Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
1.2 Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и заказников
2.2 Правовой статус национальных и природных парков
2.3 Правовое положение памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 90.99 Кб (Скачать)
"justify">     Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства  Российской Федерации на основании  представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

     Государственные природные заказники регионального  значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов  Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

     На  территориях государственных природных  заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных  природных заказников или причиняет  вред природным комплексам и их компонентам.

     Задачи  и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

     Задачи  и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого  государственного природного заказника.

     На  территориях государственных природных  заказников, где проживают малочисленные  этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

     Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, которые расположены в  границах государственных природных  заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. 

     2.2 Правовой статус национальных  и природных парков 

     Правовой  режим национальных и природных  парков законодательно определен в  ряде специальных нормативных актов, среди которых можно выделить Положение о национальных природных  парках, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769 и  Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных  объектов, зданий и сооружений на территориях  национальных парков для осуществления  деятельности по обеспечению регулируемого  туризма и отдыха, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926.

     Можно сказать, что "национальными, природными парками объявляются изъятые  из хозяйственного использования значительные по площади особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения".

     Разделение  национальных природных парков на национальные и природные парки произведено  в ФЗ "Об особо охраняемых природных  территориях".

     Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Законодательное определение имеется в статье 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях.": национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

     Государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться  сравнительно недавно, первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 г. По состоянию  на сегодняшний день в Российской Федерации имеется 35 национальных парка  общей площадью 6,787 млн. га (0,4% площади  Российской Федерации). Национальные парки  расположены на территории 11 республик, 2 краев, 17 областей. Большинство национальных парков находятся в ведении Федеральной  службы лесного хозяйства России и один – в ведении Правительства  Москвы ("Лосиный остров").

     Роль  и значение российских национальных парков признаны мировым сообществом: три национальных парка находятся  под юрисдикцией Всемирной конвенции  о сохранении культурного и природного наследия (это национальный парк "Югыд ва", на территории которого сохранился наибольший массив старовозрастных (девственных) лесов в Европе, и национальные парки "Прибайкальский" и "Забайкальский", входящие в водоохранную зону оз. Байкал). Часть территории национального парка "Мещерский" (пойма р. Ока и участок поймы р. Пра) подпадает под юрисдикцию Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).

     Национальные  парки в отличие от заповедников наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и рекреацию граждан.

     Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми  находящимися в их пределах ресурсами  растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а  также зданиями, сооружениями и другими  объектами являются исключительно  федеральной собственностью и предоставляются  национальным природным паркам в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

     Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право  приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и  иных не запрещенных законом источников. Национальные парки относятся исключительно  к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве  оперативного управления.

     Конкретный  национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого  государственным органом, в ведении  которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным  органом Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды.

     Вокруг  национального парка создается  охранная зона с ограниченным режимом  природопользования.

     Круг  задач, учитываемые при создании национальных парков намного шире, чем круг задач, стоящих перед природными парками. Так, задачами национальных парков являются:

     а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

     б) сохранение историко-культурных объектов;

     в) экологическое просвещение населения;

     г) создание условий для регулируемого  туризма и отдыха;

     д) разработка и внедрение научных  методов охраны природы и экологического просвещения;

     е) осуществление экологического мониторинга;

     ж) восстановление нарушенных природных  и историко-культурных комплексов и  объектов.

     Национальные  парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации  при условии согласия субъектов  Российской Федерации на отнесение  соответствующих территорий субъектов  Российской Федерации к объектам федеральной собственности.

     На  территориях национальных парков устанавливается  дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

     а) заповедная, в пределах которой запрещены  любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование  территории;

     б) особо охраняемая, в пределах которой  обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

     в) познавательного туризма, предназначенная  для организации экологического просвещения и ознакомления с  достопримечательными объектами национального  парка;

     г) рекреационная, предназначенная для отдыха;

     д) охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

     е) обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

     ж) хозяйственного назначения в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

     На  территориях национальных парков запрещается  любая деятельность, которая может  нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного  мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям  и задачам национального парка, в том числе:

     а) разведка и разработка полезных ископаемых;

     б) деятельность, влекущая за собой нарушение  почвенного покрова и геологических  обнажений;

     в) деятельность, влекущая за собой изменения  гидрологического режима;

     г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

     д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций, а также  строительство и эксплуатация хозяйственных  и жилых объектов, не связанных  с функционированием национальных парков;

     е) рубки главного пользования, проходные  рубки, заготовка живицы, промысловые  охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий  обитания объектов растительного и  животного мира, сбор биологических  коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

     ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные  с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

     з) организация массовых спортивных и  зрелищных мероприятий, организация  туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

     и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

     к) иные виды деятельности, запрещенные  федеральными законами.

     В национальных парках, расположенных  в районах проживания коренного  населения, допускается выделение  зон традиционного экстенсивного  природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные  и народные промыслы, а также связанные  с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

     На  землях, включенных в границы национального  парка без изъятия из хозяйственной  эксплуатации, запрещаются расширение и строительство новых хозяйственных  объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении  которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов  Российской Федерации.

     С национальными парками согласовываются  вопросы социально-экономической  деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях  соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий