Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Информационное обеспечение экологического права и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1. Понятие и роль экологически значимой информации.......................................4

2. Право граждан на экологически значимую информацию.................................6

2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6

2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье................................................................................................................................7

3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации................................................................................9

4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации........................................................................................................................14

5. Источники экологически значимой информации............................................16

5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16

5.2. Государственный статистический учет и отчетность...................................17

5.3. Мониторинг окружающей среды....................................................................18

5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19

5.5. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта...................................................................................................20

5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.....................................................................................................23

Заключение...............................................................................................................26

Список использованной литературы.....................................................................28

Работа содержит 1 файл

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, информация экологического характера  в основном должна быть открытой, свободной, доступной.

 

      5. Источники экологически  значимой информации 

     При оценке источников экологически значимой информации важно подчеркнуть, что развитие отношений в сфере взаимодействия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках экологического права, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.

     Одновременно  в экологическом праве можно  выделить ряд специфических источников. В их числе – сами нормативные правовые акты, экологический мониторинг, государственные кадастры и реестры природных ресурсов, экологический паспорт предприятия, радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий, декларация безопасности промышленного объекта, государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. 

     5.1. Источники нормативной  экологически значимой  информации

     Законы  и другие нормативные правовые акты содержат специфическую информацию: их нормы несут информацию о должном  поведении субъектов экологических  правоотношений. Не обладая такого рода информацией, природопользователи  и иные субъекты, которым адресованы нормативные требования, оказываются в затруднительном положении. Незнание закона не освобождает их от ответственности.

     Одним из факторов эффективности права  является обладание его субъектами информацией о нормативных правовых актах, устанавливающих права и обязанности в области природопользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, к исполнению которых они призваны. Соответственно, они не всегда знают, что должны делать в охране окружающей среды.

     Опубликование природоохранных нормативных актов  – первый шаг к доступу к правовой информации. Но в какой степени они свободно доступны для общественности, организаций, должностных лиц и даже государственных органов? Наиболее развиты официальные (государственные) банки правовой информации в форме регулярного издания Собрания законодательства Российской Федерации, Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации, Бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и некоторых др. 

     5.2. Государственный  статистический учет  и отчетность

     Государственный статистический учет в области природопользования и охраны окружающей среды является одним из источников экологически значимой информации. Ведется статистический учет как Федеральной службой государственной статистики (Росстат), так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

     Органам государственной статистики предоставляют информацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица – природопользователи, так и специально уполномоченные государственные органы.

     Росстат и его территориальные подразделения  ведут учет экологически значимой информации по следующим, утверждаемым Постановлениями Росстата формам: форма N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха"; форма N 2-ТП-воздух (срочная) "Сведения об охране атмосферного воздуха"; форма N 12-ЛХ (годовая) "Сведения о лесозащите"; форма N 1-ЛХ "Сведения о проведении лесовосстановительных работ"; форма N 5-ЛХ "Сведения о лесных пожарах"; форма N 1-РЛХ (Чернобыль) "Сведения о лесовосстановлении и заселении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению"; форма N 1-заповедник "Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках"; форма N 01-ГР "Сведения о геологоразведочных работах"; форма N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах"; форма N 6-ОС "Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах"; а также по некоторым другим формам.

     Являясь формой контроля, отчетность может  играть существенную роль в совершенствовании  природоохранной деятельности. Она будет служить источником соответствующей информации не только для государственных структур.  

     5.3. Мониторинг окружающей  среды

     Мониторинг  окружающей среды – система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов - земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.

     Некоторые общие и основные положения о  мониторинге окружающей среды сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Согласно статье 63 государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.

     Наиболее  солидной базой мониторинга обладает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сред, являющиеся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере. Службой проводятся следующие основные виды наблюдений:

     - за состоянием загрязнения воздуха  в городах и промышленных центрах;

     - за состоянием загрязнения почв  пестицидами и тяжелыми металлами;

     - за состоянием загрязнения поверхностных  вод суши и морей;

     - за трансграничным переносом  веществ, загрязняющих атмосферу;

     - комплексные наблюдения за загрязнением  природной среды и состоянием  растительности;

     - за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

     - за фоновым загрязнением атмосферы;

     - за радиоактивным загрязнением  природной среды.

     Данные  мониторинга природной среды  служат основой для ведения государственных  кадастров природных ресурсов, а  также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений. 

     5.4. Государственные  кадастры и реестры природных ресурсов и объектов

     Государственным кадастром природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

     Кадастры  ведутся по отдельным видам природных  ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством  ведется государственный земельный  кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

     Наряду  с кадастрами отдельных природных  ресурсов и объектов в экологическом  законодательстве предусмотрено ведение  территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов.

     Государственные реестры природных объектов – новая форма информационных документов об окружающей среде. Государственные реестры природных объектов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.

     В Российской Федерации ведется государственный  лесной реестр и государственный  водный реестр.

     Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных  зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.

     На  всей территории Российской Федерации  ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

     Сведения  о состоянии и об использовании  земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

     Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры. 

     5.5. Экологический паспорт  предприятия.

     Декларация  безопасности промышленного  объекта

     Экологический паспорт предприятия, декларация безопасности промышленного объекта и радиационно-гигиенический паспорт организаций и территорий - относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

     Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. В паспорте должны содержаться:

     - общие сведения о предприятии  и его реквизиты;

     - краткая природно-климатическая  характеристика района расположения  предприятия;

Информация о работе Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды