Понятие, предмет, методы и источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.

Содержание

Введение
Понятие, предмет, методы и источники экологического права
Эколого-праввовой статус человека
Понятие и виды экологических прав человека
Право на благоприятную окружающую среду
Права общественных экологических формирований
Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Право.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

Другая его важнейшая  характеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при  регулировании использования природных  ресурсов с целью удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путем лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (ст. 19). Конкретные предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

Благоприятная окружающая среда  означает также способность удовлетворять  эстетические и другие потребности  человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует  установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных  и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее  основы его жизнедеятельности, связанные  с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан – требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, – предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологической функции государства  и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам

 

    Инструментами обеспечения нормальной жизнедеятельности индивида и общества служат не только субъективные экологические права, которые могут быть эффективными, разумеется, лишь при соблюдении иных условий, связанных с функционированием государства и общества, в частности, при наличии и надлежащем исполнении соответствующих обязанностей индивидов в данной сфере. Очевидно, что мы можем рассчитывать на соблюдение принадлежащего нам от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы «зависают», не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения,

В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого  сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Важно обратить внимание на субъекта этой обязанности. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой (окружающей средой) в процессе своей жизнедеятельности будучи в разных качествах – как житель города и другого населенного пункта и как работник, в том числе должностное лицо. Соответственно, как житель, в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Одновременно и прежде всего обязанность сохранять природу и окружающую среду возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

Обязанность каждого сохранять  природу и окружающую среду и  бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием нa окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие, адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. Юридическая ответственность выполняет функцию гарантии исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды является проявлением культуры общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе – моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений.

Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу  и окружающую среду и бережно  относиться к природным богатствам служит осуществление человеком  деятельности, связанной с вредным  воздействием на окружающую природную  среду и природопользованием, в  соответствии с требованиями экологического законодательства.

Конституционные обязанности  сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к  природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Статья 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Наиболее полно обязанности  по охране природы и бережному  использованию природных богатств граждан как природопользователей определены в природноресурсном законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 53 Земельного кодекса РСФСР собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном ст. 100 и 101 Кодекса.

Более конкретные обязанности  собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов  по охране земель предусмотрены в  ст. 101 ЗК РСФСР. Они, в частности, обязаны  осуществлять восстановление и повышение  плодородия почв, а также других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения  отходами производства, химическими  и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения; защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуротехнического состояния земель; рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Обязанности лесопользователей определены ст. 83 Лесного кодекса РФ. Обязанности пользователей недр предусмотрены в ст. 22 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах». Обязанности водопользователей установлены ст. 92 Водного кодекса РФ.

Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» установлены  следующие обязанности пользователей  животным миром: осуществлять только указанные  в лицензии виды пользования; соблюдать  установленные правила, нормы и  сроки пользования; применять при  пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы (ст. 40).

Иными актами природоохранительного  законодательства определены другие обязанности  природопользователей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.

Нарушение установленных  в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

 

 

 

 

 

 

    1. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами

 

В системе центральных  органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые  также возложены специальные  задачи по государственному управлению природопользованием и охраной  окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:

· Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;

· Министерство здравоохранения РФ;

· Федеральная служба геодезии и картографии России;

· Министерство внутренних дел РФ;

· Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

· Министерство строительства РФ;

· Федеральный горный и промышленный надзор России;

· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная пограничная служба РФ;

· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды (Росгидромет) и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Их деятельность в этой части координируется Госкомэкологией России. Росгидромет проводит свою деятельность на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994г.

Основные задачи Росгидромета включают:

• гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение  народного хозяйства, органов государственной  власти, населения и Вооруженных  Сил РФ и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов;

• оценку климатических  изменений, агроклиматических и  поверхностных водных ресурсов РФ и  субъектов РФ;

• исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в  атмосфере, на поверхности суши и  в Мировом океане, включая Арктику  и Антарктику, околоземном космическом  пространстве;

• осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного  хозяйства;

• государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному  воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления;

• выполнение в установленном  порядке международных обязательств РФ по вопросам гидрометеорологии и  гелиогеофизики, климата и его  изменений, мониторинга загрязнения  окружающей среды, состояния верхних  слоев атмосферы и ее озонового  слоя, изучения Мирового океана, Арктики  и Антарктики, активного воздействия  на гидрометеорологические процессы.

Министерство сельского  хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) занимает особое место в системе функциональных органов, обеспечивающих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды, так как является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории России в части охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства.

Информация о работе Понятие, предмет, методы и источники экологического права