Правовой режим особо охраняемых природных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:12, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определена тем, что отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
1.1 Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
1.2 Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников и заказников
2.2 Правовой статус национальных и природных парков
2.3 Правовое положение памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 90.99 Кб (Скачать)

     При принятии судебного акта, суд первой инстанции исходил из того, что  в силу прямого указания статьей 27, 36 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также пункта 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещена  приватизация особо охраняемых земель.

     Постановлением  одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 указанное решение  суда оставлено без изменения.

     Не  согласившись с вынесенными судебными  актами, ООО "Инвест-Актив" обратилось в Федеральный арбитражный суд  Поволжского округа с кассационной жалобой. Заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции и апелляционным судом  норм материального и процессуального  права.

     Рассмотрев  в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Актив", г. Сызрань, на решение  Арбитражного суда Самарской области  от 04.06.2009 и постановление одиннадцатого  арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009, Федеральный арбитражный  суд Поволжского округа постановил что решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения (см. Приложение 1).

     На  каждый памятник природы заводится  паспорт, оформляемый специально уполномоченными  государственными органами в области  охраны окружающей природной среды  и утверждаемый в установленном  порядке.

     В паспорте памятника природы указываются:

     - наименование памятника природы;

     - местонахождение памятника природы;

     - краткое описание памятника природы;

     - описание границ памятника природы  и его охранной зоны;

     - площадь, занимаемая памятником  природы и его охранной зоной  (раздельно);

     - режим охраны, установленный для  памятника природы;

     - допустимые виды использования  памятников природы;

     - установленный режим охранной  зоны памятников природы;

     - наименования и юридический адрес  собственников, владельцев, пользователей  и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник  природы и его охранная зона, а также наименование и юридический  адрес физических и юридических  лиц, взявших на себя обязательство  по охране памятника природы  и обеспечению установленного  для него режима.

     Кроме того, паспорт памятника природы  включает:

     - фотографии размером не менее  9 х 12 см, иллюстрирующие на момент  составления паспорта состояние  памятника природы и его наиболее  ценных участков или отдельных  объектов;

     - карту-схему, позволяющую ясно  представить границы и местонахождение  памятника природы и его охранной  зоны;

     Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных  участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими  и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению  установленного режима охраны памятника  природы, местной администрацией и  специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

     Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

     Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются  при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

     Использование памятников природы допускается  в следующих целях:

     - научных (мониторинг состояния  окружающей природной среды, изучение  функционирования и развития  природных экосистем и их компонентов  и т.п.);

     - эколого-просветительских (проведение  учебно-познавательных экскурсий,  организация и обустройство экологических  учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска  слайдов, буклетов и т.п.);

     - рекреационных;

     - природоохранных (сохранение геофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

     - иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам  объявления данных природных  объектов и комплексов памятниками  природы и установленному в  их отношении режиму охраны.

     Сами  цели создания памятников природы являются особенностью правового режима памятников природы, так как они представляют собой внутреннюю направленность и  обусловлены самим существованием памятника природы, а никак не желанием создать такой памятник.

     Допустимые  виды использования каждого памятника  природы устанавливаются в зависимости  от его характера и состояния  и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для  допустимых видов его использования  могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

     Особенности правового режима земель, занятых  памятниками природы, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки  долин и побережий, достопримечательные  горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений  полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и  т.д.).

     В обязательном порядке ведется государственный  кадастр особо охраняемых территорий. государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

     Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости  и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.

     Кадастр ведется:

     - по особо охраняемым природным  территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной  власти и организациями, в ведении  и управлении которых находятся  такие природные территории;

     - по особо охраняемым природным  территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов  Российской Федерации, - органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

     Все вышесказанное касается установленных  законодательством Российской Федерации  правил. Но помимо внутригосударственных, есть и международные нормы права, касающиеся памятников природы. Это  Конвенция об охране всемирного культурного  и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.). В соответствии со статьей 2 Конвенции  памятники природы относятся  к природному наследию, а под памятниками  природы понимаются памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки.

     Все присоединившиеся страны принимают  на себя обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию  и передачу будущим поколениям культурного  и природного наследия, которое расположено  на его территории. С этой целью они стремятся действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми они могут пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях.

     Государства - стороны настоящей Конвенции, по возможности, стремятся, с тем чтобы  обеспечить возможно более эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране:

     а) проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в  общественной жизни и на включение  охраны этого наследия в программы  общего планирования;

     б) учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько  служб по охране, сохранению и популяризации  культурного и природного наследия, располагающих соответствующим  персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них  задачи;

     в) развивать научные и технические  разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству  устранять опасности, угрожающие его  культурному и природному наследию;

     г) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения,

     популяризации и восстановления этого наследия;

     д) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров  подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного  и природного наследия, а также  поощрять научные исследования в  этой области.

     В последнее время в России многие территории были признаны памятниками  природы и поставлены под особую защиту государства. Таким образом, можно сказать, что в России достаточно успешно осуществляется и признание  территорий, имеющих особое значение в жизни страны, памятниками природы, и защита таких территорий от антропогенного воздействия.

     Далее мы предполагаем рассмотреть правовые режимы дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

     Статья 28 ФЗ "Об особо охраняемых территориях" определяется дендрологические парки  и ботанические сады как природоохранные  учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций  растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и  ботанических садов предназначаются  только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование  дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским  или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся  дендрологические парки и ботанические сады.

     Дендрологические  парки и ботанические сады могут  быть как федерального, так и регионального  значения и образуются соответственно решениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов  РФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета  или средств бюджетов субъектов  РФ соответственно.

     Территории  дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, например, на:

  1. Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;
  2. Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
  3. Административную.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых природных территорий