  сюжет, построенный на основе  жизненных событий или сказочного  либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

-оснащена  необходимыми игрушками, атрибутикой;  для нее специально организуются  пространство и предметная среда;

-в содержание  игры заложены дидактическая  цель, воспитательная задача, которым  подчинены все ее компоненты - сюжет, взаимодействие персонажей  и пр.;

-игру  проводит воспитатель: объявляет  название и сюжет, распределяет  роли, берет одну роль на себя  и исполняет ее, поддерживает  воображаемую ситуацию в соответствии  с сюжетом;

-воспитатель  руководит всей игрой: следит  за развитием сюжета, исполнением  ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями;  насыщает игру ролевыми диалогами  и игровыми действиями, через  которые и осуществляется дидактическая  цель.

       Можно выделить следующие виды  игр: игровые обучающие ситуации  с игрушками-аналогами, игровые  обучающие ситуации с литературными  персонажами, игровые обучающие  ситуации типа путешествий и  др.

На наш  взгляд, наиболее эффективными методами в процессе формирования представлений  о многообразии мира животных, в  том числе насекомых, являются наблюдение, беседа, игра. Конкретное использование  этих методов мы продемонстрировали в описанных во втором вопросе  ситуациях занятий, а также в  прилагаемом к контрольной работе конспекте занятия.

      В уголке  природы,  воспитатель знакомит детей с  животным  миром  на  прогулках  и  экскурсиях,  им  дают  знания  о некоторых  насекомых,  тех   мест,   где   находится   дошкольное учреждение. Например, чтобы  дети  поняли,  какой  вред  приносят  растениям гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением,  на  котором  они были найдены.  После  наблюдения  можно  убедиться,  как  за  короткий  срок гусеницы поражают листья. В беседе  воспитатель  подчеркивает  пользу  птиц, уничтожающих таких гусениц.

     Учитывая, что в условиях города  и пригородных  зон  в   настоящее  время

осталось  очень мало бабочек, ловить их  и  помещать  в  садики  не  следует;

лучше рассматривать их на прогулках,  когда  дети  их  видят  летающими  или сидящими на растениях, траве. Не  следует  также  разрешать  детям  собирать большое количество насекомых (например, жужелиц, божьих коровок  или  других жуков), что дети иногда любят делать;  можно  поймать  1-2  вида  насекомых, рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив,  какую пользу они приносят природе.

Методика  ознакомления дошкольников с насекомыми на возрастных этапах:

     2-я  младшая группа. Узнавать и знать название 1―2 насекомых: бабочка, жук. Знать, что они летают, у них есть крылья.

     Средняя группа. Уметь называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), особенности их внешнего вида и движений (бабочка, жук имеют крылья; бабочка летает, муравей ползает, жук и летает, и ползает). Знакомить детей со звуками, характерными для насекомых (жук жужжит).

     Старшая группа. Знать, что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза ― насекомые. Иметь представление о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев).

     Сравнивать  насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза ― летают, кузнечик прыгает). Определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (пчела, муха, жук ― жужжат, кузнечик ― стрекочет).

Знать некоторые особенности сезонной жизни, места обитания (муравьи, пчелы  живут большими группами, сами себе строят жилища).

Пчела, муравей ― полезные насекомые. Их нельзя уничтожать.

     Подвести  детей к пониманию некоторых  защитных свойств насекомых (зеленый  кузнечик на зеленой траве незаметен).

     Подготовительная  к школе группа. Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз); жуков (божья коровка, жужелица).

     Сравнивая, находить различие во внешнем виде (у бабочки крылья мягкие, у жука сверху плотные, под ними мягкие и  прозрачные).

Продолжать  сравнивать насекомых по способу  передвижения (бабочка, жук, пчела, муха, стрекоза, оса, шмель ― летают; кузнечик прыгает; жук, муха и муравей ползают). Называть характерные звуки насекомых (жужжит, стрекочет).

     Знать цикл развития бабочки (откладывает  яйца на растениях, из них появляются гусеницы, из гусениц ― куколки, а из куколок бабочки). На основе строения тела различных представителей формировать у детей обобщенное понятие ― насекомые (у них шесть ног, их еще называют шестиногие).

     Представлять  себе, чем питаются насекомые (бабочка, пчела ― соком цветов, муравьи  ― гусеницами, стрекоза ― комарами, майский жук ест листья деревьев).

     Знать, что муравьи и пчелы живут  большими семьями (муравьи в лесу строят муравейники, а пчелы в  дуплах ― гнезда, человек делает для них ульи).

     Иметь представление о полезности некоторых  насекомых (человек приручил пчел ―  они дают мед; муравьи очищают  лес, съедают вредных гусениц; божья  коровка, жужелица поедают вредителей растений). Полезных насекомых надо оберегать, охранять.

     Знать некоторые формы защиты насекомых: покровительственная окраска, химическая защита (например, едкие выделения  божьей коровки и жужелицы).

     Знакомство  с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время ― все мероприятия  в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и  обязательных занятий. Она может  быть различной: наблюдения за животными  во время прогулки, чтение книги, которая  заинтересовала детей, дает толчок для  углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.

     По  основной цели занятия можно сгруппировать  следующим образом:

а) направленные на формирование новых представлений  о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения; рассказывание, рисование);

в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение  логических задач, загадок, дидактические  игры). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Опыт  работы с детьми

Беседа: «Кто такие насекомые?»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

                                     Ход беседы

Информация о работе : Формирование представлений о многообразии мира животных у детей дошкольного возраста через ознакомление их с насекомыми