Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 15:16, реферат
Информационное обеспечение экологического права и экологических правоотношений занимает особое место в функционировании механизмов экологического права. Ввиду специфичности предмета, совокупности методов информационного обеспечения, присущих в принципе всем отраслям права, в экологическом праве оно играет первостепенную роль.
Введение.....................................................................................................................3
1. Понятие и роль экологически значимой информации.......................................4
2. Право граждан на экологически значимую информацию.................................6
2.1. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды........6
2.2. Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье................................................................................................................................7
3. Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации................................................................................9
4. Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации........................................................................................................................14
5. Источники экологически значимой информации............................................16
5.1. Источники нормативной экологически значимой информации..................16
5.2. Государственный статистический учет и отчетность...................................17
5.3. Мониторинг окружающей среды....................................................................18
5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов....19
5.5. Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта...................................................................................................20
5.6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.....................................................................................................23
Заключение...............................................................................................................26
Список использованной литературы.....................................................................28
Таким образом, информация экологического характера в основном должна быть открытой, свободной, доступной.
5. Источники экологически
значимой информации
При оценке источников экологически значимой информации важно подчеркнуть, что развитие отношений в сфере взаимодействия общества и природы и, в частности, всякая деятельность, осуществляемая в рамках экологического права, сопровождается накоплением такой информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности.
Одновременно
в экологическом праве можно
выделить ряд специфических источников.
В их числе – сами нормативные правовые
акты, экологический мониторинг, государственные
кадастры и реестры природных ресурсов,
экологический паспорт предприятия, радиационно-гигиенические
паспорта организаций и территорий, декларация
безопасности промышленного объекта,
государственные доклады о состоянии
окружающей природной среды в Российской
Федерации.
5.1. Источники нормативной экологически значимой информации
Законы
и другие нормативные правовые акты
содержат специфическую информацию:
их нормы несут информацию о должном
поведении субъектов
Одним
из факторов эффективности права
является обладание его субъектами
информацией о нормативных
Опубликование
природоохранных нормативных
5.2. Государственный статистический учет и отчетность
Государственный статистический учет в области природопользования и охраны окружающей среды является одним из источников экологически значимой информации. Ведется статистический учет как Федеральной службой государственной статистики (Росстат), так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.
Органам государственной статистики предоставляют информацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица – природопользователи, так и специально уполномоченные государственные органы.
Росстат
и его территориальные
Являясь
формой контроля, отчетность может
играть существенную роль в совершенствовании
природоохранной деятельности. Она
будет служить источником соответствующей
информации не только для государственных
структур.
5.3. Мониторинг окружающей среды
Мониторинг окружающей среды – система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов - земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.
Некоторые общие и основные положения о мониторинге окружающей среды сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Согласно статье 63 государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.
Наиболее солидной базой мониторинга обладает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей сред, являющиеся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере. Службой проводятся следующие основные виды наблюдений:
-
за состоянием загрязнения
-
за состоянием загрязнения
-
за состоянием загрязнения
-
за трансграничным переносом
веществ, загрязняющих
-
комплексные наблюдения за
- за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
-
за фоновым загрязнением
- за радиоактивным загрязнением природной среды.
Данные
мониторинга природной среды
служат основой для ведения
5.4. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов и объектов
Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры
ведутся по отдельным видам природных
ресурсов и по территориям. В соответствии
с экологическим
Наряду
с кадастрами отдельных природных
ресурсов и объектов в экологическом
законодательстве предусмотрено ведение
территориальных кадастров
Государственные реестры природных объектов – новая форма информационных документов об окружающей среде. Государственные реестры природных объектов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.
В
Российской Федерации ведется
Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.
На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.
Ведутся
кадастры соответствующими государственными
органами управления использованием и
охраной природных ресурсов и объектов.
Работу по формированию территориальных
кадастров природных ресурсов и объектов
на подведомственной территории организуют
органы исполнительной власти субъектов
РФ. Для этого они могут создавать территориальные
кадастровые центры.
5.5. Экологический паспорт предприятия.
Декларация безопасности промышленного объекта
Экологический
паспорт предприятия, декларация безопасности
промышленного объекта и
Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. В паспорте должны содержаться:
- общие сведения о предприятии и его реквизиты;
-
краткая природно-