Характеристика права природопользования

Автор: u**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 12:40, реферат

Описание работы

Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов, обеспечения многогранных материальных, экономических и социальных интересов и законных прав субъектов природопользования. Таким образом, под правом природопользования имеется в виду институт общей части экологического права, в котором объединены нормы, которые определяют общие положения для права пользования всеми видами естественных объектов, включая и нормы, которые регулируют их комплексное использование.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды права природопользования
2. Субъекты и объекты права природопользования
3. Основания возникновения и прекращения права природопользования
4. Лицензионно-договорные основы природопользования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

121.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

  – предъявлять в установленном  порядке иски за ущерб, причиненный  им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование;

  – иные права в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ.

  Природопользователи обязаны:

  – осуществлять только разрешенные лицензией  виды пользования, в том числе соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами;

  – вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния  природных объектов;

  – своевременно вносить плату за пользование  ресурсами;

  – осуществлять учет и оценку состояния  используемых объектов;

  – предоставлять специально уполномоченным государственным органам данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;

  – возмещать причиненный природным  ресурсам и природной среде ущерб;

  – иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов  РФ.

  Объектом  права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в  качестве объекта природопользования могут выступать и природные  объекты.

  В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра.

  3.         Основания возникновения и прекращения права природопользования

  Основания возникновения права специального природопользования обычно представляют собой сложные юридические составы, то есть совокупность юридических фактов, среди которых определяющее значение имеют разрешения (лицензии) компетентных государственных органов. Лицензия на право природопользования - наиболее типичное и распространенное основание возникновения права природопользования.[7]

  Основания возникновения, изменения и прекращения  права природопользования различаются  в зависимости от вида используемого  природного объекта и определяются природоресурсным законодательством.

  Как правило, для возникновения права  природопользования требуется наличие юридического состава, т. е. совокупности нескольких юридических фактов:

  - решение  компетентного государственного  органа о предоставлении конкретного  природного объекта в пользование.  Такое решение может приниматься  Правительством РФ, исполнительным органом субъекта РФ либо их совместным решением или органа местного самоуправления.

  - лицензия  на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным  государственным органом. Получение  лицензии необходимо при возникновении права пользования водным объектом, участком недр, объектами животного мира, права комплексного природопользования.

  - договор  на пользование природными ресурсами.  Природоресурсное законодательство  предусматривает специфические  виды договоров: лесное законодательство - договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции, водное законодательство – договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, договор частного водного сервитута, земельное законодательство – договор аренды и временного пользования. Заключаются эти договоры с федеральными или региональными государственными исполнительными органами или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключение договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

  В случае возникновения спора о  заключении договора или его условиях заинтересованные лица могут обратиться в суд, тогда основанием возникновения права природопользования может быть судебное решение.

  Основаниями прекращения права природопользования также являются юридические факты, конкретные перечни которых содержатся в земельном, лесном, водном и других подотраслях экологического законодательства применительно к особенностям использования отдельных видов природных ресурсов.

  Некоторые из этих оснований являются характерными лишь для данных природных ресурсов. Так, право водопользования прекращается вследствие естественного или искусственного исчезновения водного объекта (ст. 60 Водного кодекса РФ). Однако большинство юридических фактов могут быть основаниями прекращения права пользования всеми видами природных ресурсов. К ним относятся:

  - истечение  срока пользования природным  объектом;

  - отказ природопользователя от использования природного объекта;

  - ликвидация  юридического лица или смерть  гражданина-природопользователей.

  Общими  основаниями принудительного прекращения  права пользования природными ресурсами  являются:[8]

  - изъятие  природного объекта для государственных  или муниципальных нужд;

  - использование  природного объекта не в соответствии  с целевым назначением;

  - нарушение  правил рационального использования или охраны природного ресурса. Это могут быть нарушения условий лицензии или договора на право пользования природным объектом, неосвоение его в течение определенного срока, невыполнение экологических требований в процессе хозяйственного использования природного объекта, систематическое невнесение платежей за природопользование и др.

  4.         Лицензионно-договорные основы природопользования

  В формируемом праве окружающей среды  России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования  природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение. Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если для ее ведения она требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.

  Значение  лицензирования и договорной практики определяется также другими их функциями  в механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды. К таким  функциям относятся:[9]

  а) информационная, в рамках которой  собирается, накапливается и распространяется информация о масштабах, видах и  пределах экологически значимой деятельности, о состоянии окружающей среды в месте ее осуществления, мерах по охране окружающей среды и рациональному природопользованию и др.;

  б) превентивная - с учетом данных о  масштабах и видах экологически значимой деятельности посредством  установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов, химических, физических и биологических воздействий на природу, других экологически значимых условий осуществления такой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;

  в) контрольная, которая выражается в том, что, выдавая лицензию и заключая договор, уполномоченные государственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатом требований законодательства об окружающей среде;

  г) гаранта реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.

  Хотя  лицензирование и заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, они являются правовыми инструментами реализации разных методов в праве окружающей среды - административно-правового и гражданско-правового.

  Наряду  с экологическим нормированием  и государственной экологической  экспертизой, экологической сертификацией  и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, комплексный правовой институт и как функция государственного управления в данной сфере.

  Хозяйственная и иная деятельность, связанная с  использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая  оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п. Правовой институт экологического лицензирования получает в России все более широкое развитие.

  В соответствии с экологическим законодательством  используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право  пользования недрами, комплексное  природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет. Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».

  В отличие от лицензии, договор как  инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует  гражданско-правовой метод регулирования. Стороны договорных отношений автономны и административно независимы друг от друга. Их взаимные права и обязанности определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об окружающей среде и строго в рамках компетенции соответствующего органа исполнительной власти.

  Договор в сфере взаимодействия общества и природы является средством  правового регулирования отношений  как наряду с лицензией, так и  самостоятельно, устанавливая соответствующие  права (на аренду земли, на пользование водными ресурсами и др.).

  Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных  и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.

  Выдача  лицензии уполномоченным федеральным  органом и заключение договора на природопользование с органом исполнительной власти субъекта РФ является реализацией положения Конституции РФ относительно того, что природопользование и охрана окружающей среды являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

  Так как природные ресурсы, предоставляемые в специальное природопользование на основе лицензий и договоров, находятся в государственной собственности, то получается, что полномочия по распоряжению государственной собственностью реализуются одновременно двумя видами органов - специальной и общей компетенции, представляющих национальные и региональные интересы. С учетом общественного интереса в обеспечении охраны окружающей среды при предоставлении природных ресурсов в пользование важно, что в этой деятельности участвуют органы Государственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством проведения государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование.

Информация о работе Характеристика права природопользования