Задачи по экологическому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:42, задача

Описание работы

1. Задачей охватываются правоотношения в сфере гражданского и уголовного права.
2. Отношения, описываемые в данной задаче, регулируются нормами экологического, земельного и административного права.
3. В задаче рассматриваются отношения в сфере экологического и конституционного права.
4. В данной задаче рассматриваются отношения в сфере экологического права, а также отношения по оспариванию нормативно-правовых актов.

Работа содержит 1 файл

Ekologia_Zadachi_Vse_2012.doc

— 846.00 Кб (Скачать)

Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных  и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно  в два этапа: технический и  биологический.

Технический этап предусматривает  планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных  мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

- разработке месторождений полезных  ископаемых открытым или подземным  способом, а также добыче торфа;

- прокладке  трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

- ликвидации  промышленных, военных, гражданских  и иных объектов и сооружений;

- складировании  и захоронении промышленных, бытовых  и других отходов;

- строительстве,  эксплуатации и консервации подземных  объектов и коммуникаций (шахтные  выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и  др.);

- ликвидации  последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

- проведении  войсковых учений за пределами  специально отведенных для этих  целей полигонов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации  осуществляется на основе действующих  экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:

- осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;

- проведение  государственной экологической  экспертизы проекта рекультивации;

- работы  по снятию, транспортировке и  складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;

- работы  по селективной выемке и складированию  потенциально плодородных пород;

- планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание,  террасирование откосов отвалов  (терриконов) и бортов карьеров, засыпку  и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;

- химическую  мелиорацию токсичных пород;

- приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;

- нанесение  на рекультивируемые земли потенциально  плодородных пород и плодородного  слоя почвы;

- ликвидацию  послеусадочных явлений;

- засыпку  нагорных и водоотводных канав;

- ликвидацию промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;

- очистку  рекультивируемой территории от  производственных отходов, в том  числе строительного мусора, с  последующим их захоронением  или складированием в установленном  месте;

- устройство в соответствии с проектом рекультивации дренажной и водоотводящей сети, необходимой для последующего использования рекультивированных земель;

- приобретение  и посадку саженцев;

- подготовку  дна (ложа) и обустройство карьерных  и других выемок при создании в них водоемов;

- восстановление  плодородия рекультивированных  земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование  (стоимость семян, удобрений и  мелиорантов, внесение удобрений  и мелиорантов и др.);

- деятельность  рабочих комиссий по приемке - передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.);

- другие  работы, предусмотренные проектом  рекультивации, в зависимости  от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев  и пород (лесс, лессовидные и покровные  суглинки и др.) устанавливаются  при проектировании в зависимости  от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный  слой почвы используется для рекультивации  нарушенных земель или улучшения  малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Для озеленения и благоустройства  территорий населенных пунктов и  других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно  используются соответствующие санитарно-гигиеническим  и экологическим требованиям потенциально-плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.

2) Независимо от привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.

Размер убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды -стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, самовольном занятии, снос самовольно возведенных строений производится виновными в этих нарушениях лицами своими силами или за их счет.

За нарушение экологических  требований по рациональному использованию и охране земель, неосвоение земель, их нецелевое использование и другие нарушения могут применяться санкции, установленные земельным законодательством, в виде изъятия земельных участков.

Согласно Приказ у Минприроды №525

Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.

За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации  нарушенных земель, несоблюдение установленных  экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей.

Согласно статье 76 Земельного кодекса: юридические лица, граждане обязаны  возместить в полном объеме вред, причиненный  в результате совершения ими земельных  правонарушений.

Самовольно занятые земельные  участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

 

Задача 8.

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности.
  2. ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

ФЗ от 10 января 1996г. №4-ФЗ «О мелиорации земель»

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006г. №73-ФЗ

  1. Материалов судебной практики при решении задачи не использовалось.
  2. Спрямление русел рек если и должно производиться, то только гидромелиораторами, способными оценить весь риск такой затеи. Ведь при спрямлении разрушается биологическое равновесие в бассейне реки. Течение может усилиться и размыть русло, а может в некоторых местах углубиться. Все это приведет к падению уровня грунтовых вод, что губительно отражается на пойменных лугах и лесах, иссякают корни деревьев, которые не могут дотянуться до горизонта подземных вод, начинают гибнуть леса. Углубление рек нарушает экологическое равновесие, систему перекатов и плесов, а в целом – водные сообщества. Экосистемы рек получают необратимые изменения.

 

Занятие 15

Задача 1.

  1. В данной задаче рассматриваются отношения в области правового регулирования обращения с отходами.
  2. ФЗ от 30 марта 1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

ФЗ от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Санитарные правила содержания территорий населённых мест. СанПиН 42-128-4690-88.

  1. Определение ВС РФ от 20 января 2010г. № 5-В09-137
  2. 1) Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления содержатся в статье 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»

- Отходы производства  и потребления, в том числе  радиоактивные отходы, подлежат  сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются:

- сброс отходов  производства и потребления, в  том числе радиоактивных отходов,  в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов  и радиоактивных отходов на  территориях, прилегающих к городским  и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,  рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных  отходов и радиоактивных отходов  на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

- ввоз опасных отходов  в Российскую Федерацию в целях  их захоронения и обезвреживания;

- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2) Согласно СанПиН 42-128-4690-88 Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

В данной задаче, по словам администрации площадка для  размещения мусорных контейнеров удаленна более чем на 20м, что полностью  соответствует указанному пункту

Также в  данном пункте сказано, что на территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и  помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных  ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

Информация о работе Задачи по экологическому праву