Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:16, реферат
Информационное обеспечение экологического права и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.
Введение.....................................................................................................................3
1. Понятие и роль экологически значимой информации.......................................4
2. Право граждан на экологически значимую информацию.................................6
2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6
2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье................................................................................................................................7
3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации................................................................................9
4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации........................................................................................................................14
5. Источники экологически значимой информации............................................16
5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16
5.2. Государственный статистический учет и отчетность...................................17
5.3. Мониторинг окружающей среды....................................................................18
5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19
5.5. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта...................................................................................................20
5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.....................................................................................................23
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.....................................................................28
Реферат по дисциплине:
Экологическое
право
Тема:
«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ»
МОСКВА
2011
О Г Л А В Л Е
Н И Е
Введение.................
1.
Понятие и роль экологически значимой
информации....................
2.
Право граждан на экологически значимую
информацию....................
2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6
2.2.
Право на информацию об
3.
Правовое регулирование сбора,
накопления, распространения и доступа
к экологически значимой
4.
Правовые ограничения
5.
Источники экологически
5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16
5.2.
Государственный
5.3.
Мониторинг окружающей среды...
5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19
5.5.
Экологический паспорт
5.6.
Государственный доклад о состоянии окружающей
природной среды в Российской Федерации.....................
Заключение...............
Список
использованной литературы....................
Введение
Информационное обеспечение экологического права и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.
Право граждан на экологическую информацию с недавнего времени стало одной из самых актуальных тем в экологическом праве. Это обусловлено тем, что многие граждане имеют недостаточное представление о своих экологических правах и, в частности, о праве на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции).
Между тем осуществление этого права позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
1.
Понятие и роль
экологически значимой
информации
Обладание
экологической информацией
Прежде
всего, такая информация необходима
при подготовке и принятии хозяйственных,
управленческих и иных решений, реализация
которых связана с
В
России и в мире сформирован достаточно
развитый банк экологически значимой
информации о количественных и качественных
характеристиках природных
Что представляет собой экологически значимая (или экологическая) информация? Общее понятие информации дает Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Прежний Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) – содержал более полное и удачное определение информации как сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определение экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы полезным.
В целом это огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные:
-
о состоянии земли, почвы,
- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;
-
о химических, физических и биологических
воздействиях на состояние
-
о деятельности, отрицательно влияющей
или могущей повлиять на
- о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;
-
о деятельности
Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти.
2. Право граждан
на экологически
значимую информацию
2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как реакция на эту общественную потребность, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.
Своевременной
является информация, передаваемая лицу,
обратившемуся за нею, в возможно короткие
сроки с момента запроса, но не более срока,
определенного в законодательстве, если
таковой установлен. Согласно Федеральному
закону «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» письменное
обращение, поступившее в государственный
орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу в соответствии
с их компетенцией, рассматривается в
течение 30 дней со дня регистрации письменного
обращения (ст. 12).
2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье
Состояние окружающей среды относится к существенным факторам, влияющим на состояние здоровья человека. Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).
В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.
Обязанность
предоставления указанной информации
возложена Основами на органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Предоставляется она через
Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).
Обеспечению права граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.
Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.