Понятие и предмет экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в текущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-за возрастания нагрузок на природную среду.

Содержание

1 Введение……………………………………………………………………3-4.

2 Источники экологического права………………………………………4-7

3 История возникновения и развития экологического права в России7-10

4Экологические права и обязанности граждан…………………………10-12

5Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………….12-16

6Понятие и виды ответственности……………………………………16-18

7Заключение………………………………………………………………..18

8Литература…………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

контрольная по экологии.docx

— 47.05 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

“Новгородский  государственный университет имени Ярослава Мудрого” 

Контрольная работа

по

экологическому  праву 

Студентки __I курса ___9554_группы 

Специальности _менеджмент ___организации_____ 

___Дроздовой Ирины Николаевны

(ФИО студента) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План 
 

1 Введение……………………………………………………………………3-4.

2 Источники экологического права………………………………………4-7

3 История возникновения и развития экологического права в России7-10

4Экологические права и обязанности граждан…………………………10-12

5Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………….12-16

6Понятие и виды ответственности……………………………………16-18

7Заключение………………………………………………………………..18

8Литература…………………………………………………………………19 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экологическое право

         Введение. Понятие и предмет  экологического права.

Все взаимосвязано  со всем - гласит первый экологический  закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив  чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих  свою естественную продуктивность. Уже  в прошлом веке возникла тревога  человека за судьбу планеты, а в текущем  столетии дело дошло до кризиса мировой  экологической системы из-за возрастания  нагрузок на природную среду.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах стали глобальными  проблемами. И если человечество будет  продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают  ведущие экологи мира, через два  – три поколения неизбежна.

Для возникновения  самостоятельной отрасли права  в системе права необходимы, как  минимум, два условия:

наличие государственного интереса в создании такой отрасли 

четкое выражение  специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования.

Потребность в  особом методе правового регулирования

Наличие либо потребность  в особых источниках права.

Экологическое право, как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующим экологические общественные отношения в целях достижения гармонических отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих на Земле.

Предметом экологического права являются экологические общественные отношения , особенности которых выражаются в следующем:

Экологические общественные отношения всегда имеют  наряду с непосредственной, «эксплуатационной» целью свои особые цели, отличающиеся от целей хозяйственной эксплуатации имущества. Это:

А) сохранение природных  объектов в ходе их использования. Понятие  «обеспечивать сохранность» применительно  к экологическим отношениям означает недопущение необратимых отрицательных  изменения природных объектов в  результате человеческой деятельности. Например, лов рыбы запрещается в  период нереста, так как это влечет за собой истощение рыбных запасов;

Б) улучшение  природных объектов в ходе их использования. Оно выражается в активизации  его полезных природных функций  и нейтрализации вредных. Например, в ходе хозяйственной эксплуатации пахотных земель землепользователи  обязаны повышать плодородие почв и  устранять эрозийные процессы;

В) восстановление нарушенных природных объектов. Так, рубка леса должна компенсироваться лесовосстановительными работами; отлов  рыбы в водоемах - рыборазведением  и т.д.

Одновременно  с сохранностью, улучшением и восстановлением  природных объектов их эффективное  использование выражается в двух основных направлениях:

Эффективное использование  непосредственно эксплуатируемых  природных объектов;

Эффективное использование  полезных свойств эксплуатируемых  природных объектов.

Т.е. предмет экологического права - это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные отношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффективного пользования природных объектов экосистем в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

2. Источники экологического  права.

Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в  установленной форме и процедуре  и содержащий жесткую волю законодателя в области экологопользования.

Система источников экологического права России:

1) Общепризнанные  принципы и нормы международного  права.

Иерархии эколого-правовых нормативных актов представляют собой много уровней, прежде всего  международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора РФ являются составной частью правовой системы России. Если между договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера - договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канал на Корейском перешейке и о. Малый Высоцкий.

Использование норм международного договора для правового  урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных  правоотношений могут выступать  иностранные юридические и физические лицам В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом «ст. 3 АПК»

2) Конституция  Российской Федерации - источник  экологического права.

Далее следует  конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ , не должны противоречить Конституции РФ «ст. 15». Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы : природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности «ст.72 Конституции РФ»

3) Конституционные  Федеральные законы- источники экологического  права.

Третьим после  конституционного уровня являются конституционные  Федеральные законы, которые принимаются  по вопросам , предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66 ,68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый конституционный Федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию «ст. 108».

4) Федеральные  законы – источники экологического  права.

На основании  Конституции РФ были приняты следующие  Федеральные законы:

Лесной кодекс РФ, который определил понятие  лесного фонда РФ, компетенцию  органов в сфере регулирования  лесных отношений и т. п.;

Федеральный закон  « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « о недрах» (от 8 февраля 1995), в котором определен  государственный фонд недр, виды, сроки  и порядок пользования недрами  на основании разрешений (лицензий);

Федеральный закон  « О природных лечебных ресурсах , лечебно – оздоровительных местностях и курортах» (от 27 января 1995);

Федеральный закон  « Об особо охраняемых территориях» (от 15 февраля 1995);

Федеральный закон  о животном мире (от 22 марта 1995);

Федеральный закон  « Об экологической экспертизе»  ( от 19 июля 1995);

Федеральный закон  « Водный кодекс РФ» (от 18 октября 1995);

Федеральный закон  « Об использовании атомной энергии» (от 20 октября 1995);

Федеральный закон  « О континентальном шельфе» (от 25 октября 1995) и др.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР  « Об охране окружающей природной  среды». Этот закон состоит из  преамбулы, 15 разделов и 94 статей. Этот Закон состоит из преамбулы, 15 разделов и 94 статей. Среди них:  право граждан на здоровую  и благоприятную окружающую природную  среду (ст. 11- 14), государственная  экологическая экспертиза ( ст.35-39), экологический контроль (ст.68- 72), разрешение споров в области охраны окружающей природной среды (ст.78-80) и другие. Указанный Закон является первым систематизированным нормативно-правовым актом, появления которого давно ждала юридическая общественность России. Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов.

5) Указы Президента  РФ – источники экологического  права.

Статьей 90 Конституции  РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся  к подзаконным нормативным актам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 декабря 1993г. «  О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ от 4 февраля 1994г. «  О государственной стратегии  РФ по охране окружающей среды и  обеспечению устойчивого развития»  и другие.

6) Подзаконные  нормативно – правовые акты  органов исполнительной власти  как источники экологического  права .Бывают правительственные (Постановления Правительства РФФ по вопросам государственной экологической экспертизы и т.д.), межведомственные (напр., Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ ), ведомственные (принимаются начальниками ведомств и министрами по вопросам экологопользования).

7) Нормативно-правовые  акты субъектов РФ как источники  экологического права.

Субъекты РФ принимают законодательные и  другие нормативно-правовые акты учетом Федеральных законов «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых территориях  и др. В соответствии с указанными законами некоторые субъекты РФ приняли  различные кодексы. Так, в Карелии 27 января 1991 г. был принят Земельный  кодекс, в Республике Башкортостан 27 января 1995- Водный кодекс, в Республике Коми- лесной кодекс.

8) Нормативно-правовые  акты органов местного самоуправления  как источники экологического  права.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление, которое  является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. В соответствии с ч.2 ст. 6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1999) к вопросам местного самоуправления относятся также организация и обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, регулирование использования водных объектов местного значений, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр строительства подземных сооружений местного значения и т. д.

Информация о работе Понятие и предмет экологического права