Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
1.2 Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и заказников
2.2 Правовой статус национальных и природных парков
2.3 Правовое положение памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 90.99 Кб (Скачать)

     Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности  режима конкретного дендрологического  парка и ботанического сада определяются Положениями, утвержденными для  них соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об их образовании.

     В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначения входят правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и правовой режим курортов. В преамбуле к ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 г. говорится, что "природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите". Цель придания специального статуса данной категории объектов – особая охрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортов и лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения.

     В Законе дается определение рассматриваемых  объектов. Лечебно-оздоровительная  местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная  для организации лечения и  профилактики заболеваний, а также  для отдыха населения.

     Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная  территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного  и конечного объекта экологического права в этом случае будет выступать  именно курорт, так как организация  курорта предполагает наличие лечебно-оздоровительной  местности, хотя не исключается и  самостоятельное существование  последней.

     На  основании вышеупомянутого Закона курорты могут быть федерального, регионального, местного и районного  значений. В зависимости от значения курорта определяется порядок его  образования. Так, курорты федерального значения образуются по решению Правительства  РФ, регионального значения – по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, а  местного и районного – в порядке установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схеме происходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значения получают основные средства из федерального бюджета; регионального, местного, районного значений – из бюджетов субъектов РФ.

     Запрещается строительство на курортах новых  и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с  удовлетворением нужд лиц, прибывающих  на курорт для лечения и отдыха и местного населения.

     Основными элементами правового режима курортов являются: санитарная охрана их как  природного комплекса и общекурортный  режим.

     "Общекурортный  режим, предусматривающий, в частности,  мероприятия по борьбе с шумом  и по регулированию работы  транспорта, внешней радиотрансляционной  сети, зрелищных, торговых и иных  предприятий, устанавливается в  целях обеспечения условий для  лечения и отдыха граждан на  курортах".

     Для предохранения лечебно-оздоровительных  местностей и курортов от порчи и  преждевременного истощения, в них  устанавливаются округа санитарной охраны. Они устанавливаются на всех курортах. В границы округов санитарной охраны входят территории лечебно-оздоровительных  местностей, а также территории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. В пределах округов санитарной охраны запрещаются  всякие работы, загрязняющие почву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и  другим зеленым насаждениям, ведущие  к развитию эрозийных процессов  и отрицательно влияющие на природные  лечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охраны выделяется до трех зон.

     На  территории первой зоны запрещаются  проживание и все виды хозяйственной  деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и  использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных  целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и  сооружений, не связанных непосредственно  с созданием и развитием сферы  культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные  лечебные ресурсы и приводящих к  их истощению. На территории третьей  зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также  на осуществление хозяйственной  деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных  лечебных ресурсов и их истощением.

     При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений  минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных средств  несколькими курортами для них  может устанавливаться единый округ  санитарной охраны.

     Таким образом мы пришли к следующим выводам:

     - В Российской Федерации наиболее  традиционной формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия, являются государственные природные заповедники. На сегодняшний день в России свыше ста государственных природных заповедника общей площадью свыше 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России.

     - Можно сказать, что "национальными,  природными парками объявляются  изъятые из хозяйственного использования  значительные по площади особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения".

     - Правовое положение национального  парка характеризуется двойственностью.  С одной стороны, это государственное  учреждение, выполняющее научные  и туристические функции, занимающиеся  просветительством. В этом качестве  оно наделяется правами юридического  лица и полномочиями субъекта  права пользования землей, полученной  из федеральной собственности.  С другой стороны, это природный  комплекс, изъятый из хозяйственного  оборота, сочетающий в себе  решение экологических, рекреационных  и просветительских задач. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении хотелось бы особо отметить, что определение правового режима особо охраняемых природных территорий очень важно в российском законодательстве. Понятие особо охраняемых природных территорий дается в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с изменениями на 27 декабря 2009 г. По российскому законодательству особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

     Из  представленного в данной работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам затрагивающим правовой режим особо охраняемых природных территорий. Россия становится на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство и какими бы не были трудности, необходимо привести внутреннее российское законодательство в соответствие с международно-правовыми документами, имеющих своей задачей - обеспечить защиту от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития сети особо охраняемых природных территорий.

     На  основании изучения и анализа  научной юридической литературы, можно сделать следующие выводы:

     1. что система законодательства  об особо охраняемых природных  территориях — многоуровневая категория. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

     а) Международные правовые акты;

     б) Конституция Российской Федерации;

     в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

     г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ);

     д) Федеральный закон "О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ);

     е) Постановления Правительства;

     ж) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     2. Что с учетом особенностей  режима особо охраняемых природных  территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

     - государственные природные заповедники,  в том числе биосферные;

     - национальные парки;

     - природные парки;

     - государственные природные заказники;

     - памятники природы;

     - дендрологические парки и ботанические  сады;

     - лечебно-оздоровительные местности  и курорты.

     Но  можно например классифицировать по критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

     3. В Российской Федерации наиболее  традиционной формой территориальной  охраны природы, имеющей приоритетное  значение для сохранения биологического  разнообразия, являются государственные  природные заповедники. На сегодняшний  день в России свыше ста  государственных природных заповедника общей площадью свыше 33,152 млн. га, в том числе сухопутные (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% территории России.

     4. Современное состояние природоресурсного потенциала Республики Башкортостан, а именно Государственного природного заповедника "Шульган-Таш", интенсивность его использования, формы и методы охраны в значительной степени определяются экономическими факторами. Научно-технический прогресс без экологических ограничений связан с необратимыми последствиями для жизнедеятельности общества и поэтому хозяйственная деятельность требует обоснованного регулирования с учетом требований охраны окружающей среды. Устойчивое развитие Республики Башкортостан невозможно без учета экологической составляющей.

     И в заключении, нам бы хотелось выразить надежду, что государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с  охраной, рациональным использованием особо охраняемых природных территорий, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и  заложит основу возрождения России как великой мировой державы. 

 

      БИБЛИОГРАФИЯ 

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция  об охране всемирного культурного  и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.). – М: Изд-во "АСТ", 2008.

2. Конституция  Российской Федерации (с учетом  поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и  от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2009.

3. Водный кодекс  Российской Федерации от 04.12.2006 №  201-ФЗ (в ред. Федеральных законов  от 27.12.2009 № 365-ФЗ). – М: Изд-во "Омега-Л",2010.

4. Земельный  кодекс Российской федерации  от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. Федеральных  законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ). – М:  Изд-во "Омега-Л",2010.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий