Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Информационное обеспечение экологического права и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1. Понятие и роль экологически значимой информации.......................................4

2. Право граждан на экологически значимую информацию.................................6

2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6

2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье................................................................................................................................7

3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации................................................................................9

4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации........................................................................................................................14

5. Источники экологически значимой информации............................................16

5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16

5.2. Государственный статистический учет и отчетность...................................17

5.3. Мониторинг окружающей среды....................................................................18

5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19

5.5. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта...................................................................................................20

5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.....................................................................................................23

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы.....................................................................28

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     - краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

     - сведения об использовании земельных  ресурсов; о рекультивации земель;

     - характеристика сырья, используемых  материальных и энергетических  ресурсов;

     - характеристика выбросов в атмосферу; водопотребления и водоотведения; отходов;

     - сведения о транспорте предприятия;

     - сведения об эколого-экономической  деятельности предприятия.

     Декларация  безопасности промышленного  объекта является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологически значимую информацию о промышленном объекте. Его появление обусловлено частыми авариями на промышленных объектах, влекущими порой тяжелые экономические, социальные и экологические последствия. Декларация безопасности призвана служить инструментом предупреждения и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах.

     Разработка  декларации регулируется ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать: а) сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта; б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции; в) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ; г) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций; е) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; ж) характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях. 

     5.6. Государственный  доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации

     Доклад  является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения государственных  органов управления и населения  России объективной систематизированной  аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды предусмотрена ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Он содержит сведения об осуществляемых на территории России правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов. Доклад должен служить основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, кадастров природных сред и их мониторинга, других материалов, а также аналитических разработок министерств и ведомств.

     Разработка  доклада осуществляется Министерством  природных ресурсов и экологии РФ с участием заинтересованных министерств, ведомств, других государственных организаций и Российской академии наук, предоставляющих для этого необходимую информацию, аналитические материалы и оценки, включая прогнозы и рекомендации по экологической безопасности.

     Государственные доклады содержат обширный перечень разнообразной информации по следующим разделам:

     1) Качество природной среды и  состояние природных ресурсов (атмосферный  воздух; поверхностные, подземные,  морские воды; почвы и земельные  ресурсы; использование полезных  ископаемых и охрана недр; леса и растительный мир; животный мир; радиационная обстановка; особые виды воздействий на окружающую среду; климатические особенности года, природные катастрофы и стихийные бедствия; влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения);

     2) экологическая оценка состояния  территорий (особенности состояния  окружающей среды в республиках,  краях, областях, городах и промышленных  центрах; особо охраняемые природные  территории);

     3) воздействие на окружающую среду  народного хозяйства (использование природных ресурсов отраслями народного хозяйства и их воздействие на окружающую среду; электроэнергетика, атомная энергетика, нефтедобывающая промышленность и др., всего около 20 отраслей). Здесь же дается характеристика проблем обращения с отходами производства и потребления, экологических последствий промышленных аварий и катастроф;

     4) государственное регулирование  природопользования и охраны  окружающей среды (природоохранительное  законодательство и санкции за  его нарушение; нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды; государственные программы, обеспечение экологической безопасности; экономическое регулирование природопользования; финансирование природоохранной деятельности и природоохранные мероприятия; организация деятельности и система органов государственного регулирования и контроля природопользования; экологический мониторинг; государственная экологическая экспертиза; международное сотрудничество и межгосударственные экологические проблемы; наука и техника в решении проблем охраны окружающей среды; информационно-просветительская деятельность; общественное экологическое движение).

     Доклад  должен содержать рекомендации по осуществлению  вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер  в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

 

Заключение

     В соответствии с Директивой Европейского сообщества (сейчас – Европейского союза) 90/313 о свободном доступе  к экологической информации она  определяется, с одной стороны, как  состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой – как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее.

     Более широко содержание информации о состоянии окружающей среды регламентируется Модельным законом об охране окружающей среды, подготовленным под эгидой Совета Европы и принятым им в 1994 г. В соответствии со ст. 21 она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

     В целом это – огромный массив разнообразной  информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и  государственных органов, в контексте  принятия экологически значимых решений  и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:

     • о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы,, недр, природных  ландшафтов и комплексов;

     • об экологической угрозе или риске  для здоровья и жизни людей;

     • о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

     • о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные  объекты и человека;

     • о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

     • о деятельности государственных  органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и  законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России.

     Пользователями  экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов права  окружающей среды. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.

 

Список  использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1993 г.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2010)
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды"
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ(ред. от 28.09.2010)"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
  5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
  6. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"
  7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
  8. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне"
  9. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 15.11.2010) "О государственной тайне"
  10. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)

Специальная литература:

  1. Экологическое право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 482 с.
  2. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук.: КонсультантПлюс, 2008. – 332 с.
  3. Кутузов В.И., Попов А.А. Доступ к экологической информации: правовыеаспекты. -Брянск: 2004
  4. Экологическое право России. Конспект лекций / Петорв С. – М.: Приор-издат, 2010. – 176 с.

Информация о работе Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды