Валютный рынок. Валютное регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Организация и современное состояние валютного рынка России. Динамика валютного курса и факторы, влияющие на него. Совершенствование валютного регулирования и валютного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Валютный рынок: понятие, виды, организация…………………………4
1.1 Валютный рынок: понятие и виды………………………………………4
1.2 Участники валютного рынка…………………………………………….9
1.3 Организация валютного рынка в России……………………………….11
2. Анализ валютного рынка России………………………………………...16
2.1 Анализ операций центрального банка на валютном рынке…………..16
2.2 Динамика валютного курса……………………………………………...22
3. Совершенствование валютного регулирования и валютного контроля 26
3.1 Валютное регулирование в России……………………………………..26
3.1 Валютный контроль……………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы………………………………………..37
Приложение А- Платежный баланс России 2008-2009……………….…...38
Приложение Б- Данные о состоянии денежной массы 2008-2009………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 663.50 Кб (Скачать)

- освобождение уполномоченных банков от выполнения несвойственных коммерческим организациям государственно-административных функций, ведущих к конфликту интересов. 
 

     3.2. Валютный контроль 

     Валютный  контроль — юридический термин. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2003 года определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы, а именно: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции; 3)единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5)обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников валютных операций при их осуществлении.

     Органами  валютного контроля  являются Центральный  банк и Правительство РФ.

     Целью валютного контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

     Органами  валютного контроля являются Центральный  банк РФ, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

     Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также  не являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе держатели  реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

     Уполномоченные  банки – банки и иные кредитные  учреждения, получившие лицензии ЦБР  на проведение валютных операций.

     Основными направлениями валютного контроля являются:

     а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;

     б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а  также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

     в) проверка обоснованности платежей в  инвалюте;

     г) проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

     Органы  и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

     ·        осуществляют контроль за проводимыми  в РФ резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием  этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также  за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

     ·        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов.

     Формирование  современной системы валютного  контроля в России обычно рассматривается  как хронологическая последовательность событий по принятию нормативных актов, которые регламентируют правила проведения определенных видов операций, методы ведения контроля и полномочия контролирующих государственных организаций. Большинство авторов рассматривают развитие системы валютного контроля в РФ по линии расширения объема валютных операций, охваченных контролем. Некоторые рассматривают валютный контроль с позиции совершенствования организационной структуры. Такие подходы не дают целостную картину функционирования системы валютного контроля в стране.

     Развитие  системы валютного контроля проходило не только по пути модификации методов контроля (от косвенных до прямых), но и по пути расширения сферы применения по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, бартерные) и степени охвата валютным контролем объектов этих сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности).

     Анализ  становления валютного рынка  позволяет выделить следующие основные направления формирования системы  валютного контроля:

- формирование  внутренней организационной структуры;

- расширение  сферы охвата;

- модификация  правил проведения внешнеторговых  операций.

     Поскольку в России, согласно Закону, текущие  операции разрешено осуществлять без  ограничений, то есть контроля над их проведением не требуется. Операции же с движением капитала осуществляются на основании специальных разрешении или лицензий;  нерезиденты проводят валютные операции с иностранной валютой свободно, а резиденты - под контролем.  Валютные операции с рублем проводятся наоборот: резидентами - без ограничений, а нерезидентами - с существенными ограничениями, можно говорить об основном принципе валютного контроля в Российской Федерации: контроль над тем, чтобы валютные операции, связанные с движением капитала, не проводились как текущие (без лицензий или специальных разрешений), и контроль над тем, чтобы нерезиденты не проводили свои рублевые операции на территории РФ как резиденты, а резиденты свои валютные операции - как нерезиденты (без ограничений). Цель такого контроля - обеспечить стабильность национальной валюте. Но на практике контроль текущих/капитальных операций и контроль операций резидентов/нерезидентов в результате все равно выливается в контроль проведения внешнеторговых и связанных с этим других валютных операций на территории РФ, что существенно снижает его эффективность.

     Итак, система валютного контроля в  нашей стране имеет два направления:

контроль  внешнеторговых операций;

контроль  валютных операций на территории РФ.

     Контроль  внешнеторговых операций основан на том, что потоки товаров и денег  не пересекаются между собой. Необходим институт, который выполнял бы функцию контроля путем их сравнения.

     Контроль  операций на внутреннем валютном рынке  основан на контроле приобретения (только для проведения разрешенных Банком России операций) и продажи валютной выручки. Норматив обязательной продажи составляет 50%. Здесь контроль состоит в том, чтобы соблюдался норматив обязательной продажи, то есть половина валютной выручки была продана на внутреннем валютном рынке. Нерезиденты на территории России осуществляют расчеты в иностранной валюте без ограничений, а их рублевые операции подлежат контролю на двух стадиях: первая - при приобретении рублей инобанком и вторая - при расчетах инофирмы в рублях на территории России и при репатриации прибыли. Также расчеты на территории России в иностранной валюте возможны между посредником и реальным поставщиком или покупателем продукции резидентом. Для этого вида контроля используется принцип множественности счетов. Определенные расчеты возможно проводить только с определенных счетов: нерезидентам для текущей деятельности - счет типа "Т", инвестиционной - "И", операций с государственными ценными бумагами - "С"; резидентам для хранения валюты - "текущий" счет, экспортных операций - "транзитный", импортных операций - "специальный транзитный".

     Модификация правил проведения внешнеторговых операций шла по двум линиям: "косвенной" и "прямой". "Косвенный" - это  контроль уровня экспортных и импортных  цен, объема авансовых платежей и  ограничения в виде указаний, лицензий или разрешений. "Прямой" - контроль поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров, обоснованности платежей в иностранной валюте, эквивалентности бартера и другие, основанные на подсчете и сравнении.

     Классификация валютных операций установлена Законом  РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". По этой классификации все валютные операции разделяются на: текущие (переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту с отсрочкой не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ); связанные с движением капитала (все иные операции, не являющиеся текущими). При этом текущие операции осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Банком России. Этот порядок может реализовываться разрешениями и лицензиями, предоставлением отчета о проведенных операциях или свободным характером проведения.

     Данная  классификация носит сугубо нормативный  характер и не отвечает на вопрос о  правилах проведения операций.

     Для улучшения организации валютного  контроля следует предложить дополнительно к существующим классификацию, где можно разделить валютные операции по уровням ограничения.

     Уровень 1. Операции, которые разрешено проводить, минуя уполномоченные банки: благотворительные  взносы, дарение близким родственникам, завещание и наследование, коллекционирование.

     Уровень 2. Операции, проводимые без ограничений (текущие и приравненные к ним  по режиму проведения операции, связанные  с движением капитала): текущие  валютные операции по экспорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Расчеты в иностранной валюте на территории РФ между первым посредником и реальным поставщиком перечисление налогов, сборов, пошлин, штрафов, указанных в кодексах и законах РФ, постановлениях Правительства РФ и в ведомственных инструкциях, согласованных с Банком России. Расчеты с транзитных счетов резидентов, т.е. перечисление сумм, не являющихся экспортной выручкой операции, связанные с движением капитала.

     Уровень 3. Операции, требующие оформления паспорта сделки (текущие валютные операции, проводимые в установленном порядке):

экспорт товаров и импорт товаров 

     Уровень 4. Операции, требующие специального оформления (валютные операции, связанные  с движением капитала, осуществляемые в определенном порядке).

     Уровень 5. Операции, разрешенные к проведению только при наличии специального разрешения или лицензии (валютные операции, связанные с движением капитала):

     - банковские операции в иностранной валюте. Реализация на территории РФ за иностранную валюту.

     -Открытие счетов за границей.

     -Получение или предоставление финансовых и товарных кредитов на срок свыше 180 дней.

     -Иные.

     Эта классификация удобна с практической точки зрения, так как четко  определяет правила проведения той  или иной операции, что облегчает  валютный контроль.

     Преимущества  предложенной классификации заключаются также в следующем: она более информативна, чем простое разделение операций на текущие и связанные с движением капитала; она удобна в использовании (чтобы определить правила проведения операции, надо просто найти ее место в классификации) - она позволяет быстро вносить изменения в случае изменения валютного законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Валютный  рынок представляет собой инструмент интеграции одной хозяйственной  единицы в мировую экономику  независимо от уровня социально-экономического развития и политической ориентации. Международные экономические отношения, в частности мировая торговля товарами, услугами, движение капиталов, порождают необходимость в постоянном валютном обеспечении этих связей, в купле-продаже национальных валют. Это является одной из предпосылок возникновения валютного рынка. В России развитие валютного рынка набирает оборот с переходом к рыночной системе экономики. Это выступает своего рода необходимостью для поддержания стабилизации страны в целом и закрепления статуса России, как конкурентоспособного государства. Вливание валютного рынка России в международный  валютный рынок – устоявшийся процесс для нашей страны, но в данное время лежит задача глобализации национального валютного рынка с достижением  эффективного использования международного капитала. Размывание границ национального рынка России имеет достаточно устойчивую почву для развития торгового оборота и формирования перспективной денежно-кредитной политики страны.

     В ходе выполнения курсовой работы были выполнены следующие задачи:

  • рассмотрены теоретические вопросы  регулирования валютного рынка
  • рассмотрены организацию валютного рынка России
  • проанализировано состояние валютного рынка России
  • рассмотрена динамика валютного курса и факторов влияющих на него
  • рассмотрены вопросы связанные с валютным регулированием и валютным контролем
 

     Список  использованной литературы

1.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" 

2.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник – М.: Юристъ, 1999.- 368 с.  

3.Акопова Е.С., Воронкова О.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Серия «Учебники, учебные пособия» -

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 416 с. 

4.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник – М.: ИД ПРЕСС, 2000. – 760с. 

5.«Валютные операции» - М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 1999 – 352с. 

Информация о работе Валютный рынок. Валютное регулирование в России