Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
1.2 Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и заказников
2.2 Правовой статус национальных и природных парков
2.3 Правовое положение памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 90.99 Кб (Скачать)

     Национальные  парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями  и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета  природоохранного учреждения.

     Средствами  национальных парков, которыми они  распоряжаются в установленном  порядке, являются следующие получаемые национальными парками средства:

     а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них  задачам;

     б) в качестве арендной платы, в счет возмещения ущерба, причиненного природным  комплексам и объектам, расположенным  на территориях национальных парков;

     в) от реализации конфискованных в установленном  порядке орудий охоты, рыболовства  и продукции незаконного природопользования;

     г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

     Штрафы, налагаемые в административном порядке  за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц  национальных парков, поступают в  самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном  балансе.

     Национальный  парк может выступать учредителем  и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков.

     Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения  не подлежат приватизации.

     Национальные  парки, а также собственники, владельцы  и пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в  их использовании в связи с  соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

     Национальные  парки вправе иметь собственную  символику (флаги, вымпелы, эмблемы  и другие). Порядок утверждения, использования  и охраны символики национальных парков устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Производство  изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции  и товаров народного потребления  с использованием изображений и  копий природных историко-культурных объектов (за исключением находящихся в собственности религиозных объединений), расположенных на территориях национальных парков, ценностей из музейных фондов национальных парков осуществляется с разрешения дирекций национальных парков.

     Расположение  национальных парков на территориях  двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения их территориальной  целостности или изменения статуса.

     Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с  утвержденными проектами на основании  лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма  и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям  деятельности национальных парков и  не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного  наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.

     При наличии соответствующих лицензий их владельцам могут быть предоставлены  в аренду земельные участки, природные  объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных  органах, в ведении которых находятся  национальные парки.

     Владелец  лицензии представляет на утверждение  дирекции национального парка и  государственного органа, в ведении  которого находится национальный парк, проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.

     Порядок предоставления и аннулирования  лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определяется Правительством Российской Федерации.

     Природные парки – относительно новая категория  особо охраняемых природных территорий России. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов  Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные  комплексы и объекты, имеющие  значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для  использования в природоохранных, просветительских и рекреационных  целях.

     Территории  природных парков располагаются  на землях, предоставленных им в  бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

     На  природные парки возлагаются  задачи по сохранению природной среды  и природных ландшафтов, созданию условий для отдыха и сохранению рекреационных ресурсов, а также  по разработке и внедрению эффективных  методов охраны природы и поддержанию  экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

     Решение об образовании природных парков принимают органы государственной  власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

     Создание  природных парков, связанное с  изъятием земельных участков или  водных пространств, используемых для  общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

     Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями  и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения.

     Средствами  природных парков, которыми они распоряжаются  в установленном порядке, являются следующие получаемые дирекциями природных  парков средства:

     а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;

     б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;

     в) в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в  том числе иностранных граждан  и международных организаций.

     Природные парки, а также собственники, владельцы  и пользователи земельных участков в границах территорий природных  парков, имеющие ограничения в  их использовании в связи с  соблюдением режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

     На  территориях природных парков устанавливаются  различные режимы особой охраны и  использования в зависимости  от экологической и рекреационной  ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

     На  территориях природных парков запрещается  деятельность, влекущая за собой изменение  исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

     В границах природных парков могут  быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

     С природными парками согласовываются  вопросы социально-экономической  деятельности юридических лиц, расположенных  на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты  развития населенных пунктов.

     Конкретные  особенности, зонирование и режим  каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной  власти соответствующих субъектов  Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным на то государственным  органом Российской Федерации в  области охраны окружающей природной  среды и соответствующими органами местного самоуправления.

     Управление  национальными природными парками  осуществляется специально уполномоченными  государственными органами Российской Федерации, определяемыми Правительством Российской Федерации.

     Национальные  природные парки возглавляются  директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся  национальные природные парки.

     Директор  национального природного парка  руководит деятельностью парка  и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных  на парк задач.

     На  территориях национальных природных  парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования  с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

     - зоны заповедного режима, в пределах  которых любое хозяйственное  и рекреационное использование  территории запрещено;

     - зоны заказного режима, обеспечивающие  условия сохранения природных  объектов, в пределах которых  допускается строго регулируемое  рекреационное пользование;

     - зоны познавательного туризма,  предназначенные для организации  экологического просвещения и  ознакомления с достопримечательностями  национального природного парка;

     - зоны рекреационного использования,  включая территории, предназначенные  для спортивной и любительской  охоты и рыболовства;

     - зоны охраны историко-культурных  объектов, обеспечивающие условия  для сохранения комплексов и  объектов культурного наследия;

     - территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами;

     - зоны обслуживания посетителей,  предназначенные для размещения  гостиниц, палаточных лагерей и  иных объектов туристического  сервиса, культурного, бытового  и информационного обслуживания;

     - зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся  хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения  функционирования национального  природного парка, а также удовлетворения  основных нужд проживающего на  его территории населения.

     Лимиты  посещения гражданами национальных природных парков определяются администрациями  парков на основании научно обоснованных норм использования территорий в  рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся  национальные природные парки.

     Конкретные  особенности, зонирование и режим  каждого национального природного парка определяются в положении  о нем, утверждаемом государственным  органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

     Соблюдение  режима национального природного парка  обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:

     - директор национального природного  парка и его заместители;

     - старшие государственные инспектора  по охране национального природного  парка (руководители отделов,  ведающие вопросами организации  рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);

     - участковые государственные инспектора  по охране национального природного  парка (мастера леса, охотоведы);

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий